III. Вера патриархов. Исаак. Иаков и Исав.

     

    Исаак.

    Жизнь и деятельность Исаака, в отличие от жизни других патриархов, не так подробно описана в Слове Божьем и по сути ей посвящена всего одна 26 глава книги Бытие. И из неё мы узнаём, что Исаак, подобно Аврааму, проходит испытание плоти в виде засухи и угрозы голодных времён. Знаем также, что он получает наказ от Бога не ходить в Египет, и Господь благословляет его направиться в Герар к Авимелеху, царю Филистимскому. Здесь, как и в случае с Авраамом, мы видим, что Исаак из боязни, что его убьют за жену, красавицу Ревекку, выдаёт её за сестру.

    «Авиме́лех (Абимелех; ивр. ‏אבימלך‏‎; лат. Abimelech) — библейский правитель Герара, современник Авраама (Быт. 26:1). В Торе Авимелех фигурирует в трёх эпизодах описанных в книге Бытие в главах 20, 21 и 26.» (Википедия).

    Согласно многим исследователям Библии, Авимелех не является именем собственным, переводится как «отец мой царь» и означает титул царей Филистимских, наподобие фараона в Египте, падишаха у тюрков, Цезарь или Август у римлян. Имя Авимилех встречается в 33-м Псалме, употребляется как общий титул филистимских царей, присваивается Гефскому царю Анхусу (1Цар 21:10-15).

    Сейчас трудно сказать, тот ли самый был Авимелех, который фигурирует в Библейском эпизоде с Авраамом и Саррой, но и то, что некий Фихол присутствует в обоих упомянутых событиях, тоже не вносит ясности. И все комментаторы Библии утверждают, что Фихол также означает не собственное имя, а титул военачальника. Да сейчас и не важно, тот ли это был правитель Филистимский либо другой из династии; главное то, что как с Авраамом, так и с Исааком, Господь не попускает никого прикоснуться к жёнам Патриархов из Рода Завета Христа, и подобно тому, как возвратил Сарру Аврааму, возвращает Ревекку Исааку и делает его неприкасаемым в глазах филистимлян.

    Быт.26:6-7 «Исаак поселился в Гераре. Жители места того спросили о жене его, и он сказал: это сестра моя; потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня, думал он, жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом.» здесь повторяется ситуация как с Авраамом неполное упование на защиту Господа.

    Быт.26:10-14 «Но Авимелех сказал: что это ты сделал с нами? едва один из народа не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех. И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснется к сему человеку и к жене его, тот предан будет смерти. И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь. И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим. У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему.»

    В этом случае мы видим также и человеческую греховную сущность Исаака в боязни за свою жизнь, но Господь устраняет препятствия на пути поиска истины и даёт все видимые и духовные ответы в жизнь последователей Христа. Помимо материального обеспечения в виде урожаев зерновых и приплода мелкого и крупного скота, Господь благословляет Исаака восстанавливать засыпанные завистливыми недругами колодцы, которые копали ещё слуги Авраама:

    Быт.26:15-19 «И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею. И Авимелех сказал Исааку: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас. Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там. И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его. И копали рабы Исааковы в долине и нашли там колодезь воды живой.»

    Есть множество различных религиозных комментариев, по поводу этих колодцев, чаще всего они раскручены по названиям этих колодцев, например такой:

    «Кроткий Исаак уступает насилию и покидает резиденцию Авимелеха (ср. ст. 8) и поселяется в долине близ Герара. Но столкновения из-за воды продолжаются, и Исаак, по-прежнему уступая филистимлянам, увековечивает свое право на отбираемые ими колодцы и несправедливость их притязаний — в именах колодцев: «Есек» (спор, ссора), по LXX (читавшим escheq) «ἀδικία» слав. «обида», ст. 20, и «Ситна» (ожесточенная, сатанинская вражда), по LXX τἐχυρία, у Акилы: ἀντικειμένη, ст. 21. Но затем Бог дает кроткому Исааку свободу от врагов, и он называет колодезь «Реховоф» (пространные места), у LXX: Εὐρυχωρία. Во время этих споров Исаак, вероятно, не раз переменял место и стана своего (имеет, поэтому значение добавление у LXX в ст. 21: «двинулся оттуда Исаак»). Намек на имена последних двух колодцев можно видеть в лежащих к северо-востоку от Газы колодцах Schutein и Ruhaibeh.» (Бытие 26 глава, Библия, Комментарии Лопухина).

    Колодец, особенно в условиях пустыни или полупустыни, это источник жизни. В данных Библейских примерах в образе колодцев показан животворящий Дух Христа. Вообще же на востоке, там, где происходили описанные Библией события, колодец имел сакральное значение. Это живительная вода для людей и стад, чтобы выжить в жарких засушливых регионах; это дороги и караванные пути, чтобы путники могли утолить жажду; это место встреч разных кочующих племён. У колодцев собирались люди, и там передавалась всевозможная информация, а в нашем случае это была весть о Христе Спасителе. И то, что у Исаака из старых засыпанных колодцев вновь начинали бить родники, есть самое настоящее Божье чудо. По свидетельству знающих людей, родники, подпитывающие колодец, но после забитые песком и глиной, пробивают себе под землёй другие пути, и вода просто уходит с прежнего места навсегда. Отсюда такой интерес пастухов к этим колодцам:

    Быт.26:20-22 «И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарек колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним. Выкопали другой колодезь; спорили также и о нем; и он нарек ему имя: Ситна. И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле.»

    Спор Филистимлян за колодцы Исаака есть духовный образ, показанный нам. Колодцы, которые оспорили язычники прообраз религиозного подхода к служению и пониманию Господа. Полностью засыпанный колодец это полный отказ от Слова Божия, от Завета с Богом, от Христа грех сатаны. Оспоренный колодец – прообраз противления Духу Святому в понимании Христа и невозможности спасения через религиозные усилия человека грех Адама в переходе от Древа Жизни к Древу познания добра и зла, от Слова Божия к слову противника. И лишь тот колодец, что остался во владении Иакова, а вернее, на той земле, что уделил Господь Исааку, сохранился в чистоте, что и есть сохранённое Слово Божие – источник воды живой: «и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле». Как позднее напишет Павел: «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.» (2Тим.3:14), ибо «Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.» (Рим.3:2).

    Отсюда богословы делают выводы, что несмотря на споры, распри, обиды и даже сатанинские препоны, верующий человек должен неуклонно следовать за Богом. Да и аминь, согласен! А только ли законы морали и нравственности учит нас соблюдать Библия в истории об Исааке? На поверхности да, всё верно, но Библия полна ссылок и логических аллюзий, идя за которыми мы полнее познаём Евангельскую премудрость учения Христа. И первый тому признак, указанный в Быт.26:19 вода живая, что откопали слуги Исаака. Переходим в Новый Завет к словам Самого Учителя:

    Ин.7:37-39 «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен.» вода живая это Дух Христов, иными словами, Дух Животворящий:

    Ин.6:63 «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь это тот самый Дух, Которым был преисполнен Авраам, отец Исаака, выкопавший в своё время эти колодцы, дабы словом о Христе животворить народы и поныне:

    Рим.4:17-18 «как написано: «Я поставил тебя отцом многих народов», — пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее. Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое».»

    Итак, вода живая это прообраз Духа Божьего, Духа Христова, который всегда, во все времена возвещал только о Христе:

    Ин.16:8-11 «и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден.» в свете Евангельского учения Христа все эти три положения: грех, правда и суд над сатаной, каждое по отдельности и в общей совокупности, всегда говорят только о Христе, о Его жертве и подвиге. И совершенно неслучайно эпизод беседы Иисуса с Самарянкой происходит у одного из тех самых колодцев, когда-то выкопанных Авраамом и восстановленных Исааком:

    Ин.4:6-20 «Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.»

    И эта женщина из Северного Царства, из земли, где некогда происходили смешения народа Божьего с язычниками после разделения Иудейского государства, построенного царём Давидом, на Северное и Южное, спустя почти две тысячи лет, знала о Христе. Знала и ждала Христа, о чём сама и исповедала пред Иисусом:

    Ин.4:25-26 «Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.».

    И если сотни лет спустя об этом ведала простая женщина, то было ли известно о Мессии Христе самим Патриархам, установившим эти колодцы, как духовные твердыни? Здесь не требуется ответа, ибо он уже заложен в самом вопросе.

    Вообще же, стремительный взлёт некогда нищего и полуголодного Исаака, которого Бог всячески благословил изобилием, в купе с восстановленными живительными колодцами, заставило правителя страны Герарской пересмотреть свои отношения с Исааком, и он приходит к Патриарху, чтобы засвидетельствовать своё почтение к Богу Исаака и чтобы узнать о Нём больше. А о Ком мог рассказать Исаак, кроме как о Мессии? О том Самом Мессии, о Котором свидетельствует Иисусу Самарянка своей исповедью веры!

    Быт.26:24-31 «И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради Авраама, раба Моего. И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь. Пришел к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его. Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя? Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз, чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом. Он сделал им пиршество, и они ели и пили. И встав рано утром, поклялись друг другу; и отпустил их Исаак, и они пошли от него с миром.»

    Рассматривая жизнь Исаака, мы видим, что она хоть и была отлична от жизни Авраама, отца его, но во многом была и схожа. Он также скитался в поисках «своего пути» в землю обетования, также строил жертвенники и рыл колодцы, также призывал имя Господне и также совершал ошибки, которые впоследствии исправлял Христос. Одну из них, мы посмотрим в рассказе об Иакове и Исаве. Кстати говоря, надо знать, что не все главы Библии расположены в хронологическом порядке и 26 глава заканчивается тем, что старший сын Исаака, Исав, пренебрегает повелением отца брать себе жён из Рода Завета Христа и назло своей семье женится на язычницах:

    Быт.26:34-35 «И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина; и они были в тягость Исааку и Ревекке.»

    Но перед этим происходили совершенно другие события, связанные с первородством и описанные в последующих главах, которые мы и проанализируем.

    Иаков.

    Жизнь Иакова полна разного рода приключений и хитросплетений, он всегда умел не только достойно выжить, но и найти пользу даже, казалось бы, в самых трудных жизненных ситуациях. Иаков никогда не забывал о своём главном предназначении – нести слово о Христе, и на этом пути иногда применял различного рода ухищрения. Но у него был и один существенный духовный недостаток. Иаков, даже зная о том, что Бог благоволит к нему и всячески его благословляет, тем не менее на протяжении всей своей жизни часто не до конца доверяет Господу и тем самым «борется» с Его волей. Благодаря этому качеству своего характера, Иаков и получает своё имя от Бога Израиль, что означает «борется Бог»:

    Быт.32:24-29 «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там.»

    В течение почти всей жизни Иакова Господь боролся с его неверием и неумением до конца полагаться на волю Божью, и по этой причине Бог делает Иакова хромым до конца его дней, в напоминание того, что даже если тот продолжит духовно хромать, Бог всегда будет с ним; и что эта духовная хромота присуща всему роду человеческому от действия первородного греха Адама.

    Ещё до рождения Иакова, мать его, Ревекка, получает обетование о предназначении Иакова, и нет сомнений, что он сызмальства своего знал от неё об этом. Знал, потому так яростно и хотел получить статус первородного; стремился, но боялся последствий (хромал духовно).

    Итак, обо всём по порядку.

    «Израиль ивр. ‏ישראל‏‎ Изра́иль, Израи́л мужское имя библейского (еврейского) происхождения (ивр. ‏ישראל‏‎ Исраэ́ль); устаревшее произношение с ударением на третьем слоге Израи́ль.

    В Библии «Книге Бытия», праотец Иаков после борьбы с Богом получает имя Израиль: «И сказал: как имя твоё? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:27,28) Эта реплика привела к распространенному толкованию значения имени Израиль «боровшийся с Богом». Существуют варианты толкования «Эль борется» или «Эль сражается». По другой версии имя Израиль происходит от глагола śarar (управлять, быть сильным, быть облечённым доверием) и означает «Бог правит» или «Бог судит». В «Библии короля Якова» приводится толкование: Израиль «Принц Божий». В христианской традиции существует толкование имени Израиль как «ум видящий Бога» (Антоний Великий, третье послание).» (Википедия).

    Вся история жизни Иакова есть подтверждение тому, как человек, порой желает служить Богу всем сердцем, но при этом постоянно находится в разногласии с Его волей, чем и противится Ему. Бог неоднократно говорит в жизнь Иакова Свои наставления и тем не менее вынужден назвать его Израилем. Это имя и Своё благословение Бог подтверждает ещё раз:

    Быт.35:9-12 «И явился Бог Иакову по возвращении его из Месопотамии, и благословил его, и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль. И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих; землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию.»

    Мы намеренно начали разбирательство жизни Иакова не от самого его рождения, но с имени, данного ему Господом, чтобы через призму этого понимания увидеть мотивы Иакова на пути его становления как одного из Патриархов народа Божьего. В современных вероучениях существует множество различных версий перевода имени Израиля и событий, произошедших в той пещере: например, что Иаков Боролся вовсе не с Богом, а с Ангелом Господним или что имя Израиль переводится как «Бог силён», «князь Божий». Кстати, в текстах Ветхого Завета везде, где говорится о явлении «Ангела Господня», всегда речь идёт о встрече с Богом Христом. Но описания этих событий гениально просты и лаконичны: Иаков и в самом деле боролся в пещере с Богом, и о том свидетельствуют различные Библейские переводы Торы, вот только в сознании большинства верующих борьба почему-то обязательно соответствует пониманию борьбы «против», совершенно забывая о том, что есть ещё один вид борьбы «за». Иными словами, Иаков всей своей жизнью боролся не против Бога, но боролся с Ним за Его благословения, хотя и без своей борьбы получал их. И это тоже видно прямо из текста, по окончании этой борьбы на заре: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня». Но вернёмся в главу 25, к событиям, предшествующим рождению Иакова.

    Быт.25:21-23 «И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему.»

    Давайте обратим наше внимание на то, что когда Ревекка зачала, и почуяв неладное в чреве своём, сразу же спрашивает у Господа и получает от Него ответ о том, что первый сын «бóльший» будет служить второму, «меньшему». Этот поступок Ревекки совершенно выгодно отличает её от Сарры, которая не только не вопрошала Господа, когда давала свою служанку Агарь в жену Аврааму, но и имела неосторожность посмеяться над обетованием Божьим, когда Он возвещал о её потомстве «семени жены», которое продолжится именно через Сарру:

    Быт.18:10-14 «И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын.»

    Все последующие действия Ревекки, которые будут происходить при рождении и благословении её детей-двойняшек, проистекают именно из этого обетования Господня, а попросту говоря из безусловной веры Ревекки. И хотя многие деноминации, даже и протестантские богословские школы, не одобряют поступка Ревекки, утверждая, что она тайно нарушила Божии установления и обманом получила от Исаака благословение для Иакова, но зададимся вопросом: является ли законом Слово Божие, сказанное кому-то напрямую? И если да, то является ли такое слово превыше слова о Законе Заповедей? И на всякий случай отметим, что Закона Заповедей, как подраздела Закона Моисеева, тогда ещё и не существовало в написанной форме, как непреложном к исполнению. Так что выше прямое Слово Божие или какой-то из параграфов подраздела Закона Моисеева? В качестве другого примера рассмотрим случай, когда Бог дал прямое распоряжение Своему Пророку взять блудницу. По воле Господней Осия взял себе жену блудницу, Гомерь, которая родила ему троих детей, чьи имена свидетельствовали о Божьем осуждении Израиля. Позже Гомерь оставила мужа ради блудной жизни, казавшейся ей легкой и веселой. В конце концов блудница оказалась в рабстве, из которого Осия, ранее преданный муж, выкупил её. Как согласуется с Законом Заповедей Божьему человеку брать себе в жену блудницу (кстати тогда уже по написанному закону)? Иногда мы склонны забывать, что всякое Слово Божие Само по Себе уже Закон. Закон, который всегда превыше Закона Заповедей, и что Слово Божие есть Христос, а Христос в свою очередь есть Законодатель и Судья.

    Но вернёмся к Иакову:

    Быт.25:24-34 «И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились. Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.»

    Далее в Библии идёт рассказ о том, как старший сын Исав пренебрегает, а попросту продаёт за еду своё первородство Иакову. Богословы отмечают, когда происходили эти события, семья Исаака обнищала и по причине наступающего голода переселилась в Герар (об этом мы писали чуть выше). Но пусть даже и так, Исав не мог не знать, что первородство это не только материальная составляющая наследства, но ещё и мессианское священническое предназначение, а в нашем случае первосвященническая обязанность распространять слово о Христе грядущем. Исав не мог не знать Божьих обетований о Христе, «семени жены», данные его деду Аврааму и отцу Исааку. Всё он знал, равно как это же знал и Иаков. И вот один выбирает это «священство» и покупает его за тарелку похлёбки, а второй (Исав) с лёгкостью отказывается от него. С этой точки зрения кто прав пред Богом? Ответ очевиден. Духовно Иаков уже превозмог Исава, и тот, кому ранее принадлежало первородство по факту рождения, духовно его продаёт, а если говорить прямо предаёт. В след за этим рассказывается уже о земном отцовском благословении, где Патриарх Исаак предстаёт пред нами в качестве духовно недальновидного человека, не вопрошающего у Господа верного пути. Это, пожалуй, самая крупная ошибка Исаака, которую Бог исправляет путём вмешательства Ревекки в ситуацию:

    Быт.27:1-29 «Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру. Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи; а Ревекка сказала сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву: принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею. Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе: пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею. Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий; может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение. Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне. Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его. И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова; а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят; и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему. Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя. И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу. И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я. Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил. Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой. Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны

    Итак, кто приобрёл себе первородство, тот и получает благословение от отца на посвящение своей жизни Христу:

    Быт.28:1-4 «И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей; Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, и да даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму

    А мы помним, что во времена Ветхого Завета посвящение или помазание Духа Святого приходилось на три категории людей: царей, священников и пророков. И снова возникает вопрос: а мог бы получить Иаков такое фундаментальное благословение вопреки воле Божией? И это тоже вопрос риторический, ибо каждый, хоть немного библейски-грамотный человек, знает, что вопреки воле Божьей не происходит ничего и никогда, даже ни один волос с головы человека не упадёт без воли Господа нашего, ибо всякий волосок сочтён у Него. Но мы подтвердим это более внушительным словом:

    3Цар.8:56 «благословен Господь, Который дал покой народу Своему Израилю, как говорил! не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея;».

    На всякий случай я здесь напомню, что разбираемое нами слово Бог также произнёс на горе Синай через Моисея. Листая все книги Библии разве кто-то усомнится сейчас, что все эти пророчества, в дальнейшем также изрекаемые через пророков на народ Божий, исполнялись, исполняются в части благословений и обетований Божьих на церковь Христа и будут всегда исполняться до времени и во время второго пришествия Христа на землю? А какое пророчество получил Исав?

    Быт.27:38-41 «Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал. И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей. И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего.»

    Сначала краткий энциклопедический обзор:

    «Идумеи, едомитяне или эдомитяне потомки Исава, брата Иакова (Израиля), прозванного Едомом. Жители страны Идумеи. Заняв дикие скалы и пустыни к югу от Палестины, едомитяне сделались бичом для окружающих народов, особенно для евреев, к которым они питали родовую ненависть. В цветущий период своего существования едомитяне были настолько сильны, что могли выставлять войско численностью до 20000 человек. Не чужды они были и культурного развития, как показывают немалочисленные развалины городов их области, с храмами и гробницами, особенно в Петре, их столице. Во времена еврейской монархии едомитяне были данниками Израиля, но с ослаблением последнего опять освободились от него и обыкновенно стояли в рядах врагов еврейского народа. При разрушении Иерусалима Навуходоносором едомитяне дико ликовали, злорадствуя гибели своего соперника. В I в. До н.э. они дали из своей среды династию, занявшую иудейский престол. Окончательно сошли с исторической арены после разрушения Иерусалима римлянами. С этих пор перестало существовать и самое название их области Идумеи. Имя идумеев встречается и на ассирийских памятниках, где оно в клинописи читается как удуми или удуму. Едом (в евр. И совр. Литературе Эдом, " красный"): Прозвище Исава, данное ему за рыжий цвет волос, а также за то, что он продал своё первородство за чечевичную похлебку, имевшую красноватый цвет (Быт.25:25,30).» (Википедия)

    Ниже мы дадим более подробную историческую справку об этом народе.

    «Эдомитяне, вероятно, были частью интернационального союза шасу (гиксосов), кочевников эпохи бронзового века, которые доставляли Египту немало проблем. Во времена правления фараона Мернептаха (1213-1203-е гг. до н.э.) жрец из пограничного гарнизона писал в столицу, что племена шасу из Эдома пришли со своими стадами к водопоям в пределах египетских границ. Впрочем, Библия уточняет, что изначально они жили в окрестностях Хеврона, будущей столицы царя Давида. Но в дальнейшем решили уйти на юг. Там располагалась не только плодородная долина, но и значительные залежи меди – очень важный по тем временам ресурс. В этой области эдомитяне встретили местный народ хорреев, который частично истребили, частично вынудили откочевать. Их столицей стал тогда широко известный город Петра, а племенным богом был Кос, которого часто отождествляли с Яхве.                                                     

     

     

     

     

    Первое время они управлялись старейшинами, которые стояли во главе тех или иных родов. Но когда евреи сбежали из Египта в Ханаан, у эдомитян уже имелся царь. Моисей дважды напоминал им о родственном происхождении и просил дозволения двигаться по царской дороге. Правитель Эдома разрешения не дал, и израильтяне были вынуждены двигаться вперед на свой страх и риск. Эдомитяне так и не атаковали, хотя всеми силами готовились к нападению.

    Когда Иисус Навин завоевал Ханаан, евреи поселились там отдельными племенами, которые пока что не знали единства. Но после образования Израильского царства Давид пошел войной на Эдом. Как сказано в Ветхом завете, он сумел завоевать страну, поставил там своих наместников и собирал дань. Зависимость продолжалась несколько поколений. Но когда еврейское государство распалось, оставшаяся на его юге Иудея уже не имела сил держать своих соседей в узде. Эдом получил независимость и процветал. Через его территорию проходили важные торговые пути из Египта в Сирию и Аравию. Тут имелась высокая плотность населения, велось сложное строительство, были крепостные укрепления, существовало развитое сельское хозяйство. Но более всего были важны уже упомянутые медные рудники. Богатство этого государства известно по откупному налогу, которую оно заплатило ассирийскому царю Асархаддону, что правил в 681-669-х годах до н.э. Эдом отправил двенадцать мер серебра, а его бывший сюзерен Иудея – десять.

    В 586-м году до н.э. эдомитяне участвовали в вавилонской осаде Иерусалима. И после падения Иудейского царства стали мирно поселяться на его территории. Но затем и по ним переехал катком Вавилон, и Эдом был разорен. Этим воспользовался кочевой народ набатеев, который вытеснил их с прежней территории и основал там Набатейское царство.

    После наступления эпохи персидской власти эдомитяне поселяются в Иудее вплоть до Беэр-Шевы. В эллинистический период они, как и все народы региона, подверглись сильной культурной ассимиляции. Область, где проживал этот народ, стала теперь называться по-гречески Идумея, да и они сами больше стали известны под новым названием. Вместе с тем, надо понимать: Эдом – это древнее царство, независимое или вассал более сильных соседей. Идумея – это провинция то Персидской империи, то эллинистических государств, расположенная, скорее в границах Иудеи и лишь примыкающая к старому Эдому.

    В середине 2-го века до нашей эры Иудея после народного восстания под управлением династии Хасмонеев была возрождена. И она покорила все наследство Давида и Соломона, что старый Израиль, что соседний Эдом. Идумеи тогда были обрезаны и со временем были ассимилированы евреями. И лишь часть из них сбежала в Египет. У одного из хасмонейских царей был влиятельный вельможа с греческим именем Антипатр, но по происхождению идумеянин. Римский полководец Гней Помпей назначил его регентом при малолетнем наследнике. Затем в Иудее разразилась гражданская война, которая протекала на фоне куда более грандиозной гражданской войны в Риме. Сын Антипатра по имени Ирод при деятельной помощи Марка Антония был назначен правителем Иудеи.» (Источник: https://dzen.ru/id/5db80c6aa660d700ac95decf)

    Итак, пророчество Исаака для старшего сына Исава – «и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.» – сбылось совершенно. Иудеи и по сей день называют Эдомлян разбойничьим племенем, которое жило от войн и грабежей. Затем династия из Эдомлян сумела «свергнуть иго» законного царя Иудеи из рода Давида, воцариться на престол и совершенно уйти в небытие в скорости после разрушения иерусалимского Храма в августе 70-го года от Рождества Христова.

    «Иродиады − царская династия, правившая под покровительством Рима в Иудее или на части её территории в 37 году до н.э. − 76 году н.э. Родоначальником династии Иродиадов был Ирод I, сын Антипатра II , ставшего в 47 году до н.э. прокуратором Иудеи. Ирод получил в 37 году до н.э. от римлян царский титул. По меньшей мере одиннадцать членов династии упоминаются в Новом Завете.» (Википедия)

    В этой статье, мы намеренно так подробно изложили картину того, к чему может привести с одной стороны − принятие Завета Христа через понимание своего предназначения в духовном первородстве и его потомков − Иакова, а с другой стороны – его антипода, старшего брата Исава, который пренебрёг Заветом с Богом и положился только на свою силу и материальную составляющую жизненного успеха. Бесславно умер Исав, и также бесславно, в противлении Господу, погибли все потомки его, включая царей из династии Иродиадов:

    Деян.12:21-23 − «В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер.»

    Посидели немного на троне, бесславно прожили свою жизнь и ушли в погибель вечную. Духовно же Иаков, как и Авраам, и Исаак, в каждом из нас, в тех, кто выбрал свой путь во Христе; в каждом христианине, кто заключил Завет с Богом; кто служит Господу и людям Словом Божьим; кто пусть даже иногда и хромает, но идёт и побеждает. Но побеждает не своими силами, а Иисусом Христом.

    В жизни у Иакова было немало и ошибок, и достижений. Борьба со своим маловерием и полным упованием на Господа, например: когда он узнаёт о том, что жив Иосиф, его любимый сын, и вопрошает о сём Господа:

    Быт.45:28 − «и сказал Израиль: довольно, еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру.»;

    Быт.46:1-4 − «И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака. И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я. Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои.»

    И когда пришли тяжёлые времена на дом Иакова из-за идолов, с которыми не все его домочадцы и не сразу смогли расстаться (одна из них Рахиль, любимая жена), то Иаков своим волевым решением превозмогает эту ситуацию и уничтожает идолов:

    Быт.35:1-5 − «Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего. И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил. И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема. И отправились они. И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых.»

    И страх пред народами Ханаанскими, который преследовал Иакова, как некогда преследовал его страх пред братом Исавом, оборачивается победой для верного и ужасом для всех желающих зла народу Божьему.

    Как с Авраамом, как с Исааком, так и с Иаковом, все их ошибки и страхи, скитания и невзгоды, оборачиваются Христом в благословения и успех для них и духовный, и материальный.

    Тот, кто уверовал и не сидит вяло на одном месте, а следуя за Господом, духовно развивается, призывает имя Господне, проходит через испытания, учится познавать Христа, кто всегда твёрд на путях своих и, невзирая ни на что, идёт за Господом, то такого последователя Христос называет другом и братом Себе; и все обетования, которые получили Авраам, Исаак и Иаков, непременно получает и такой христианин, ибо верен Обещавший, именно таких сподвижников ищет Себе Отец – тех, кто поклоняется Ему в духе и истине:

    Быт.12:1-3 − «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные

    Аминь.

     

         


    © 2024 Your Company. All Rights Reserved.