V. Вера Патриархов. Иов.

     

     

    Введение.

     

    Книгу Иова, как неотъемлемую часть Ветхого Завета, входящую в его канон, принимают для себя как особо важную и поучительную, не только последователи Христа, но и все Авраамические религиозные объединения – Иудаизм и даже Ислам. Кто-то открывает в ней источник кротости, смирения и терпения, кто-то источник мудрости, а кто-то находит там надежду на то, что какие бы страдания не выпали на долю человека, но Бог всегда будет справедлив и милостив к «напрасно» (или не совсем напрасно) страждущему и в конце концов покроет такого человека венком Своего благоволения.

    Христиане признают каноничность Книги Иова в рамках Ветхого Завета, и в Новом Завете Иов упоминается как пример твёрдости в страдании:

    Иак.5:7-11 «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей. В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.»

    Более того, тем, кто стремится глубже познать Христа и Его слово, кто ищет полноты учения Христа, тот понимает, что многие важные вероучительные высказывания пророков Нового Завета, Апостолов, истоками своей мудрости берут от начала, в том числе и из книги Иова. А именно: брат Христа Иаков, любимый ученик Иисуса Иоанн, также и бывший фарисей, а в последующем основной разработчик и распространитель слова о Христе во все языческие, доступные в то время для благовествования страны, Савл, известный нам больше под именем Павел, не раз опирались через прямые и непрямые ссылки (аллюзии) непосредственно на книгу Иова. В таблице ниже только некоторые из них:

     

    Откр.9:6 «В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смертьубежит от них.»

    Иов 3:21 «которые ждут смерти, инет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад,»

    Откр.19:15 «Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.»

    Иов 21:20 «Пусть его глаза увидят несчастье его, и пусть он сам пьет от гнева Вседержителева.»

    Откр.16:21 «и град, величиною в талант, пал с неба на

    людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая.»

     

    Иов 38:22-23 «Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны?»

    2Фес.2:8 «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего,»

    Иов 4:9 «от дуновения Божия погибают и от духа гнева Его исчезают.»

    1Кор.3:19 «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как nнаписано: «уловляет мудрых в лукавстве их».»

    Иов 5:13 «Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным»

    1Кор.4:5 «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.»

    Иов 12:22 «открывает глубокое из среды тьмы и выводит на свет тень смертную;»

    Евр.12:5 «и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: «сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.»

    Иак.1:12 «Блажен человек, который переносит искушение,

    потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.»

    Откр.3:19 «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.»

    Иов.5:17 «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай,»

    1Пет.1:7 «дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа,»

    Иов 23:10 «Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, — выйду, как золото.»

     

    Более того, заявление Иова «я знаю: мой Заступник жив» (Иов19:25) интерпретируется как протохристианское и представляет основу для ряда христианских песнопений. Итак, наша задача в данной статье не только понять цель страданий Иова, но и, соединив в себе все глубинные качества книги Иова, такие как премудрость Божья и вера в то, что невинные страдания верующего в Христа будут всегда вознаграждены и покрыты Господом, выявить в этой книге Христа, точно также, как мы выявляли Его во всех статьях нашего цикла «Вера Патриархов от Адама до Моисея», то есть от самого сотворения мира. И начало этого видения Христа в Ветхом Завете времён Иова, мы уже положили, дав примерную обзорную таблицу ссылок в Новом Завете на Ветхий. К великому сожалению, большая часть современного христианского вероучения или упрощённого богословия отторгают от себя Ветхий Завет, считая его не совсем обязательным для изучения теми, кто ищет познания Христа и полного, глубокого понимания Его учения. Разрываются исторические и библейские связи, часто декларируются какие-то рваные доктринальные «истины», без полного их понимания в разуме, а значит без капитальной или даже фундаментальной их закладки в сердце всякого верующего. Если нет контекста в какой-либо отдельной христианской доктрине, то нет ни смысла, ни понимания, почему именно это так, а не как-то иначе. Человек слепо принимает то, чему его учат религиозные служители. И вряд ли я «открою Америку» сказав, что если мы что-то слепо принимаем, то и вера наша слепа. А сходит ли на слепую веру Дух Святой, Дух премудрости или Дух Откровения (?) – ведь это неотъемлемые качества Духа Христова. Немного упрощу вышесказанное и задам по сути риторический вопрос: может ли что-то слепое сделать другое зрячим?! Может ли невежественное дать путь к премудрости и прозрению?! Невежество всегда было и останется слепым. Сколько ни молись, отсутствие воли к познанию себя и учения (1Тим.4:6) не даст Божественных откровений. Этим легко и с большим удовольствием всегда пользуется дух нечистый и под видом ангелов света охотно делится своими псевдохристианскими «откровениями», которые не созидают церковь Христа, а через различные еретические течения, через искажения истины призваны разрушать тело Христово, Церковь:

    Мат.13:14 «и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите»,»

    Для глубокого понимания учения Христа, необходимо не разрывать Ветхий и Новый Заветы, как нечто друг другу чуждое, а увязывать их в единый, монолитный, неделимый организм истины. Организм одного учения. Организм слова Одного Триединого Бога – Отца, Сына и Духа Христова (Святого). Сами по себе ссылки Нового Завета на Ветхий идут для связи одного с другим. Из подобия всегда рождается подобное. Например, никто не будет ссылаться на биологию при изучении астрономии, как не будет ортодоксальный Иудей ссылаться на христианские труды Павла. А всё из-за того, что ортодоксы не видят Христа в своём учении, но всякий «видящий» христианин, как до этого и все Апостолы Христа, видит и разумеет Господа в том основании, что поставили себе ортодоксы в слепом поклонении Закону Заповедей, то есть во всём Ветхом Завете. Вот такая очевидная парадоксальная ловушка: тот, кто встретился с Христом и принял Его в своё сердце – его очи открыты, и он везде видит Христа (Бог – Творец Христос во всём, что нас окружает). А тот, кто не принимает Христа слеп и не видит Его даже столкнувшись с Ним как в святых Писаниях, так и в своей жизни. И здесь в полноте сбываются пророческие слова Господа:

    Ис.28:16 «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится.»

    Итак, камень положен давно; те, кому суждено было о него преткнуться – преткнулись, и не просто преткнулись многие даже упали, потерпели крушение в вере и ушли в свои собственные религиозные умствования:

    Рим.9:30-33 «Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры; а Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: «вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится».»

    Вот здесь мы и подошли к основной сути понимания книги Иова к сути вопроса, с одной стороны попытки оправдания через праведность от дел, а с другой оправдание перед Богом праведностью от веры вот, этот фундаментальный вопрос, разделивший Евангелие от всех прочих, таких как Авраами́ческие (религиозный монотеизм), гностические, языческие и даже атеистические религиозные или мирские филосовские формирования. Наша задача вновь обратиться к Книге, к этому неувядающему Библейскому наследию слова Божьего, учению Завета Христа. И чтобы не было путаницы, ещё раз напомним, в чём состоит принципиальное отличие религии от Евангелия (Благой вести): религия всегда и во все времена ставит во главу угла спасения или оправдания себя пред Богом через свои личные дела и заслуги, то есть через высокие морально-этические кодексы собственных помыслов и поступков это «древо познания добра и зла» или «иное слово» верования, предложенное сатаной в Эдемском саду; Евангельская же, Благая, весть говорит о том, что спасения достоин каждый, кто осознал свою греховную сущность и неспособность самому противостоять греху, дьяволу и смерти, кто осознал себя поражённым как первородным грехом и грехами своих предков, так и своими неправильными мыслями, эмоциями, словами и поступками, кто для решения своей проблемы пришёл с верой к Богу, к Иисусу Христу, Искупителю, и наконец, тот, кто ищет Бога через познание истины и верен Божьему Слову во всём. Это и есть спасение по вере:

    Мат.19:25-26 «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.»;

    Ин.4:23-24 «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.»;

    Еф.2:5-9 «и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.»

    Не знаю почему, но религиозные деятели всех мастей как будто не видят этих простых, но глубоких слов Христа и Павла, а видя не разумеют, искажают, вносят свои личные коррективы и приклеивают их на собственные вероучения и порой красивые, но совершенно пустые и даже пагубные философствования, выдавая их за истину в последней инстанции. О таких деятелях сказал однажды Спаситель и Учитель Христос:

    Мат.15:14 «оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.»

    Но сейчас разговор не о них, разговор о книге Иова и вечном столкновении Евангельской вести с религиозным мировозрением.

    Книга Иова условно состоит из трёх частей.

     

    Первая часть.

    Начало истории. Первые две главы повествуются в прозе.

    В них описано то, как собираются Ангелы к Богу с отчётом, среди них приходит и сатана:

    Иов.1:6 «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.»

    В первой главе мы ещё раз убеждаемся, что Ангелы суть служебные духи, и противник, сатана, также служит Господу. Вопрос лишь в том, в каком качестве они послужат:

    2Тим.2:20-21 «А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.»

    Рим.9:21-23 «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд — для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,».

    Эти слова в равной степени относятся как к людям, так и к Ангелам; и то, каким сосудом мы будем служить Господу определяет наш собственный выбор. Но нет на земле или даже на небе того, кто не служил бы Богу, Творцу всего сущего.

    История начинается с того, что противник рода человеческого, неспособный на безусловную любовь к человеку, подвергает сомнению жизнь праведного Иова. В этом и проявляется его суть, отца лжи. Мы помним, что в Эдемском саду (Быт.3 гл.) дьявол-лжец, соблазняя человека, подверг сомнению слово Святого и Праведного Бога: «подлинно ли сказал Бог» и «нет, не умрёте» и, следовательно, солгал на Господа Еве с Адамом.

    В книге Иова ситуация повторяется с точностью до наоборот, где сатана уже клевещет Богу на человека:

    Иов.1:9 «И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?», утверждая, что Иов праведен не потому, что любит Господа, а потому, что Тот в достатке благословил Иова. И на основании этого сатана предлагает испытать Иова. Бог, будучи Всеведущим, и зная, что испытание Иова закончится полным посрамлением сатаны, соглашается на это, ибо всё что делает Господь всегда идёт на благо верующему:

    1Пет.4:12-13 «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.»;

    Рим.8:28 «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.»

    Для чего Иову были ниспосланы эти испытания веры и каким образом они содействовали ему ко благу, а также как они послужили для славы Божьей, мы и должны увидеть и осознать из этой книги.

    Иов жил в земле Уц, в северной части Аравии, «был непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла», а по своему богатству «был знаменитее всех сынов Востока». У него было семь сыновей и три дочери, составлявшие счастливое семейство. Земля Уц – одна из областей Эдома – пустынной страны, расположенной между южной оконечностью Мертвого моря и Эйлатским заливом. Но откуда на Востоке появляется Богобоязненный Иов, если Бог привёл Авраама в Ханаан? Ответ прост, если мы помним, что: во-первых, сам Авраам прибывает в Ханаан из Ура Халдейского, где остались его ближайшие родственники из Рода Завета Христа, что находится восточнее Ханаана и, во-вторых, Авраам, когда вошёл в свои зрелые года после рождения сына обетования Исаака, берёт себе ещё жён (кроме Хетуры, наложницы) и у него рождаются дети, которых он, воспитав духовно и дав им подарки в виде частей имения, отправляет их на Восток. О родственных связях Иова, мы поговорим чуть ниже подробнее. Также мы помним из Ветхого и Нового Заветов, что Авраам был и остаётся отцом всех верующих, а это значит, что духовное образование, которое дал Авраам детям своим, было в познании и передаче Евангелия, то есть Слова о Христе грядущем. Таким образом Иов верил в Мессию Христа, который придёт и свершит искупление грехов. Помимо общей логики Писаний есть ещё несколько признаков того, что Иов верил в Мессию. Далее рассмотрим эти признаки:

    Непорочность и праведность Иова. Свидетельство Бога:

    Иов 1:8 «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.»

    Ранее, в предыдущих наших статьях в цикле «Вера Патриархов», мы уже разбирали тему праведности, как необходимое условие следования за Христом и приходили к выводу, что качество человека «праведность» есть качество Христа:

    1Пет.3:18 «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,»

    1Ин.2:1 «Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;»

    По своей сути два эти слова-определения, «праведность» и

    «непорочность», являются словами-синонимами и говорят о безгреховности. А мы знаем, что греха не было только на Иисусе Христе, все же остальные:

    Рим.3:9-10 «Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: «нет праведного ни одного»;»;

    Евр.7:26 «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,» ;

    Евр.9:14 «то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!»

    В Писаниях непорочность и праведность определяются как

    одноравные:

    Быт.6:9 «Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.»;

    Прит.29:10 «Кровожадные люди ненавидят непорочного, а праведные заботятся о его жизни.»

    И вот тут мы сталкиваемся, как бы с Библейским парадоксом: с одной стороны Слово Божье говорит нам о том, что нет ни одного праведного и безгрешного, и все мы без исключения много согрешаем:

    Иак.3:2 «ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.», то почему же тогда то же Слово Божье называет нас праведными и непорочными?!

    Ответ прост: праведность наша не от дел, но по вере, по вере в Иисуса Христа, Праведника. Иными словами, если мы грешим (а мы все грешим, ибо такова наша испорченная, хотя и искупленная Христом, суть) грехом не к смерти, то есть не отказываемся от веры в Спасителя и Ходатая, Христа, то мы святы, непорочны и праведны пред Богом, Который забрал наши согрешения (недостатки) на Себя, умер за них, тем самым унеся их в ад и воскрес в наше оправдание. Произошёл обмен – мы Ему грехи, Он нам Свою праведность, хотя люди могут видеть нас по-своему, замечая все наши недостатки, проступки и прочие житейские неправильные вещи:

    1Ин.1:8-10 «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.»

    Здесь важно разобраться, что есть грех к смерти – отказ от Слова Божьего, отказ от Христа, и что есть грехи не к смерти – наши неправильные эмоции, поступки и слова, которые мы производим постоянно из-за болезненного состояния души, прошедшей через трансформацию грехом.

    Итак, только через веру в жертву и подвиг Христа мы обретаем непорочность и праведность пред Богом. И было так во все времена, в том числе и во времена Патриархов веры. Только вера в жертву и подвиг Христа-Cпасителя, который грядёт, приносило искупление от власти сатаны и греха. С первого раза бывает непросто уяснить это положение: как можно согрешая, при этом оставаться непорочным и праведным во Христе?! И здесь я бы привел в пример одну из духовных формулировок Павла:

    Флп.3:7-9 «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;» ясно, чётко, лаконично. Мы находим свою праведность в Христе и через Христа по вере, но не благодаря выполнению или невыполнению Заповедей Закона, то есть заповедей высокой морали. Хотя Закон свят и Заповедь свята и добра (Рим.7:12), но дана нам не для спасения души, а для выполнения нашего предназначения – нести Евангелие, а также чтобы мы, дети наши и все те, кто окружает нас, жили на земле хорошо (Втор.4:40).

    Есть ещё одна функция закона – детоводительство ведущая нас к Христу. Внимание (!)ведёт к Христу, а не к спасению души; к спасению души нас приводит уже сам Христос:

    Гал.3:24 «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;»

    Зачем мы так подробно разбираем законы праведности, святости и непорочности? А очень просто: не понимая этих базовых терминов учения Христа, можно даже не открывать книгу Иова, потому как в ней, от первой и до последней странички, описано то жёсткое противостояние «праведной непорочности от дел», выразителями которой выступают сатана через своё учение «познания добра и зла» и три друга Иова − Элифаз, Билдад и Цофар, в своих обвинительных речах с одной стороны, а с другой − сам Иов, Елиуй и Господь Бог в финале этой книги.

     

    Вторая часть.

    Сетование Иова. Учёный спор Иова с друзьями. Главы 3:142:6 написаны поэтическим слогом.

    Поскольку Бог удостоверяет Ангелов в том, что Иов праведен и непорочен, то сатана пытается показать Господу, что Иову легко быть верным, когда тот не имеет ни в чём недостатка и преисполнен благословениями от Бога, тогда Бог разрешает дьяволу взять далеко немалое имущество Иова. Но Иов выказывает суверенитет Божий и не позволяет себе ропота в отношении Господа:

    Иов 1:21-22 «и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.»

    В очередной раз, когда Ангелы предстали пред ликом Творца, Господь снова обращает внимание всех на верность и непорочность Иова. Клеветник опять вступает в полемику с Создателем, продолжая утверждать, что недаром богобоязнен Иов, пока имеет силы и здоровье, на что Бог дозволяет сатане воздействовать на Иова болезнью, но с условием, чтобы сатана не смел лишать того жизни. Клеветник поражает Иова ужасной проказой и к физическим страданиям добавляет ещё и психологическое давление на Иова в виде слабой духом жены, которая искушает похулить имя Господа. Но и здесь падший терпит полное фиаско:

    Иов 2:9-10 «И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. Но он сказал ей: ты

    говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.»

    Иов вновь демонстрирует Божий суверенитет и полное подчинение воле Господа.

    Всё, что мы видим до третьей главы, ещё не сама история, а только завязка или, говоря юридически, есть преамбула к тем будущим событиям, которые всем будут содействовать ко благу.

    Трое друзей Иова, Элифаз из Темана, Билдад из Шуаха и Цофар из Наамы, прослышавшие о его несчастьях, приходят к нему, чтобы пожалеть и утешить. Видя страдания их друга, которого поначалу даже не узнали, они посыпают головы пеплом и садятся рядом с ним на семь дней в полном молчании, пока Иов сам не начинает свою речь. И по сути речи Иова ничем не отличаются от речей всех тех верующих, кому Господь попускает проходить свои личные неурядицы: будь то болезни, нищета или же уход близких.

    Каждый из нас, как бы близко ни стоял к Христу, проходя что-то подобное как и Иов, оставаясь верным сыном Божьим, молча ли в душе, вслух ли перед другими, зачастую начинает сетовать и вопрошать небеса, за что, мол, Бог посылает мне эти испытания; начинает искать причины этих несчастий в своей жизни и в своей вере как Иов:

    Иов 6:2-3 «о, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое! Оно верно перетянуло бы песок морей! Оттого слова мои неистовы.»;

    Иов 6:7-11 «До чего не хотела коснуться душа моя, то составляет отвратительную пищу мою. О, когда бы сбылось желание мое и чаяние мое исполнил Бог! О, если бы благоволил Бог сокрушить меня, простер руку Свою и сразил меня! Это было бы еще отрадою мне, и я крепился бы в моей беспощадной болезни, ибо я не отвергся изречений Святого. Что за сила у меня, чтобы надеяться мне? и какой конец, чтобы длить мне жизнь мою?»

    Иными словами, Иов сетует на то, что, оставаясь верным Господу («ибо я не отвергся изречений Святого.»), но тем не менее со мной случилось то, что случилось. А далее уже начинается мощное, изматывающее душу нечистым духом сатаны, давление на Иова через религиозный подход к спасению троих его друзей. То есть, введя Иова в состояние безнадёжных несчастий, падший искушает обратиться Иову к «древу познания добра и зла» к религиозному подходу оправдания и спасения собственными делами, заслугами. Друзья Иова высказывают и отстаивают своё предположение, что, поскольку Бог справедлив, всякий познавший судьбу столь незавидную, как у Иова, обязательно получает её в качестве наказания за неповиновение Божьим заповедям. По мере продвижения разговора, они всё настойчивее упрекают Иова в нежелании покаяться в своих грехах, хотя сами едва ли могут предположить, в чём именно он грешен. Они продолжают считать, что Иов грешник, заслуживший своё наказание, и согласно наивной теологии предполагают, что Бог вознаграждает добро и карает зло безо всяких исключений. По их мнению, Бог мог бы дозволить ему страдать лишь в качестве расплаты за неправедную жизнь. Иов же, убеждённый в своей невинности, настаивает на том, что его страдания не могут быть наказанием за грехи и что у Бога нет причин его наказывать. Причём, чем дальше заходит спор у Иова с друзьями, тем сильнее оказывается религиозное давление на него. То же самое, что происходило с Иовом, мы видим повсеместно и в современном христианстве: если к истинно верующему в Господа Иисуса Христа человеку, вдруг начинают приходить соблазны в виде несчастий или неурядиц, то тут же находятся различные «доброхоты», которые начинают заумно поучать в том, что у человека либо вера неправильная (например, так называемое евангелие успеха и процветания), либо он, этот человек, «произвольно» согрешает, то есть совершает поступки, идущие вразрез Законам Божьих постановлений, либо неправильно, по их мнению, совершает свою литургию поклонения Богу (ну, тут отметились уже все религиозные организации как доминирующие, так и, по их мнению, сектантские). И мне искренне интересно: а сами то они что, эти советчики, так называемые «апостолы», «епископы» да «пасторы» и их приспешники, непогрешимы в своей жизни и вере?! Но говорят религиозные «поучители» при этом красиво и благочинно – заслушаешься. И Библию вроде знают, чуть ли ни наизусть. Но видят ли при этом Христа, Ходатая нашего, от начала Писаний, верно ли они понимают функции детоводительства к Христу Закона Заповедей?! Большой вопрос. И видишь тогда, что все Библейские познания у них рваные, нет в них ни системы, ни смысла, ни полного понимания учения Христа от начала. И вся их религиозная, многотомная «проповедь», но при этом (увы!) пустые нравоучения из красивых, сильных, но вырванных из смыслового контекста фраз, сводится всегда к нескольким вещам: либо ты не правильно живёшь, либо мало молишься, либо не те обряды соблюдаешь, либо всё это вместе, да ещё какой-нибудь «навильник» к этому «стогу» нравоучительной неудобоваримой «соломы». А где же здесь Христос, Ходатай и Спаситель?! Он, Господь, Сам обличал таких рьяных законников:

    Лук.11:43-46 «Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того. На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь. Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.»

    Где положенные каждому испытания веры, дабы очистились сердца и были видны истинные мотивы этих сердец?! И где, наконец, страдания для славы Божьей?! Где всё это?! И так, хотя бы для разнообразия, хочется хоть иногда услышать от них и Евангельские Христоучения, те учения, за которые терпели поборы, побои и смерть наши братья во Христе: от всех пророков, Апостолов и до простых прихожан церкви Христовой, и имя им Армия Христа. А кому это нужно и интересно?! Порой люди «верят», чтобы во всех своих делах иметь успех, либо просто надмеваются собственной религиозной учёностью, чтобы их видимое благочестие вызывало уважение и зависть окружающих, ну и прибыток материальный и ресурсный тут играет не последнюю скрипку. Одеваясь в мантию религиозного снобизма, внутренне отделяя себя от своих прихожан своей исключительностью и самоправедностью, забывают о Христе. О Том, благодаря Кому имеют всё видимое и духовное. И совсем недаром Господь Бог обрушивается на друзей Иова, со всем их видимым «непорочным благочестием»:

    Иов 42:7 «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.»

    В другое время и в других местах Господь будет также гневаться на таких же религиозных фанатиков и называть их «крашенными гробами», «порождениями ехидины», «змиями» и «детьми дьявола».

    Теперь об Иове. Не буду долго и утомительно доказывать его очевидную веру в Христа грядущего, но дам всего лишь несколько из фраз Иова, которые в контексте всех его речей есть ничто иное как исповедание его веры:

    Иов.16:19 «И ныне вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних!»

    Иов 17:3 «Заступись, поручись Сам за меня пред Собою иначе кто поручится за меня?»

    Здесь прямым текстом идёт оглашение, на Кого уповает Иов, а мы знаем, что Сам Христос и только Христос является Свидетелем нашим и Ходатаем пред Отцом Небесным. Также знаем, что только Христос есть истинный наш Заступник и Поручитель. Все книги Ветхого и Нового Заветов говорят об этом столько, что, если взяться перечислять все эти стихи, уже получится большая форматная книга. Но здесь, в этих текстах, есть прямое исповедание веры Иова в первое пришествие Христа, а ниже мы приведём другое исповедание Иова, говорящее уже о втором пришествии Христа, как Того, Кто восстановит тело (воскресение из мёртвых) всякого Своего последователя:

    Иов 19:25-26 «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога.»

    Также прослеживается понимание Иовом первородного греха и невозможности очистится от него своими усилиями и то, что суд Божий над грехом неизбежен, ибо все мы пред Богом согрешили и лишены славы Божией (нечисты) ещё в Адаме:

    Иов 14:1-4 «Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями: как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается. И на него-то Ты отверзаешь очи Твои, и меня ведешь на суд с Тобою? Кто родится чистым от нечистого? Ни один.»

    Иов знал о Христе, был непорочен и праведен в вере своей, но, когда пришли трудные обстоятельства, Иов проявляет слабость, сомнение в Божьей любви и милости, постепенно теряет понимание Божьего суверенитета и хочет узнать у Бога «за что мне это. Иов уже не спрашивает, «для какой цели?» Господь ниспослал ему эти испытания, но под влиянием религиозных друзей Иов ищет оправдания через свою «благочестивую» жизнь. Его вера постепенно приближается к красной черте – к ропоту. Он уже начинает роптать, что не заслужил таких бед, и, вот тогда, совершенно не случайно, но по Божьей милости, появляется тот, кто может наставить в слове и поддержать вере – Елиуй.

    Итак, разгорелась жаркая дискуссия по поводу праведности у Иова с друзьями. И этот вечный спор религии и Евангелия продолжается ровно до тех пор, пока не подходит к ним молодой человек, назвавшийся Елиуем. Вообще же все дальнейшие слова Елиуя, как и его реакция на речи друзей, пронизаны Божией премудростью и откровениями от Господа:

    Иов 32:1-5 «Когда те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих, тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова: воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога, а на трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова. Елиуй ждал, пока Иов говорил, потому что они летами были старше его. Когда же Елиуй увидел, что нет ответа в устах тех трех мужей, тогда воспылал гнев его.»;

    Иов 32:12 «Я пристально смотрел на вас, и вот никто из вас не обличает Иова и не отвечает на слова его.»

    Таким образом, гнев Елиуя воспылал на Иова за то, что он, проявляя слабость, когда пришли беды, начал оправдываться пред Богом, пытаясь доказать Ему свою непорочность (хотя пред Господом всяк уже непорочен, кто идёт за Христом). А на троих друзей Иова за то, что те искали пороки в самом Иове, как несколько позже и Иудеи искали оправдание не в вере:

    Рим.9:31-32 «а Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? Потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,»

    Иов 36:16-22 «И тебя вывел бы Он из тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком; но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение — близки. Да не поразит тебя гнев Божий наказанием! Большой выкуп не спасет тебя. Даст ли Он какую цену твоему богатству? Нет, — ни золоту и никакому сокровищу. Не желай той ночи, когда народы истребляются на своем месте. Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочел страданию. Бог высок могуществом Своим, и кто такой, как Он, наставник?»

    Так кто же такой этот таинственный молодой, но преисполненный премудрости, Елиуй? Обратимся к всемирной энциклопедии:

    «Елиуй также Элиуй, Елигу, Елиу ( ивр. ‏אֱלִיהוּא‏‎ «Бог мой Он» или «Бог мой Он Иегова») родственник и один из ближайших людей Иова — главного персонажа библейской книги Иова. В ней он называется Вузитянином, то есть происходил от колена Вузова, сына Нахора от Милки (Быт.22:21)».

    Итак, Елиуй происходит от колена самого Вуза и является его

    прямым, жившим несколько столетий спустя, потомком. Вуз, по времени своего рождения, проживал во времена Авраама и Исаака, но в первой главе книги Иова, Бог при разговоре с сатаной так говорит:

    Иов 1:8 «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.».

    «Нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» Господь утверждает, что нет такого (в данном времени), следовательно, время действия этой истории происходят в те

    четыреста лет, когда народ Божий был уведён в Египет – между служениями патриарха Иосифа и выходом на арену истории пророка Моисея. Елиуй был не только родственником Иову, но и представителем Рода Завета Христа. Кто помнит, в начале нашей статьи мы уже писали о том, что корни родства Иова ведут к прямой родственной ветви Авраама. Но поскольку Иов и Елиуй между собой родственники, то по этому поводу существуют две версии:

    первая из них гласит, что Иов происходит от прямой ветви Авраама, от детей, что родила ему Хеттура и наложницы, и отправил их на восток с обеспечением и благословением:

    Быт.25:6 «а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную.»;

    другая версия гласит что, это родство не от прямой ветви Авраама, а скорее полностью от его брата Нахора:

    Быт.11:26 «Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана.»

    Быт.11:29 «Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; имя жены Нахоровой: Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски»

    Быт.22:20-22 «После сих происшествий Аврааму возвестили, сказав: вот, и Милка родила Нахору, брату твоему, сынов: Уца, первенца его, Вуза, брата сему, Кемуила, отца Арамова, Кеседа, Хазо, Пилдаша, Идлафа и Вафуила;».

    Восьмерых сыновей родила Милка Нахору, но нас более всего интересуют Вуз, о котором прямо сказано, что от его колена Елиуй, а также Уц, первородный Нахоров сын. Мы уже говорили ранее, что первородный, если исполняет своё предназначение и несёт вверенное ему слово о Христе (Рим.3:2 «Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.»), становится первосвященником в своём роду и социально находится превыше всех, даже царей и князей – духовный статус всегда превыше мирского. У Иова был именно такой статус – статус первосвященника, который решал не только духовные проблемы, но и мирские:

    Иов 29:7-11 «когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище свое, — юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли; князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои; голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их. Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня,»;

    Иов 29:7- 21 «Внимали мне и ожидали, и безмолвствовали при совете моем.»;

    Иов 29:7- 25 «Я назначал пути им и сидел во главе и жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих.»

    весь этот описанный функционал, возложенный на Иова, был чем-то сродни обязанностям судей, которых много лет спустя поставит Господь над Своим народом, выведя его из Египта.

    Вторая же подсказка, что Иов от первенца Нахорова Уца, в том, что эти события происходят именно на земле, принадлежащей Уцу:

    Иов 1:1 «Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.» другими словами, как и место, где произошла эта история, так и статус самого Иова, как бы роднят его с Уцем, племянником Авраама. Вообще же, важно не то, кто, кому и каким родственником приходится в этой истории ведёт своё происхождение Иов от Авраама или от Нахора, важно другое когда мы говорим об Иове и Елиуе, то мы понимаем, что говорим о тех людях, кто находился в Роде Завета Христа, и что мы говорим о них как о носителях слова о Христе. И в этом контексте, есть ещё одни любопытный факт, который несомненно вызовет интерес у всякого, кто стремится глубже познавать Писания. Всем известно, что Библейские имена, которые несли на себе Божьи люди, давались не просто так, но по Проведению Господа.

    Возвращаясь ещё раз к Елиую, как к человеку, который предварил своими словами встречу с Триединым Богом, Творцом, и который является как бы прообразом Самого Христа, посмотрим ещё раз какой смысл несут в себе эти имена:

    Иов 32:2 «тогда воспылал гнев Елиуя (אֱלִיהוּא Елигу, Елия «Он мой Бог»), сына Варахиилова (בַרַכְאֵל Барахиел «Благословение Бога»), Вузитянина (בוּזי Бузиянин «пренебрежённый», «осмеянный», «подвергшейся позору», «униженный») из племени (מִשְפָחָה«род», «семейство», «племя») Рамова (רָם Рам «высокий», «возвышенный»)» и если этот перевод вставить в текст, то мы увидим, что человек с именем Он мой Бог, который является сыном Благословения Бога из высокого, возвышенного рода, который был пренебрежённый, осмеянный, подвергшейся позору, униженный, говорил к Иову и к друзьям его. Одного наставлял, а других обвинял, то есть имел слово в силе и Духе истины. А мы знаем, что истина для того, кто её принимает, имеет силу восстановить человека и решить все его проблемы. Мы помним всегда, что истина есть Христос, и что именно Христос был подвержен в своё время позору, унижению и осмеянию.

    Но вернёмся к книге Иова. Как уже было сказано, в спор Иова с друзьями, вдруг, вклинивается пятый участник, в речах которого не усматривается и толики от религиозной философии. Сразу же с 32 главы, с первых стихов, Елиуй дистанцируется от спорщиков тем, говоря им, что речи их от их собственных мыслей, а его (Елиуя) от Духа Божия. Ниже я приведу начало речи Елиуя, где шрифтом помечу данную им границу различного понимания Слова Божия этими персонажами:

    Иов 32:1-21 «Когда те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих, тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова: воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога, а на трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова. Елиуй ждал, пока Иов говорил, потому что они летами были старше его. Когда же Елиуй увидел, что нет ответа в устах тех трех мужей, тогда воспылал гнев его. И отвечал Елиуй, сын Варахиилов, Вузитянин, и сказал: я молод летами, а вы — старцы; поэтому я робел и боялся объявлять вам мое мнение. Я говорил сам себе: пусть говорят дни, и многолетие поучает мудрости. Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение. Не многолетние только мудры, и не старики разумеют правду. Поэтому я говорю: выслушайте меня, объявлю вам мое мнение и я. Вот, я ожидал слов ваших, — вслушивался в суждения ваши, доколе вы придумывали, что сказать. Я пристально смотрел на вас, и вот никто из вас не обличает Иова и не отвечает на слова его. Не скажите: мы нашли мудрость: Бог опровергнет его, а не человек. Если бы он обращал слова свои ко мне, то я не вашими речами отвечал бы ему. Испугались, не отвечают более; перестали говорить. И как я ждал, а они не говорят, остановились и не отвечают более, то и я отвечу с моей стороны, объявлю мое мнение и я, ибо я полон речами, и дух во мне теснит меня. Вот, утроба моя, как вино неоткрытое: она готова прорваться, подобно новым мехам. Поговорю, и будет легче мне; открою уста мои и отвечу. На лице человека смотреть не буду и никакому человеку льстить не стану,»

    Елиуй с ходу противопоставляет Евангелие религии и «басням человеческим», когда говорит, что он полон речами и дух во нём, а дух, что в нём есть дыхание Вседержителя «а у вас, так он обращается к трём друзьям, – свои собственные суждения (не от Бога, а собственные фантазии) «вы придумывали, что сказать».

    Далее в этой маленькой главе, мы видим ещё одну прямую ссылку, которой воспользовался Иисус в Новом Завете – «вино, залитое в мехи, готовые от тесноты порваться», что есть учение Христа. А также о том, что Евангелие одинаково принадлежит всем, независимо от лица, возраста, национальности или социального статуса верующего. Эту аллюзию хорошо раскрывали Апостолы Христа.

    Но вернёмся к речи Елиуя и посмотрим ещё раз 11 текст:

    Иов 32:11 «Вот, я ожидал слов ваших, — вслушивался в суждения ваши, доколе вы придумывали, что сказать.», и на этот раз мы рассмотрим фразу «суждения ваши». В части понимания человеческих суждений, она имеет продолжение в 36 главе, где Елиуй обвиняет Иова, за то, что он не обратился за ответом к Господу напрямую, а начал изливать свои «суждения» или рассуждения о справедливости Бога пред людьми:

    Иов 36:7-22 «Он не отвращает очей Своих от праведников, но с царями навсегда посаждает их на престоле, и они возвышаются. Если же они окованы цепями и содержатся в узах бедствия, то Он указывает им на дела их и на беззакония их, потому что умножились, и открывает их ухо для вразумления и говорит им, чтоб они отстали от нечестия. Если послушают и будут служить Ему, то проведут дни свои в благополучии и лета свои в радости; если же не послушают, то погибнут от стрелы и умрут в неразумии. Но лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы; поэтому душа их умирает в молодости и жизнь их с блудниками. Он спасает бедного от беды его и в угнетении открывает ухо его. И тебя вывел бы Он из тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком; но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение — близки. Да не поразит тебя гнев Божий наказанием! Большой выкуп не спасет тебя. Даст ли Он какую цену твоему богатству? Нет, — ни золоту и никакому сокровищу. Не желай той ночи, когда народы истребляются на своем месте. Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочел страданию. Бог высок могуществом Своим, и кто такой, как Он, наставник?».

    Елиуй без обиняков говорит Иову, что Бог не оставляет Своих детей без ответа, ты только обратись. А то, что ты начал судить о справедливости Божьей, то какой ты выкуп тогда дашь, если Бог будет судить тебя по этой самой справедливости? Тогда только одна будет тебе дорога – в погибель, «истребление народов». И здесь Елиуй даёт, можно сказать, базовую Евангельскую доктрину: человек не может дать за себя (или другого) выкуп, и только Бог способен спасти человека, а это прямое указание на Христа. Вообще, в речи Елиуя можно и нужно вникать духом и только духом; в них начинают раскрываться вечные Библейские, а точнее, Евангельские истины:

    Иов 36:1-5 «И продолжал Елиуй и сказал: подожди меня немного, и я покажу тебе, что я имею еще что сказать за Бога. Начну мои рассуждения издалека и воздам Создателю моему справедливость, потому что слова мои точно не ложь: пред тобою — совершенный в познаниях. Вот, Бог могуществен и не презирает сильного крепостью сердца;»

    И наш обзор речей Елиуя, будет совсем неполный, если мы не остановимся на очень важных стихах в 33 главе книги:

    Иов 33:14-30 «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом. Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, — и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи. Плоть на нем пропадает, так что ее не видно, и показываются кости его, которых не было видно. И душа его приближается к могиле и жизнь его — к смерти. Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его, — Бог умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы; Я нашел умилостивление. Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей. Будет молиться Богу, и Он — милостив к нему; с радостью взирает на лице его и возвращает человеку праведность его. Он будет смотреть на людей и говорить: грешил я и превращал правду, и не воздано мне; Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет. Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых.»

    Ранее, в наших статьях мы уже говорили, что в книгах Ветхого Завета имя Христа часто завуалировано под Ангела Господня, потому что истинное имя Спасителя, по Провидению Божьему, было открыто людям только при зачатии Иисуса Марией, Архангелом Гавриилом:

    Мат 1:20-21 «Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.» о происхождении имени Иисус вы можете подробнее ознакомиться в первой статье текущего цикла «Вера Патриархов».

    Елиуй же называет Спасителя «Ангел-наставник», имея которого человек освобождается из-под власти смерти ада и сатаны («могилы»), и тогда Бог даёт «свет жизни», что есть Христос снова и снова Библия подверждает – праведность человека даётся или отбирается только Богом, но не через наши усилия приобрести эту праведность от закона «и возвращает человеку праведность его».

    Вообще же, не так просто встретить в книгах Ветхого Завета более «новозаветного» Евангельского (прямого смыслового и контекстного) конструкта, такой же силы проповеди понимания Христа, как речь Елиуя в 33 главе. Чего только стоит в этом тексте фраза «Он будет смотреть на людей и говорить: грешил я и превращал правду, и не воздано мне» (!), напрямую говорящая о том, что воздаяния за грехи наши полностью лежат на Господе, имя которого теперь нам известно в Иисусе Христе из Назарета.

    В дальнейшем проникновенная по своей силе и масштабу речь Елиуя, с которой может ознакомится каждый в первоисточнике, ставит всё на свои места, приводит к раскаянию в своей слабости самого Иова и подводит последнего к встрече с Христом:

    Иов 38:1-4 «Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь скажи.» и так далее.

    Но интересно то, что Иов не просто слышит Господа, но и встречается с ним очно лицо к лицу:

    Иов 42:5 «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя;».

    Но мы знаем, что Бог есть Дух, и Бога не видел никто и никогда, лишь Христос образ Бога, Отца Небесного; и мы уже много раз говорили, что всякая ветхозаветная или новозаветная встреча человека с Богом это встреча с Христом, Богом, которого «Он явил» (Ин.1:18). И по-другому быть не может, просто потому, что невозможно увидеть Творца Небес и Земли, кроме как через Его Сына, Иисуса Христа, в Котором Он воплощён всей Своей Тримерной сутью сутью Отца, Сына и Духа Святого.

    Далее, после речи Елиуя, где он пристыдил Иова за проявленную слабость и более утвердил его в суверенитете Творца над всем, что Им создано, а также в том, что у Господа нет неправды, и всякий Его поступок имеет планы, которые человек даже не в силах осознать. Сразу после этого у Иова происходит глубокое молитвенное состояние, которое характеризуется его встречей непосредственно с Богом, который уже Сам вразумляет Иова. В 38 главе Господь ещё раз напоминает Иову о том, что Творец есть Творец всего сущего, том, что лишь Он один устанавливал законы неба и земли (Иов 38:33 «Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?») и что только Он Один знает, как управлять всей вселенной и человеческими судьбами; Он даёт понять Иову, что даже мудрость, которой располагает человек, находится в Его руках (Иов 38:36 «Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму?»); и только одному Творцу ведомы последствия от принятых Им решений.

    В 39 главе Бог напоминает Иову, что это именно Он дал жизнь на земле всякой твари и что только Он вправе распоряжаться ею по своему усмотрению, только Он знает совершенно, как всё правильно устроить, а посему, кто вправе вызывать Господа на состязание и пытаться в чём-то Его обвинять? И здесь Иов осознаёт, что совершенно ничего не понимает в планах Божьих и смиряется окончательно:

    Иов 39:31-35 «И продолжал Господь и сказал Иову: будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему. И отвечал Иов Господу и сказал: вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, — теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду.»

    В 40 главе Вседержитель говорит Иову о силе обстоятельств, посылаемых Им на всё живое по своему усмотрению, чтобы смирить всё гордое и поразить высокомерное; эти обстоятельства несокрушимы как бегемот, и никто не может их не принять. Далее Бог говорит Иову о силе греха, который был рождён сильнейшим из сильнейших – левиафаном, ставшим здесь прообразом сатаны и духа нечистого. Господь спрашивает Иова, а сможет ли тот справиться своими силами с этой смертной проблемой – обуздать левиафана:

    Иов 41:25-26 «Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.» здесь перекликаются слова Иисуса Своим ученикам:

    Мат.19:25-26 «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.» то есть победа над грехом никак не может находиться в руках человеческой самоправедности; таким оружием не победишь сатану, но только силой смерти и воскресения Господа, только силой и благодатью Самого Творца.

    Далее в 42 главе, с первого по шестой тексты, Иов признаёт свою неправоту в том, что, совершенно не понимая планов Божиих, начал соревноваться с Ним, вызывая Того на суд своей жизни, и раскаивается:

    Иов 42:1-6 «И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле.»

    Здесь показано, что Иов встретился и говорил с Господом. Как мы уже упоминали выше, Бога никто и никогда не видел и всякая встреча с Богом есть встреча с Христом, независимо от того, какой Завет работает в данное время. Также я хочу обратить пристальное внимание, что раскаяние Иова это раскаяние человека, верующего в Христа и признание своих ошибок, произошедших под гнётом проблем и не до конца верного понимания планов Божьих на спасение отдельных людей, но никак не покаяние неверующего в Христа (в Слово Божие). А что означает «покаяние» и «раскаяние», вы можете подробно ознакомиться в видеоуроке на YouTube.

     

    Третья часть.

    Историческое заключение в прозе (гл. 42:7-15). Полное восстановление Иова в правах священства пред Богом, рождение детей, а также двойное восстановление утерянного ранее скота и прочего имущества.Повеление Господа друзьям Иова принести покаяние в виде жертвы Господу через посредничество и ходатайство Иова.

    И здесь кроется принципиальная разница, между тем, как Иов приносил жертву за детей своих, когда они веселились и не думали о смерти и жизни в Господе, и тем, как он приносит жертву за друзей. В этой книге друзья Иова осознали истину и невозможность спасения через собственные усилия как плодом самоправедности, но Иов выступал лишь только в роли Священника от Господа (посредничество между Святым Богом-Творцом и человеком – прообраз Христа). То есть, как повествуют все Писания целиком, спасение возможно только через жертву и подвиг Христа, но, подчёркиваю, только через собственный личный выбор каждого человека, а не «как-то», «кто-то», «за кого-то», «на всякий случай» – так это не работает. Только тот получит спасение и оправдание, кто сам этого пожелал, осознал истину и принял всем сердцем, кто сам по вере принял всеобъемлющую жертву Христа, её вседостаточность для своего спасения.

     

    Заключение.

    Завершая эту статью анализа книги Иова, уже можно сделать некоторые полезные выводы:

    1. Все обстоятельства нашей жизни и дата смерти назначены Богом, и будет всё и всегда так, как Бог запланировал для нас.

    2. Нет ничего и никого из творения Божьего, кто не подчинился бы Всемогущему и не служил бы Ему. Вопрос лишь в качестве кого мы служим: как сосуды чистого (благословения) или как сосуды низкого (проклятие) употребления.

    3. Вечная и непримиримая борьба между религиозным взглядом и Благой вестью во спасение, получаемое от Господа даром, то есть по благодати.

    4. Страдания, посылаемые от Господа, могут быть нам даны:

    для личного спасения нашей души;

    для вразумления, как наказание Господне, чтобы нам не совратиться и не отпасть от веры в Христа;

    для славы Божией (случай Иова и его троих друзей) для спасения других. В данном конкретном случае: Иов пострадал, дабы его друзья пересмотрели свой религиозный подход к спасению, обдумали всё, приняли правильный выбор и покаялись в Христа или проще говоря, спасение не от закона, но по благодати.

    5. Все испытания нашей веры, как бы трудны они ни были, всегда были и будут во благо человеку (Рим.8:28).

    6. Если какой-то человек или группа лиц отказываются либо по какой-то причине не могут дальше нести Евангелие, то это Евангелие понесут другие. В нашем случае: когда народ Божий вошёл в Египет на 400 лет, и от Иосифа до Моисея не было того, кто смог бы провозглашать Христа грядущего, то эта работа продолжилась в Шумерском царстве, позже именуемом Вавилонией (Лук 19:39-40).

     

    Аминь.             


    © 2024 Your Company. All Rights Reserved.