I. Исход. Поражение богов Египта. Рождение царя.


     

    I. Исход. Поражение богов Египта. Рождение царя.

     

    Предисловие.

    Значение библейской книги «Исход» невозможно переоценить как в культурно-историческом понимании событий того времени, так и в духовном понимании того, как Господь Бог освобождает (выводит из рабства смерти, ада и сатаны) свой народ и вводит его в Ханаан, землю обетованную, что является прообразом детей Божьих, выполняющих своё предназначение – нести Завет, Христа.

    Библия удивительно правдивая книга, и все те описания древних царств, их взлёты и падения, были точно описаны и совершенно исполнены в той части нашей истории, которую мы легко можем проверить благодаря свидетельствам людей, живших в ту или иную эпоху и описывающих всемирную историю, а также науке археологии, которая подтверждает или опровергает те или иные документальные свидетельства. Что же касается книги «Исход», то те чудеса и знамения, что произвёл тогда Бог, были настолько значительны и так крепко залегли в сознание очевидцев и их потомков, что просто отмахнуться от них не представляется никакой возможности. А посему появляются различные, ничем необоснованные, теории, одна фантастичнее другой, что даже простое перечисление их займёт десятки страниц. Но мы, как серьёзные и здравые исследователи слова Божьего , Завета, Христа, должны придерживаться только фактов, которые изложены как на страницах Библии, так и в тех памятниках истории, которые дошли до нашего времени. И чтобы мы смогли не только видеть те события, о которых повествует нам Библия, но и были в состоянии правильно понимать и трактовать их контекст, нам надо смотреть и анализировать и Библейские, и исторические источники.

    Итак, история Исхода начинается задолго до того, как родился непосредственный участник и вождь этого исхода еврейского народа из земли Египетской Моисей. Началась она от неточного исполнения и не совсем верным пониманием Авраамом пророческого обетования Господом о грядущем Мессии Христе, через жертвоприношение:

    Быт.15:9-17 – «Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе ещё не наполнилась. Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными.»

    Далее, мы с вами знаем, что во времена патриарха Иакова начинается исполнение слова Божьего о потомках Авраама – в землю Ханаана приходит голод и они попадают в Египет. Но к этому времени, по проведению Божьему, в Египте на правах первого министра и распорядителя всего провианта (хлеба), уже начальствует один из правнуков Авраама и сын Иакова – Иосиф (Быт.30-50 главы). И чтобы нам ясно понять почему получилось так, что один фараон принимает Иосифа как Божьего человека, вверяет ему своё царство и отдаёт для поселения его племени землю Гесем (Быт.45:9-11), а другой, путём геноцида, тяжелейшего рабского труда и условий жизни, не останавливаясь даже перед физическим истреблением новорожденных мальчиков, пытается уничтожить Божий народ (Исх. 1 глава), нам вполне помогут свидетельства историков и археология, а также примерное понимание религиозно-политического расклада того времени. Фараон принявший евреев, принадлежал к 15-ой династии так называемых Гиксосов. О них свидетельствуют многие и современные, и древние историки, такие как Иосиф Флавий и другие мыслители того времени.

    Термин «Гиксос» (Hyksos) происходит от египетского выражения heqau khaswet или heqa- для описания правителей соседних земель. Это выражение начинает появляться ещё в позднем Древнем царстве (ранее XXI века до н. э.) для обозначения ра khaset («правители чужих земель»), используемого в египетских текстах, таких как туринский царский папирус для описания правителей соседних земель. Это выражение начинает появляться ещё в позднем Древнем царстве (ранее XXI века до н. э.) для обозначения различных нубийских вождей, а в Среднем царстве для обозначения говорящих на семитских языках вождей Сирии и Ханаана.

    Объединение гиксосов образовалось на территории Сирии. Они переняли передовые военные технологии от индоевропейских народов и осуществили экспансию в сторону Египта. Основу гиксосов составляли амореи, к которым также присоединились хурриты и хетты.

    Через 1600 лет после правления гиксосов Иосиф Флавий, со ссылкой на Манефона, также жившего более чем через тысячу лет после вторжения, отождествил гиксосов с прародителями евреев, а их изгнание – с исходом евреев из Египта.

    Евсевий Кесарийский также утверждал, что библейский Иосиф управлял Египтом именно при гиксосах. А. Эвен не отрицает возможности связи между событиями: гиксосы, среди которых было много семитов, могли покровительствовать древним евреям и стимулировать их переселение в Гесем, после свержения гиксосских правителей и началось постепенное порабощение евреев. После гиксосского периода в Египте появилось новое военное оснащение: более сложный загнутый назад лук, различные виды мечей и кинжалов (в том числе кхопеш), новый тип щита, кольчуга и металлический шлем. Самое важное новшество — двухколёсная военная колесница, запряжённая лошадьми, использование которой на поле битвы привело к изменению тактики ведения военных действий.

    В Египте возник культ западносемитских божеств: Баала (с Баалом отождествлялся египетский Сет), Анат и Астарты. В древнеегипетском языке появилось много заимствованных слов семитского происхождения.

    Гиксосы продолжали играть определенную роль в египетской литературе как синоним «азиатского» вплоть до эллинистических времён. Этот термин часто использовался против таких групп, как семиты, поселившиеся в Асуане или Дельте, и это, возможно, привело египетского жреца и историка Манефона (или Птолемея Мендесского) к отождествлению прихода гиксосов с пребыванием в Египте Иосифа и его братьев, а также привело к тому, что некоторые авторы отождествляли изгнание гиксосов с исходом. Став в дельте Нила преобладающим населением, гиксосы перенесли столицу из Мемфиса в отстроенный ими Аварис, где стали править их династии, по Манефону XV и, видимо, XVI. Наибольшего могущества гиксосы достигли при царях Хиане и Апепи, которые смогли продвинуться далеко на юг, достигнув города Кус (Табличка Карнарвона I). Однако подчинить весь Верхний Египет гиксосы так и не смогли.

    Итак, племена Гиксосов и их непосредственные правители фараоны – это выходцы из Сирии и Ханаана, языческие семитские и родственные им племена. А фараон Исхода (собирательный образ 17-ой династии фараонов среднего царства) – это египетская династия царей исконно Египетских от Тутмоса I до Тутмоса III, а также фараона-царицы Хатшесуп, положивших начало свержения правления гиксосов, при которых и произошёл Исход евреев из Египта. Вот о них-то мы и поговорим более подробно. Именно при этой династии Господь сокрушает Египетских богов руками Моисея и выводит свой народ в землю обетования Своего, данного ещё патриарху Аврааму.

    Земля Гесем.

    Быт. 9:9-11 – «Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: «Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и всё твоё; и прокормлю тебя там, ибо голод будет ещё пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой, и всё твоё».

    Чис.11:4-6 – «Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших.»

    А теперь, в качестве подтверждения истинности Священного Писания, я хочу процитировать один исторический документ, который чудом сохранился и дошёл до наших дней.
    Письмо, написанное школьником Пай-Бес его учителю Амен-Эм-Опету: «Я пришел в Пер-Рамсес, любимый Амоном, и увидел, что он прекрасен. Великолепный город, не имеющий соперника. Ра, бог, создавший Фивы, создал и этот город с тем же замыслом. Жить здесь — значит вести великолепную жизнь. Сельское население в изобилии снабжает хорошими вещами. Ежедневно они доставляют свежие продукты и мясо. В их прудах полно рыбы, в их лагунах множество птиц, их луга покрыты зелёной травой, плоды в их прекрасно возделанных садах имеют вкус мёда. Их амбары полны ячменя и пшеницы и вздымаются к небу. Там есть лук и лук-порей, а также гранаты, яблоки, маслины и фиги в плодовых садах. Сладкое вино из Кенкема, чей вкус прекрасней мёда. У рукава Нила Ши-Хор добывают соль и селитру. Их овцы бродят повсюду, каждый день здесь есть свежая пища и мясо. Люди рады, что могут жить здесь и никто не кричит: «Бог, помоги мне!» Простой народ живёт, как великий народ. Приходи! Давай праздновать здесь торжества небес и начала сезонов».

    Как видим, описание впечатлений буквально тождественны, вплоть до мелочей, таких, как восхищение египетским луком (а такую весьма примечательную деталь не сочинишь). Это доказывает, что автор книги Исход писал о том, что видел и пережил сам. Человеческая память недолговечна и когда мы находимся на пороге перемен и каких-то испытаний, то мы начинаем идеализировать своё прошлое и не замечать, забывать недостатки этого самого прошлого, даже если оно – непосильное рабство, унижения и смерть во всех своих смыслах. Порою нам предоставляется выбор между «первородством» и «чечевичной похёбкой», и как часто мы, влекомые своими похотями, совершаем неверный выбор… образом, в ходе многолетних раскопок было установлено, что города Пифом и Раамсес существовали в XVI веке до хр.э. и находились в земле Гесем, где жили иудеи. Одним из главных предназначений городов было складирование запасов (на случай войны или голода), хранившихся в многочисленных амбарах, количество которых во много десятков раз превосходило наличие подобных сооружений в других городах Египта. При исследовании сооружений этих городов было показано, что они построены из кирпичей, часть из которых содержит солому, а часть – нет. Причем кирпичи, содержащие солому, залегают в нижних рядах построек и никогда в верхних. Кирпичи же без соломы лежат либо в верхних ярусах зданий, либо полностью всё здание построено из них. И сегодня эти древние кирпичи с соломой и без соломы свидетельствуют о верности библейского слова.

    Рабство. Строительство городов Пифом и Раамсес.

    «Пожалуй, в библейской археологии немного было городов, которые бы задали больше загадок для исследователей, чем Пифом и Раамсес. Исследуя тайны этих городов, ученые открыли и тайну египетского фараона Рамзеса II, которую он более всего хотел скрыть от своих потомков и последующих поколений, и за разглашение которой в его времена ослушника ждала неминуемая смерть. Итак, обо всём по порядку. С названиями этих городов мы встречаемся в Книге Исход 2 главе, где рассказывается, как фараон решил уничтожить израильтян, как нацию, непосильным трудом на строительстве городов. «Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим, сынам Израилевым, и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его» (Исх.2:11). Когда же спустя время, Моисей сказал фараону, что иудеям необходимо совершить служение Своему Богу, то фараон рассвирепел и приказал: «И сказал фараон: вот, народ в земле сей многочислен, и вы отвлекаете его от работ его. И в тот же день фараон дал повеление приставникам над народом и надзирателям, говоря: не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня, пусть они сами ходят и собирают себе солому, а кирпичей наложите на них то же урочное число, какое они делали вчера и третьего дня, и не убавляйте; они праздны, потому и кричат: пойдем, принесем жертву Богу нашему; дать им больше работы, чтоб они работали и не занимались пустыми речами. И вышли приставники народа и надзиратели его и сказали народу: так говорит фараон: не даю вам соломы; сами пойдите, берите себе солому, где найдете, а от работы вашей ничего не убавляется. И рассеялся народ по всей земле Египетской собирать жниво вместо соломы» (Исх.5:6-12). Итак, сделаем выводы из прочитанного:

    • По приказу фараона израильтяне отстраивают города Пифом и Раамсес;
    • Библия уточняет, что это были города для запасов;
    • Строительство городов шло из кирпичей с использованием соломы;
    • Затем вместо соломы стали использовать жниво.

    Вторая половина XIX века ознаменовалась началом великих археологических открытий, значительная часть которых находилась в области исследования библейской археологии. Перед изумлённым научным миром открылись камни, повествующие о библейских событиях не менее ярко, чем страницы книги. Наконец, пришла очередь и Египта. Развалины Пифома были обнаружены в 1883 году доктором Навилем, а затем дополнительно исследованы в 1908 году Кайлом. В ходе раскопок «здесь были найдены остатки амбаров, а так же и их изображение. Если бы четыре тысячи лет назад существовал закон об изобретениях, то египтяне могли бы заявить эксклюзивные права на амбары, силосные ямы на зерновых фермах Канады и США, которые до сих пор строятся по тому же принципу». Археологами было так же отмечено, что «город Пифом состоял, по сути дела, из складов провианта и военной амуниции», что полностью подтверждает библейское сообщение о нём, как о городе для запасов. Помимо этого был выяснен ещё более примечательный факт. При исследовании строений Пифома установлено, что «в нижних рядах были кирпичи с хорошо обрубанной соломой; в средних рядах было меньше соломы, которая была похожа на стерню, выдернутую с корнем; верхний же ряд кирпичей был совершенно без соломы, только глина. Какое замечательное доказательство событий, описанных в книге Исход!». Убедившись, что данные, полученные при раскопках Пифома, свидетельствуют о точности библейского рассказа и не имеют каких-либо изъянов для критики, противники историчности Писания обратили свои взоры на другой город — Раамсес, который археологам не удавалось найти. Раз город, упоминаемый в Библии, не найден, значит его и не было, объявили атеисты. Но шло время, и на землю древнего Египта ступила нога страсбургского доктора Пьера Монте, прекрасного ученого и глубоко верующего человека. Профессор был уверен в точности библейского рассказа и несмотря на многочисленные неудачные попытки его предшественников найти Раамсес, он был уверен в своей удаче. Его уверенность подкрепляло наличие ключа к нахождению потерянного города. И этим ключом был стих: «И сказали они фараону: мы пришли пожить в этой земле, потому что нет пажити для скота рабов твоих, ибо в земле Ханаанской сильный голод; итак позволь поселиться рабам твоим в земле Гесем… И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел фараон» (Быт.47:4, 11). Итак, город Раамсес необходимо искать в земле Гесем. Наконец, в 1929 году, исследовав местность, П. Монте приступает к раскопкам у современной деревни Сан, невдалеке от Порт-Саида. В течение последовавших затем трёх лет из-под песка перед миром восстал роскошный древний египетский город Раамсес. Вот как сам Монте описывает его: «Здесь, как и в Фивах, храм и другие сооружения окружала большая кирпичная стена с четырьмя воротами, от которых отходили в каждую сторону света дороги и каналы. Из Асуана, не считаясь ни с трудностями, ни с расстоянием, доставили каменные блоки небывалых размеров для возведения храма… и многочисленных стел и обелисков, которые вытачивали искусные мастера. По сторонам аллей, вымощенных базальтом, стояли друг против друга львы из черного гранита с человеческими лицами и сфинксы из розового гранита. Ворота охраняли лежащие львы. Перед пилонами выстроились группы из двух и трех статуй богов, стоящих и сидящих, многие из которых соперничали с колоссами Фив и превосходили мемфисские. Дворец сверкал, украшенный золотом, лазуритом и бирюзой. Повсюду были цветы. Тщательно возделанные поля пересекались дорогами, обсаженными деревьями». Была обнаружена, в частности, и прекрасная система канализации. А затем и многочисленнейшие склады, ломящиеся от товаров. Количество найденных складов доктор Монте ставит в один ряд с количеством лавок и домов города, что подтверждает сообщения Писания об этих городах, как городах для запасов. И, наконец, в «Раамсесе были проведены археологические раскопки. Обнаруженные там кирпичи частично содержали солому, частично нет»! Все сделанные открытия в Раамсесе удивительно точно вписывались в библейский рассказ, но практически везде на найденных памятниках города от храма и до амбара на кирпичах стояло имя фараона Рамзеса II (1317-1251), от которого, согласно библейской хронологии, жизнедеятельность Моисея отстояла на 200 лет. Выходило, либо ошибается Библия, относя Моисея к XVI веку, либо к строительству Пифома и Раамсеса евреи не имеют никакого отношения. Вследствие этих открытий ряд ученых библеистов предложили датировать время Моисея и Исхода правлением Рамзеса II. Но «подгонять» Священное Писание под какие-либо открытия никогда не приводило к успеху. Во-первых, благодаря этому дискредитировалась Библия (в данном случае её хронологическая часть), а во-вторых, рано или поздно всё вставало на свои места, спорные вопросы разрешались новыми исследованиями, в результате которых подтверждался первоначальный библейский текст, а «благочестивые подгонщики» оказывались в незавидном положении. Так же произошло и в этом случае. Одновременно во времена Монте на территории Египта работало, как правило, несколько археологических экспедиций. Проводя раскопки и анализируя богатейший материал своих предшественников, «специалисты вначале недоумевали, как же это могло произойти, что везде — на стольких храмах, общественных строениях и других местах они сталкивались с надписью: «Рамзес II». Но когда они несколько повнимательнее исследовали эти постройки, объяснение оказалось простым. Многие из этих строений были возведены за целые века до Рамзеса II. Ублажая свое тщеславие, Рамзес II решил везде вырезать свою монограмму». «Неутомимый строитель памятников, Рамзес II… оставил о себе больше свидетельств, чем какой-либо другой правитель Египта. Некоторые из них, правда, были им «заимствованы» у других фараонов: он просто сбивал их имена и ставил на их место своё собственное». В контексте этого была раскрыта и тайна постройки прекрасного Раамсеса, всю славу от которой Рамзес II присвоил себе, став одним из первых в мире плагиаторов. «Рамзес II очень любил Восточную Дельту, колыбель своего рода. Он ценил ее мягкий климат, водные просторы, луга и виноградники, дававшие вино слаще мёда. На берегу Танисского рукава, посреди лугов, овеваемых ветрами, стоял Хут-уарет (Аварис) — древний город жрецов, центр культа бога Сетха, а также центр школы художников, возникший в незапамятные времена. Гиксосы превратили его в свою столицу… Рамзес обосновался там сразу же после того, как воздал почести своему отцу, и немедленно начал большие работы, дабы вернуть этому району жизнь и былое благоденствие, а древний город превратить в блестящую царскую резиденцию». «Рамзес чувствовал себя неуверенно в чужих ему Фивах, в центре культа бога Амона, кроме того, ему хотелось быть подальше от тамошней могучей жреческой касты, которая держала в подчинении предыдущих фараонов и стремилась навязать свою волю и ему. И он решил перебраться в дельту Нила и построить там на месте… Авариса, новую столицу — город Раамзес (впоследствии известный как город Танис)». К тому же новая столица ему подходила как удачный географический плацдарм для покорения Азии. Таким образом, учеными было доказано, что Рамзес II вовсе не был основателем Раамсеса, а лишь восстановил и украсил древний город, имевший самое непосредственное отношение к гиксосам (а значит и к евреям) во время господства которых он был столицей, а затем при Моисее существовал просто как один из городов страны. Пользуясь же тем, что в его окрестностях проживали евреи, фараон Тутмос и заставил их трудиться над его обустройством во времена Моисея, в XVI веке до хр. э. Нашло своё полное историческое подтверждение и библейское сообщение о добавлении соломы в кирпичи. Вот что об этом пишет профессор П. Монте: «Работа была монотонной… Нильский ил перемешивали с песком и рубленой соломой. Чтобы смесь получалась однородной, ее смачивали, долго топтали и время от времени переворачивали лопатой. Работник наполнял этой сырой смесью форму доверху, срезал излишек деревянной лопатой, быстро переворачивал форму и осторожно снимал. Кирпич оставляли сохнуть восемь дней, после чего он годился в дело. Формовщики работали преимущественно на берегу водоема. Водоносы подносили им воду. Другие работники срезали на сжатых полях стерню и готовили из нее рубленую солому. Когда фараон потребовал, чтобы сыны Израилевы сами собирали солому, не уменьшая установленной нормы отформованных кирпичей, это сильно ухудшило их и без того нелегкую участь, однако протесты приводили только к тому, что на их спины обрушивались палки надсмотрщиков. Переносили кирпичи на двух одинаковых щитах, подвешенных за коромысло». Полученные результаты были со временем, хотя и нехотя, приняты в научных кругах стран социалистического лагеря, ученые которого признали: «Благодаря археологическим изысканиям нам точно известно расположение обоих городов, так как удалось раскопать их развалины и установить их происхождение». «Развалины в восточной Дельте… отождествлены с указываемыми в Библии городами Пифом и Раамзес». (Источник – Опарин А.А. У разбитых водоёмов. Археологическое исследование книг Исход и Иисуса Навина)


    Исх.1:8-10 – «И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли нашей.»

    На основании всех выше изложенных исторических фактов, становится совершенно очевидно, что враг, о котором говорил фараон, это гиксосы и все те, кто им симпатизировал. И также понятно, что еврейский народ, когда-то поддерживаемый гиксосами и близкий им по происхождению (семиты), вызывал опасение у фараона Тутмаса I как возможный союзник враждебной династии. И, как следствие этих опасений, фараон принимает вполне логичное решение истребить еврейский народ, обратив его в рабство и физически уничтожая мальчиков (потенциальных воинов) в настоящем противостоянии.

    Ну а теперь, когда мы вполне разобрались с тем, что наука история подтверждает Библию и Cлово Божие описывает реальные исторические факты, то можем посмотреть на дальнейшие исторические события, связанные с рождением Моисея и полным крахом богов Египетской цивилизации и также увидеть и понять, почему Моисея (дитя «вне закона» от рождения), приговорённого к смерти от зачатия, вводят в царский дворец на правах наследника фараона. И каким образом Моисей, по воле Бога, становится царём не нечистого мира, но первым царём и судьёй народа Божьего, прообразом Самого Христа, Мессии, выведшим народ Свой из рабства религии и смерти.

    В последующих публикациях мы продолжим тему исхода из рабства религии.

    Аминь.


    © 2024 Your Company. All Rights Reserved.