II. Исход. Моисей. Предназначение.


     

    II. Исход. Моисей. Предназначение.

     

     

    Исх.1:22 – «а сыны Израилевы расплодились, и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли нашей. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью. Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живёт. Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых. Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых? Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придёт к ним повивальная бабка, они уже рождают. За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался. И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их. Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у Евреев сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых».

    В первой главе книги Исход мы ясно видим, что репрессии в отношении еврейского народа, и обращение его в рабство, со стороны властей Египта начались задолго до рождения Моисея (1:12). Далее, но уже ближе к рождению Моисея, идёт повеление к Шифре и Фуе, принимающим роды, умерщвлять новорожденных мальчиков (1:16,17). Но повитухи властям не подчиняются и Господь за это «устрояет домы» их (1:21). Здесь надо сказать, что понимание «устройство дома» современного человека сильно отличается от библейского понимания «дома». Это сейчас устройство дома может подразумевать, к примеру, замену крыши на современную черепицу, ремонт, покупку модной мебели или авто. Для библейского же человека того времени Дом всегда был с большой буквы и включал в себя всю родню, нёс в себе сакральный смысл, то есть это был весь Род, челядь и даже весь скот и земли, как источники пропитания. Надо заметить, что Господь благословляет верных по дому, то есть по роду их, не только во времена патриархов и царств, но и в Новом завете, в наши дни. Вспоминаем сотника Корнилия и темничного стража (Деян.10,11,16). Итак, от указа о умерщвлении младенцев и до рождения Моисея тоже проходит какое-то неопределенное время. Понимание всех этих временных и ситуативных обстоятельств, нам необходимы прежде всего, чтобы ответить на неудобные вопросы, которые обнаруживает всякий внимательный исследователь библейских текстов

    Исх.2:1-10 – «Некто из племени Левиина пошёл и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила её асфальтом и смолою и, положив в неё младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет. И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы её ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять её. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это из Еврейских детей. И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца. Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у неё вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его.»

    Вопросы:

    • Почему «дочь фараона» ослушивается приказа властителя и принимает к себе отпрыска гонимого и презренного народа? Ведь известно, что приказы царей библейских империй были абсолютны к исполнению всего народа, включая жён и детей.

    • На каком основании Моисей получил усыновление от «дочери фараона»?

    В нашем случае, перевод синодальной Библии не совсем точен, ибо позволяет двояко трактовать слова «и он был у неё вместо сына».

    Септуагинта говорит немного точнее «и сделался ей в сына»

    Исх.2:10 – «ἁδρυνθέντος Возросшего δὲ же τοῦ παιδίου ребёнка εἰσήγαγεν ввела αὐτὸ его πρὸς к τὴν θυγατέρα дочери Φαραω, фараона, καὶ и ἐγενήθη сделался αὐτῇ ей εἰς в υἱόν· сына; ἐπωνόμασεν назвала δὲ же τὸ ὄνομα имя αὐτοῦ его Μωυσῆν Моисей λέγουσα говорящая: Ἐκ Из τοῦ ὕδατος воды́ αὐτὸν его ἀνειλόμην. взяла.»

    Но есть ещё более точный по смыслу еврейский дословный перевод (Живая Тора, Каплан 1909)

    Шмо.2:10 – «А когда вырос ребенок, привела его (мать) к дочери фараона. И она его усыновила, и назвала Моше, сказав: "Ибо родила (маше) его из воды".»

    Прошу отметить и пока запомнить фразу из еврейского смыслового перевода «Ибо родила его из воды». Этой фразой дочь фараона признаёт Моисея, своим сыном, рождённым от воды…

    А вот от кого именно он (Моисей) был рождён, какие надежды и чаяния возлагала на Моисея дочь фараона и какие глобальные планы были на него у Истинного Бога, и будет предметом наших с вами разбирательств и поисков. Кстати, имя Моисей, в его исконно египетской транскрипции так и звучит, как мы с вами привыкли. Мо – «вода»; Исей – «спасённый» или «рожденный от бога». Вот справка о значении имени Моисей из Википедии:

    «Моисей – «извлеченный или спасенный из воды». Так могла назвать младенца египетская принцесса, найдя его в тростнике на берегу реки.

    По другой версии, это имя египетского происхождения и означает «дитя». Имя Моша (Моисей) входило в имена фараонов Египта: Рамсес – Ра-мосес «сын бога Ра», Тутмос – «сын бога Тота». Возможно, и Моисей первоначально имел имя, означающее, что он – «дитя» какого-то бога, но после Исхода первая часть имени Моисея отпала.»

    Сейчас я намеренно так подробно останавливаюсь на текстах Священного Писания и значении имени Моисей, чтобы в последующем, мы с вами ясно и чётко увидели через контексты общественно-политических и религиозно­-духовных верований египетского народа того времени всё понимание и обоснование фактов, изложенных в Библии, прихода такой значимой и знаковой фигуры всех времён и народов как Моисей.  

    Теперь я приглашаю вас в Египет того времени, где мы с вами попытаемся найти ответы на интересующие нас вопросы и попытаемся проанализировать и понять каким образом завертелась вся эта история с возникновением Моисея на земле Египта – земле, где правит жёсткая автократия в лице фараона и жречества, земле, где каждый шаг человека от рождения и до смерти был отмечен тысячами богов, божеств и просто суеверий.  Кстати, по имеющимся в нашем распоряжении данным, таких богов в Египте было более пяти тысяч и очень часто один бог, отвечающий, например, за одно явление, имел совершенно другое имя и историю в другом. Мы же попытаемся с вами восстановить примерную картину того времени и той местности, о которой идет речь, и если имена тех или иных богов будут несколько отличаться от известных вам, то это по сути не будет преградой, ибо нам важно понять, что и как сокрушал Господь рукою Моисея. Религия, язычество, многобожие, демонизм – вот цели нашего с вами понимания. И чтобы увидеть падших богов древнего Египта среди нашей с вами современности, надо до конца понять кого, как и зачем унизил и низвёл тогда Творец в пучину проклятия. Мы с вами увидим, что те боги, которые прославлялись египтянами, во время десяти казней были проклинаемы тем же самым народом за их беспомощность и бессилие пред Богом евреев, то есть Господом.

    Нам необходимо понять каким образом Господь складывает все обстоятельства так, что приход Моисея, как избавителя, не только становится возможным, но и как он, смертник от рождения, не только выжил, но и попал в дом царский. Почему и кем он был для дочери фараона, ведь она не могла ослушаться царского указа если только… Если только она сама не была (фараоном) – тем, кто мог поступиться законом, не нарушая при этом закон. Но даже сам фараон не может нарушить царское слово, если сюда не вмешивается провидение и на то, в сознании египтянина, не будет воля богов. Именно все эти обстоятельства и были сложены воедино Богом евреев, и Моисей стал тем, кем он стал. Но начнём по порядку и сейчас, я поведаю вкратце реальную историю о «дочери фараона», а в конце статьи дам краткие биографии царей времён «Исхода», которые есть в открытом доступе на любом интернет-портале. Речь пойдёт, конечно же, о царице Хатшепсут – правителе Египта без трона, женщине-фараоне, от которой потом попытались откреститься её династические потомки. И не потому, что она была плохим управителем (здесь как раз всё наоборот и при её, более чем двадцатилетнем правлении, Египет отстраивался и процветал), а потому, что она одним своим царствованием нарушала установленные и незыблемые каноны царской власти. Атрибутика фараона – это атрибутика мужского начала (и даже немногие сохранившиеся изваяния Хатшепсут дошли до нас с накладной бородой ­– одним из символов царской власти). Вторая причина – это её пасынок Тутмос III, который более двадцати лет, являясь формальным фараоном, вынужден был находиться в тени своего регента – мачехи. Он то и начал первый уничтожать всяческие памятники и даже саму память о ней. Только, по воле Божьей, не совсем в этом преуспел и сведения о ней, равно как и изображения, дожили до наших дней.

     

    Хатшепсу́т – женщина-фараон (1490/1489-1468 до н.э., 1479-1458 до н.э. или 1504-1482 до н.э.) Нового царства Древнего Египта из XVIII династии.

    До воцарения носила то же имя (Хатшепсут, то есть «Находящаяся впереди благородных дам»), которое не было изменено при восшествии на престол (хотя источники называют её тронным именем Мааткара – Маат-Ка-Ра). Носила титулы «Великая жена царя» и «Супруга бога Амона».

    Фактически отстранив от власти несовершеннолетнего Тутмоса III и провозгласив себя фараоном, царица Хатшепсут закончила восстановление Египта после нашествия гиксосов, воздвигла множество памятников по всему Египту, отправила экспедицию в Пунт и, судя по всему, проводила военные походы. Наряду с Тутмосом III, Эхнатоном, Тутанхамоном, Рамсесом II и Клеопатрой VII она считается одним из самых известных египетских правителей.

    Далее мы с вами должны знать и понимать, что трон фараона переходил от матери к сыну. Именно от матери, а не от отца. И причина тут кроется в том, что египтяне верили, что наследник зачинается от бога Тота. Якобы бог сходит на землю, принимает облик мужа-царя и входит в спальню к главной жене фараона. Таким образом подчёркивалась абсолютная божественность фараона, как бога, правящего на земле. Иным словом, фараон был земным воплощением божества. И вот теперь, понимая все эти условия, мы можем увидеть и уразуметь эту захватывающую историю о Моисее и его приёмной матери царицы Хатшепсут.

     

     

    Для начала нам, наверное, необходимо прежде всего дать определение слову фараон. Итак, заглянем в Википедию: 

    «Фарао́н – современное наименование правителей Древнего Египта. Не было официальным титулом, а возникло как эвфемизм, позволяющий обойтись без упоминания царского имени и официальных царских титулов, в эпоху Нового царства и особенно распространилось к середине I тысячелетия до н.э. Фарао́н (древнерусское фараонъ, старославянское фарао, что от греч. Φαραώ / pharaōn) – современное наименование правителей Древнего Египта.

     

    Греческое слово Φαραώ заимствовано из Библии (ивр. ‏פרעה‏‎, [par‘ōh]; оригинальное егип. per-aã буквально означает «великий дом», то есть царский дворец. Фараон буквально – «владелец дворца». С периода Нового царства (XVI-XI века до н.э.) название дворца стало иносказательно обозначать и самого правителя, а с X века до н. э. стало одним из официальных наименований царя».

    Итак, библейское наименование «фараон» буквально будет означать «владелец дворца» или «дома правителей», а иначе – представитель династического рода. Соответственно дочь фараона это прежде всего носитель гена рода правителей. Зная это, мы можем шире увидеть и понять всю историю с подкидышем Моисеем и дочерью фараона.

    У фараона Тутмоса I в браке с принцессой Яхмос – сестрой Аменхотепа I – рождается трое детей. Сын Амнемноса и две дочери Нефрубити и Хатшепсут. А надо добавить, что все Тутмосы I, II и III не имели явных прав на престол по факту своего рождения и становились фараонами по факту своей женитьбы на принцессах (вспоминаем права наследования престола по женской линии). Но Тутмосу I не повезло, и его прямой наследник сын и одна из дочерей умирают в раннем возрасте. Остаётся только «дочь фараона» Хатшепсут и сын от жены нецарского происхождения Уаджмос («рождённый богиней Уаджит»). Далее Тутмос I сочетает браком Уаджмоса с его единокровной дочерью Хатшепсут, тем самым легитимизируя своего сына как наследника престола, и после смерти отца тот занимает пост фараона под именем Тутмос II. Итак, после смерти правителя Тутмоса I трон остаётся за отпрыском этого фараона. Но и тут уже Тутмосу II не везёт, и за недолгую свою жизнь, 2-4 года в браке с Хатшепсут, у него не рождаются прямых потомков. Тутмос II был слаб здоровьем, и ещё при его жизни царица Хатшепсут целиком захватила власть в стране и даже правила в ней на правах полноценного фараона. Но не все политические и религиозные правящие партии того времени были рады подчиняться женщине-фараону, и на одном из праздников в честь бога Амона, по велению Амона через своего оракула, наследником престола был провозглашён фараоном малолетний Тутмос III, рождённый от Тутмоса II и жрицы Исиды. А царица Хатшепсут оставалась при нём лишь на правах регента. По сути это был, своего рода, реформистский акт со стороны жречества с целью ограничить власть царицы. Но…

    Вот тут-то, собственно, и начинается наша удивительная история, в которой маленький мальчик Моисей помогает царице сохранить власть, а царица, в свою очередь, спасает жизнь младенцу Моисею. Да-да-да, я не оговорился. Именно появление Моисея на берегу Нила, помогло Хатшепсут сохранить за собой власть и на долгие заставило замолчать недовольную знать и ту часть жречества, которая противилась прямому правлению Хатшепсут. Тем, кому было непросто понять все перипетии Египетского престолонаследия, сейчас достаточно помнить только два чётких условия: первое – наследный принц – это человек рождённый от бога. В следствие чего – второе – престол передаётся по женской линии от принцессы крови.

    Между тем у еврейской супружеской четы из колена Левиина Аврама и Иохавед родился ребенок. Он был очень красив и доставлял радость своим родителям. Но, к несчастью, это был мальчик, заранее обреченный на смерть в водах Нила. Мать впала в великое отчаяние и, невзирая на угрозу сурового наказания, решила спрятать сына от египетских палачей. Три месяца скрывала мать свое дитя, а когда уже стало невозможно это делать дальше, она осмолила корзинку, положила в нее своего ребенка и поставила ее в тростник у берега реки. Мать ушла домой, а своей дочери Мариам поручила спрятаться на берегу и смотреть, что произойдет с младенцем. А в это время «Дочь фараона», отягощённая государственными заботами и (в связи с отсутствием собственного ребёнка мужского пола) уставшая от вечной борьбы за власть, жарким днём вышла на берег Нила совершить омовение. И тут, о чудо! Современный человек, в отношении власти, мыслит секулярно, то есть в нашем светском понимании, власть должна быть оторвана от каких-то религиозных и суеверных верований. Египтяне же, напротив, мыслили иррационально, и все свои действия и понимания жизни отождествляли с религией.

    А чудо для царицы заключалось в том, что бог Нила, великий Хапи, наравне с богом солнца Ра, дарующим жизнь всему живому и покровительствующим империи, снизошёл до молитв царицы и дал ей сына – божественного сына, рождённого из воды, минуя лона принцессы и данного ей прямо в руки. Причём то, что этот ребёнок был явно еврейского происхождения, никого тогда не смущало, ибо его рождение из вод Нила считалось делом зачатия самого Хапи. И знамением служило то, что ребёнок остался жив. Причиной тому крокодилы. Крокодилы, эти жестокие и безжалостные убийцы скота и сотен людей, дерзнувших без охраны приблизится к берегу. Крокодилам – кровожадным слугам богов – приносились всевозможные жертвы. В том числе и людские. В частности –«Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у Евреев сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых». Крокодилы были способны часами и даже сутками поджидать свою добычу, а потом, будь то бык, лев или человек, набрасываться всей стаей, тащить на дно и рвать там на куски. Таким образом, чудесное появление Моисея в руки правительницы, надолго закрыло рот недовольной знати, и помогло царице, фактически править миром даже тогда, когда повзрослел Тутмос III – номинальный фараон.  Моисей стал претендентом на престол по провидению богов Египта, и с этим трудно было не согласится. Но для Моисея, Богом Авраама, Исаака и Иакова была уготована совсем другая судьба и потому, когда для Тутмоса III появился формальный повод – убийство Египтянина (а мы с вами понимаем, что для сановника такого ранга, как был Моисей, убийство простого человека можно было всегда оправдать). Истинный Бог отчуждает его на определённое время из среды дворца и даже из среды своего народа. Если раньше, сорок лет Моисей постигал науки править и даже воевать, то теперь, сорок лет в Мадиамской пустыне, Моисей постигает важнейшую науку из всех наук – смирение Господу и послушанию воле Его. Он учится слышать Самого Творца.

    Оставайся с нами и в следующей публикации ты увидишь полный и безоговорочный разгром богов Египта.


    Исторические справки: 

    «XVII династия – одна из династий фараонов, правивших в Древнем Египте во времена, так называемого, Второго переходного периода в XVII-XVI веках до н. э. в противовес гиксосским (XV и XVI) династиям.

    В этот период истории Египта произошли, предположительно, Десять казней египетских и Исход.

    Наследниками этой династии были фараоны XVIII династии, объединившей Египет и создавшей Новое царство.

    В это время Египет был разделён на несколько небольших государств, подчинённых гиксосам. XVII династия правила в Фивах. Последние два фараона, Таа II Секененра и Камос, начали войну против гиксосов, которая завершилась при Яхмосе, сыне Секенра. В результате Яхмосу удалось объединить Египет и создать Новое царство. Яхмос считается основателем новой, XVIII династии.

    Прямые наследники Тутмоса I умерли до него – два сына от его главной жены Яхмос –

    • Уаджмос (Уад-маси, «Рожденный богиней Уаджит»),

    • Аменмос (Аман-маси, «Рожденный Амоном»),

    • дочь Неферубити

    Дочь (возможно, сестра Тутмоса) Хатшепсут была выдана замуж за своего брата, сына Тутмоса I от его второстепенной жены Мутнофрет (Мут-нафа), Тутмоса II. Последний и был провозглашен наследником престола.

    Тутмос II («Рождённый Тотом») – четвёртый фараон XVIII династии, правивший приблизительно в 1492-1479 годах до н. э. За свой короткий срок правления организовал две военные кампании, возвёл несколько памятников, но испытывал сильное влияние от своей главной жены Хатшепсут. Отец Тутмоса III.

    Наследование в период XVIII династии осуществлялось по материнской линии, так что по рождению Тутмос III не мог претендовать на престол. Законная линия престолонаследия восходила к Хатшепсут – дочери Тутмоса I и сестре и, видимо, жене Тутмоса II.

    Однако, не имеющий явных прав на престол, Тутмос III на одном из праздников в честь Амона был провозглашён фараоном оракулом Амона, якобы по воле бога. Видимо, это произошло из-за отсутствия других претендентов мужского пола на престол.

    На 3-м году своего правления Тутмос воздвиг на месте древнего кирпичного храма Сенусерта III в Семне, южнее вторых порогов, новый храм из прекрасного нубийского песчаника, в котором он заботливо восстановил древнюю пограничную плиту Среднего царства, и возобновил декрет Сенусерта, обеспечивающий приношения храму путём постоянного дохода. При этом он ни одним словом не обмолвился в своей царской титулатуре, стоящей в начале дарственной надписи, о каком-либо соправительстве с Хатшепсут. Однако затем честолюбивая вдова Тутмоса II, вероятно, при активной поддержке фиванского жречества захватила всю реальную власть в свои руки и провозгласила себя фараоном (видимо, это произошло в конце 4-го года правления Тутмоса III).

    После этого Тутмос практически полностью был отстранён от управления страной и почти не упоминается в документах до самой кончины царицы, случившейся в конце 20-го года формального правления Тутмоса.

    После смерти Хатшепсут не осталось более прямых потомков фараона Яхмоса I, как по мужской, так и по женской линии, и Тутмос продолжил править без всяких препятствий уже единолично. Яростно преследуя память своей мачехи, он приказал уничтожить все её статуи, стесать её имя со стен храмов. Не было пощады и людям из окружения покойной царицы, и ранее умершим, как Сенмут, гробница которого была разрушена, и ещё живым. Политическая жизнь страны резко изменилась. Опираясь, прежде всего, на войско и новую служилую знать, Тутмос приступил к активным завоеваниям.» (Википедия)

     


    © 2024 Your Company. All Rights Reserved.