Имена Бога.

     

    Часть 1

    Имена́ Бо́га (теонимы, от др.-греч. Θεός — «Божество, Бог» и ὄνομα — «имя») — в монотеизме, имена единого и непознаваемого Бога. Такие имена обычно имеют особый, священный статус. В Библии употребляется ряд имён и эпитетов Бога, Христа и Святого Духа.

    В Ветхом Завете имена Бога представляют свойства Его божественной природы и Его божественные атрибуты.

    Сущий — (‏היה‏‎ [эхие-ашер-эхие] — Я есмь Тот, Кто есмь; с иврита «быть» переведено на русский «Сущий») «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам». (Исх. 3:14)

    Элохим (однокоренные слова — Эль, Элоха)

    Саваоф

    Адонай

    Эль-Шаддай — в русском синодальном переводе «Бог Всемогущий». Шадай (или Саддай) — корнем его является [шад] (‏שד‏‎) — «сила» и в этом смысле это слово и производные от него, например, «ШАДдай», «меШАДед» неоднократно встречается в еврейском тексте Писания (например, в Книге Мишлей (Притчах Соломона). В Средние века это имя стало «расшифровываться» как это аббревиатура «Шаддай» — ‏ שדי‏‎, состоящая из начальных букв трёх слов на иврите Шомер Длатот Исраэль ‏שומר דלתות ישראל‏‎ — Охраняющий двери Израиля. Данное имя используется иудеями в мезузе

    Эль-Олам — в русском синодальном переводе «Бог вечный» (Быт. 21:33).

    Эль-Гибор — «Бог Крепкий» (Исх. 9:6, 7)

    Эль-Элион — «Бог Всевышний».

    Ветхий днями (Атик Йомин) — образ Бога из книги пророка Даниила.

    Шемхамфораш (שם המפורש Shem ha-Mephorash) — древнееврейская фраза, означающая «72-кратное имя Бога». Считается увеличенным Тетраграмматоном.

    В Христианстве, в частности, и в монотеизме вообще есть склонность придавать именам Бога мистический смысл, и считается, что от правильного понимания и произношения которого можно, якобы, не только спастись для жизни вечной, но и совершать различные чудеса. Например, Свидетели Иеговы, которые одно из качеств Бога выраженное «Я есмь Сущий» (Исх 3:14), интерпретируют как имя собственное и единственно верное.

    Между тем, наряду с другими именами — эпитетами Бога, Ветхий Завет признаёт как «имя собственное» — «Ягве» или «Яхве» (др.-евр. יְהוָה), «священная тетраграмма». Следует понимать условность термина «имя собственное» в данном случае, поскольку ни одно имя не может выразить сущности Бога в полной мере, лишь указывая на Его качества . Имя Бога Самим Богом было запрещено произносить напрасно (Исх. 20:7).

    При чтении Святого Писания иудеи заменяли Непроизносимое Имя «Ягве» (Яхве) словом «др.-евр. אדני» (Адонаи) — Господь (о современном употреблении подобного правила см. конец этой статьи). Поэтому четырёхбуквенное имя Бога др.-евр. יְהוָה (Ягве) в Септуагинте переведено как — «Κύριος», а вульгате — «лат. Dóminus», что на русском означает «Господь». Произношение Тетраграмматона с 1518 года часто транслитерировалось некоторыми европейскими переводчиками искажённо, как «Иегова»).

    Тетраграммато́н (тетраграмма) (греч. τετραγράμματον, от греч. τετρα, «четыре»  и γράμμα, «буква» ) — в иудейской религиозной и каббалистической традициях — четырехбуквенное Непроизносимое Имя Господа, считающееся собственным именем Бога. В древнееврейском этими четырьмя буквами были: ивр. י (йод) ה (хе) ו (вав) ה (хе) : יהוה‎ (при этом последняя буква «хе» обозначает гласный звук, см. Матрес лекционис) . Латинскими буквами тетраграмма транскрибируется как YHWH или JHWH.

    Вот эти четыре согласные буквы иудейского алфавита йод хе вав хе , произносимые как Яхве или Ягве, и были в 16 веке огласованы и преобразованы как Иегова. Как на самом деле звучал тетраграмматон сейчас не знает никто, потому что истинная огласовка этого слова была утеряна уже ко времени восстановления второго ИУДЕЙСКОГО ХРАМА во времена царствования царей Дария, Кира Великого и Артаксеркса по причине долгого персидского пленения народа Божьего и, как следствие, переход народа на международный язык того времени – арамейский. Таким образом, огласовка непроизносимого имени Ягве древнееврейского алфавита была в последствии проведена через арамейский алфавит от произносимого Адонай (Господь), и уже в средние века прочитана как Егова или в последствии Иегова.

    Иудейское каббалистическое учение испокон веков развивало мистическую идею 72 имен Бога, самое магическое из которых состоит из 72 букв. Если вникнуть в суть, это и есть настоящая абракадабра в своём исконном значении: это слово произошло от ивритского выражения «абра кедабра», что переводится как «я творю, как говорю». Буквы иврита, они же – буквы древнеарамейского языка – творят реальность, и об этом пишет самая древняя из известных книг о каббале – «Сефер Йецира», написанная 4000 лет назад. Главное – знать как ими воспользоваться.

    Последовательность 72 Имен Бога – это 72 способа стать подобным Богу.

    Как первый, так и второй поход к отношению имен Господа является религиозно-мистическим и никоем образом не отражает идею спасения через принятие завета и познания самого Мессии Христа.

    Бог открывается в Ветхом Завете под именами, которые условно можно разделить на три группы:

    Основная группа: Бог — Эл, Элаг, или Элогим — Быт. 1:1; Сущий — Ягве (Иегова) (Быт. 2:2, Исх. 34:6), Владыка — Адон или Адонаи (Быт. 15:2);

    Вторая группа: Составные с Эль (Бог): Бог Всемогущий — Эль Шаддаи (Быт. 17:1), Бог Всевышний — Эль Элион (Быт. 14:18), Бог Вечный — Эль Олам (Быт. 21:33), Бог Крепкий — Эль Гибор (Исх. 9:6, 7);

    Третья группа: Составные с Ягве (Иегова) = Сущий (в русском переводе — Господь): Господь Бог — Ягве (Иегова) Элогим (Быт. 2:4, Исх. 34:6); Владыка Господь — Адонаи Ягве (Иегова) (Быт. 15:2); Господь Саваоф (то есть «воинств») — Ягве (Иегова) Цеваоф (1 Цар. 1:3).

    Имена Божии в Законе, или в книгах ветхозаветного Писания

    (в этой таблице нумерация стихов – еврейская)

     

    Бог:

    Быт.1:1, Пс.50:3, Втор.32:15, Авв.3:3.

    Живый

    Ос.2:1, Дан.6:21, Иер.10:10, 1Цар.17:26.

    Присносущий

    Дан.6:26.

    Первый

    Ис.44:6, 48:12.

    Последний

    Ис.44:6, 48:12.

    Древний

    Втор.33:27.

    Вечный

    Ис.40:28.

    Благий

    Пс.25:8, 86:5, 100:5, 145:172Пар.30:18.

    Благодатель, Благодетель

    Пс.119:86.

    Благодеющий, Милосердный

    Пс.145:17

    Благословенный

    Пс.18:47, 68:36.

    Благотворящий

    Исх.20:6Иер.32:18.

    Близкий

    Пс.34:19, 145:18.

    Бог, Крепкий

    Исх.15:2Чис.12:13Втор.10:17Пс.118:37Неем.9:32.

    Великий

    Пс.49:2, 145:3Неем.9:32, Иер.32:18.

    Великий в советах

    Иер.32:19.

    Величественный

    Пс.8:1, Исх.15:11.

    Верный

    Пс.31:6.

    Ветхий днями

    Дан.7:9, 22.

    Вечно живущий

    Ис.57:15.

    всегда тот же

    Пс.44:5, 102:8, 1Пар.17:26, Неем.9:6–7, Ис.43:10, 13, 48:12.

    сокровенный

    Ис.45:15.

    Владыка

    Иов.36:22, Дан.2:47, 5:23.

    Возвышающий, Унижающий

    1Цар.2:7.

    Воздающий

    Пс.31:24Иер.32:18.

    Врач

    Иер.33:6

    Врачующий

    Исх.15:26Втор.32:39.

    Всеведущий

    1Цар.2:3.

    Всевышний

    Быт.14:18Пс.57:3, 9:3, 21:8.

    Вседержитель

    Пс.91:1.

    Всемогущий

    Быт.17:1Чис.24:4Иов.5:17.

    Всесильный

    Ис.40:26.

    Высокий

    Пс.49:2, 99:2Ис.57:15.

    Вышний

    Иов.36:26, 37:23.

    Господь

    Быт.15:2, Исх.21:17, 34:9, Чис.14:17, Пс.86:9, 114:8, Ис.1:24

    Далекий

    Притч.15:29.

    Державный

    Пс.24:8Втор.10:17.

    Дивный, Страшный

    Втор.10:17Пс.68:36, 76:8, 12Неем.9:32.

    Долготерпеливый,
    Медленный на гнев

    Пс.103:8.

    Единый

    Втор.6:4.

    Заступник

    1Цар.24:16Пс.68:6.

    Знающий тайны сердца

    Пс.44:22.

    Избавитель

    Пс.18:3, 70:6.

    Искупитель

    Пс.19:15Ис.63:16.

    Испытующий сердца и утробы

    Пс.7:10.

    Истинный

    Ис.65:16.

    Каратель, Поражающий

    Иез.7:9.

    Крепость

    Пс.140:8.

    Кроткий

    Пс.86:5.

    Милостивый

    Пс.119:68.

    Милующий, Щедрый

    Пс.86:15, 145:8.

    Мир

    Суд.6:24.

    Многомилостивый

    Пс.86:5, 145:8.Иоил.2:13.

    Многомощный

    Пс.147:5.

    Могущий

    Пс.89:9.

    Могущий силою

    Иов.9:4.

    Мощный

    Быт.49:24Пс.132:2Ис.1:24.

    Наказывающий за вину

    Исх.20:5.

    Обогащающий

    Там же.

    Огонь поедающий

    Втор.4:24.

    Оживляющий, дающий жизнь

    1Цар.2:6Неем.9:6Втор.32:39.

    Отец

    Втор.32:6Пс.67:688:27Ис.63:16.

    Пастырь

    Пс.80:2.

    Покров, Покровитель

    Пс.32:7, 119:114.

    Помощник

    Пс.30:11

    Правдивый

    Втор.32:4Пс.92:16.

    Праведный

    Пс.7:10, 112:4, 145:17Неем.9:33.

    Превознесенный

    Пс.46:11.

    Превозносимый

    Ис.57:15.

    Премудрый сердцем

    Иов.9:4.

    Препрославленный, Достопоклоняемый

    Пс.18:4, 48:2.

    Прибежище

    Пс.14:6, 46:2.

    Пристанище

    Пс.95:22.

    Ревнитель

    Исх.20:5, 34:14.

    Саваоф

    1Цар.4:43Цар.18:15Ис.6:3.

    Свет

    Пс.84:12

    Святый

    Лев.11:44–45Пс.22:4, 33:3, 5, 9Ис.1:4–5, 1:16, 40:25, 25:15

    Сильный

    Втор.10:17Пс.24:8, Иер.32:18Неем.9:32.

    Слава

    Пс.106:20.

    Создатель

    Пс.149:2

    Сокрушающий

    Втор.32:39Пс.68:22.

    Солнце

    Пс.83:12

    Спаситель

    Пс.7:11Ис.45:15.

    Справедливый

    Пс.118:137.

    Судия

    Быт.18:25, Суд.11:27, Пс.7:12, 9:5, 75:8.

    Сущий, Сый

    Исх.3:14.

    Твердыня

    Втор.32:41Цар.2:2.

    Творец

    Ис.40:28.

    Терпеливый

    Пс.88:8.

    Убежище

    Пс.90:1.

    Убожащий, обедняющий,
    делающий бедным

    1Цар.2:7.

    Ум

    Притч.8:14.

    Умерщвляющий,
    посылающий смерть

    1Цар.2:6Втор.32:39.

    Хранитель, Страж

    Иов.7:20Пс.31:24.

    Царь

    Пс.5:3, 10:16, 24:1, 10, 145:1.

    Щит

    Быт.15:1Втор.33:29Пс.3:4, 18:31, 84:10.

     

    Имена Божии в Евангелии, или в книгах новозаветного Писания

    (в этой таблице имена  взяты из синодального перевода Библии)

     

    Альфа и Омега

    Откр.1:8, 21:6, 22:13.

    Благий

    Мф.19:17Мк.10:18.

    Благословенный во веки

    2Кор.11:31.

    Блаженный

    1Тим.6:15.

    Блюститель, Пастырь

    1Пет.2:25.

    Бог есть Дух

    Ин.4:24.

    Бог мира

    Рим.15:32, 16:20Евр.13:202Сол.3:16.

    Богатый

    Еф.2:4.

    Великий

    1Тим.2:13.

    Верный

    1Сол.5:24, 1Ин.1:9

    Владыка

    Деян.4:24.

    Всевышний

    Лк.1:32, 76.

    Вседержитель

    Откр.1:8.

    Господь

    Деян.4:24, 1:24.

    Господь неба и земли

    Мф.11:15.

    Господь господствующих

    1Тим.6:15.

    Единый

    1Кор.8:5Гал.3:201Тим.2:5.

    Единый имеющий бессмертие

    1Тим.6:16

    Единый истинный Бог

    Ин.17:31Тим.1:17.

    Живущий во веки веков

    1Ин.2:10

    Живый

    Деян.14:151Тим.3:15, 4:10, 6:17Евр.9:14

    Законодатель

    Иак.4:12.

    Избавитель

    Рим.11:26.

    Истинный

    Рим.3:4, Ин.17:3, 1Сол.1:9.

    Любовь

    1Ин.4:82Кор.13:11.

    Мессия

    Ин.1:41, 4:25.

    Милосердный

    Лк.6:36.

    Многомилостивый

    Иак.5:11.

    Могущественный

    1Тим.6:15.

    Мститель

    1Сол.4:6.

    Невидимый

    1Тим.1:17, 1:18, 6:16Ин.1:18, 6:48.

    Нелживый в обетованиях

    Тит.1:2

    Нетленный

    Рим.1:231Тим.1:17.

    Обитающий в неприступном свете

    1Тим.6:16

    Оживотворящий всё

    1Тим.6:13.

    Отец

    Мф.5:48, 6:9.

    Отец духов

    Евр.12:9.

    Отец милосердия, Бог утешения

    2Кор.1:3.

    Пастырь

    Ин.10:11.

    Первоначальный

    1Ин.2:13–14.

    Праведный

    Ин.17:25, 1Ин.1:9

    Премудрый

    1Тим.1:17, Иуд.25.

    Свет

    1Ин.1:5.

    Святый

    Ин.17:11.

    Сердцеведец

    Деян.1:24, 15:8.

    Сильный

    Лк.1:49.

    Слово

    Ин.1:1.

    Совершенный

    Мф.5:48.

    Спаситель

    Лк.1:47, 2:11Ин.4:42Иуд.25:1, 1Тим.2:3, 4:10

    Судия

    1Пет.2:232Тим.4:12.

    Царь веков

    1Тим.1:17.

    Царь царствующих

    1Тим.6:15.

    Чистый

    1Ин.3:3.

     

    Теперь мы видим, что Библия дает множество имен Бога, и все они отражают не собственные имена, но качества Бога. Среди них есть как те, которые дал Сам Господь (пример: Исх. 3:6  «И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лицо своё, потому что боялся воззреть на Бога.»
    Исх. 3:14  «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам.», так и те, которыми Его призывали люди

    (пример: Быт.16:13 – «И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог, видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня.»)

    К тетраграмматону мы вернемся еще чуть позднее, а пока мы с вами видим, что все те качества (имена Бога), присущие Богу в ВЗ, были также явлены нам в Новом Завете через Иисуса Христа.

    Пророк Иоиль, когда пророчил о Христе и излиянии Духа Святого на всякую плоть, сказал, что всякий, кто призовет имя Господне, спасается (Иоил 2:32). Эти слова так же подтверждает Новый Завет (Деян 2:21; Рим 10:18).

    Также Христос дал четкие наставления, во имя кого мы, последователи Его, должны молиться.

    Евангелие от Иоанна 14: 

    13 И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.

    14 Если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю.

    Здесь Иисус ясно и недвусмысленно говорит нам, что Он единственный ходатай и посредник между Триединым Богом и человечеством, и только Ему одному дана власть творить суд милость на земле, что именно небесное и земное воплощение Христа является образом невидимого Бога, который в своей полноте обитает в неприступном свете.

    Евангелие от Иоанна 10 глава:

    30 Я и Отец – одно.

    Евангелие от Иоанна 12 глава:

    44 Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.

    45 И видящий Меня видит Пославшего Меня.

    46 Я – свет, пришёл в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.

    47 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришёл не судить мир, но спасти мир.

    48 Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.

    49 Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.

    50 И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.

    Теперь вернемся к тетраграмматону ‏היה (имени Бога), которое мы рассматривали в Ветхом Завете. Есть ли указания Библейских новозаветных текстов на это имя, и если есть, то на кого это имя указывает? Да есть и я, исследуя Писания, нашёл, как минимум, 11 написаний тетраграмматона которые на русский язык переведены как «Есмь» (Ин 6:35; 6:41; Ин 6:48; 8:58; 10:9; 10:11; 10:14; 11:25; 14:6; 15:1; 15:5). Дам пару  подстрочных переводов на выбор.

    Ин 6:48 – «Я есмь хлеб жизни.»

    Йох 6:48 – «Ἐγώ  Ани́ Εἰμι  יהוה ὁ  ˙ ἄρτος  ЛЕ́ХЭМ τῆς   ҳа· ζωῆς.  ·ХАЙИ́М»

    Ин 8:58: «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.»

    Йох 8:58: «εἶπεν  сказал αὐτοῖς  им ὁ  ˙ Ἰησοῦς,  Йешу́а      ·   Ἀμὴν  Амэ́н ἀμὴν  амэ́н λέγω  Я говорю ὑμῖν,  вам πρὶν  до того́ как Ἀβραὰμ  Авраҳа́м γενέσθαι,  появился Ἐγὼ  Ани́ Εἰμι.  יהוה»

    Итак, Тетраграмматон (др.-евр. יהוה)  это третье лицо единственного числа будущего времени глагола др.-евр. היה — «быть» и буквальный перевод тетраграмматона: «(Он) будет», некоторые учёные предлагают перевод: «(Он) жив». От глагола др.-евр. היה — «быть» образовано и первое лицо единственного числа настоящего времени др.-евр. אהיה — «(Я есть) сущий», которое употреблено в Исх. 3:14: «Бог сказал Моисею: Я есть Сущий».

    Исх.3:14: «וַיֹּ֤אמֶר ваи·йо́·мэр אֱלֹהִים֙ э́·ло·hи́м אֶל־،эль– מֹשֶׁ֔ה мо·шэ́ אֶֽהְיֶ֖ה эh·йэ́ אֲשֶׁ֣ר،а·шэ́р אֶֽהְיֶ֑ה،эh·йэ́ וַיֹּ֗אמֶר ваи·йо́·мэр כֹּ֤ה ко תֹאמַר֙ то·ма́р לִבְנֵ֣י лив·нэ́и יִשְׂרָאֵ֔ל йи́с·ра·،э́ль אֶֽהְיֶ֖ה،эh·йэ́ שְׁלָחַ֥נִי шэ·ла·ха́·ни אֲלֵיכֶֽם׃،а·лэи·хэ́м»

    Теперь мы с вами убедились, что как в Ветхом, так и в Новом Заветах, имя Бога, в главном Его предвечном качестве, отображено по сути одним словом, которое люди называют тетраграмматон. Разница лишь в отдельных нюансах грамматического языка, на котором писалась Библия (единственного или множественного числа; настоящего, прошедшего или будущего времени и т.д.). Также, мы должны понимать, что не в звучании, как таковом, но в призвании этого имени – имени Иисуса Христа – есть спасение. Но только услышать или повторить без смысла его недостаточно для спасения. Необходимо сначала познакомиться с тем, кого ты призываешь, узнать зачем и на основании чего ты призываешь Бога, необходимо познать и принять хотя бы малую часть из огромного многообразия тех святых качеств Бога, с которыми Он нас усердно знакомит через слово Своё, на страницах священного писания. 

    Заключение

    Ин.5:39: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.»

    Исследуя Писания, постоянно пребывая в Слове Божьем и на основании этого Слова, будучи в Завете с Христом, начинаешь понимать, что тот Бог, по образу Которого был создан человек, тот Бог, который общался с Адамом в Эдеме, который заключал Свой личный завет с Авраамом, который говорил из горящего куста с Моисеем и вывел народ Божий из Египта. Тот Бог, который в подобии плоти греховной вознёс себя на Крест и после своего Воскресения и Вознесения к престолу Отца, говорил к Савлу под Дамаском – это Один Бог, вернее Одна и та же Сущность Бога, что зовём мы Сыном Человеческим и Сыном Божьим. Для меня Он – Сущий и Господь, Саваоф и Адонай, Мелхиседек Царь мира и Иисус Христос жертвенный Агнец. Для меня Он – Спаситель и Отец, Друг и Брат, и ещё много­-много тех качеств, в которых я нуждаюсь в ту или иную минуту своей жизни. Для меня Он Един в Отце и Духе Святом. Для Еврейского народа Он – Бог Авраама, Исаака и Иакова, для меня же лично –это мой Бог. Это мой Отец, Который никогда не покинет и не оставит меня, и Который даровал мне недостойному, но искупленному радость Своей любви и Своего общения со мной, Который навсегда лишил меня позора греха, Который освящает меня для жизни в вечности одесную Себя во Христе.

    Ин.10:30 – «Я и Отец — одно.»

    Ин.14:13-14 – «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.»

    Блажен тот, кто познал во имя кого он имеет право и возможности что-то просить и молиться, кто познал что заповеди Бога это и есть заповеди Христа.

    Ин.14:15 – «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.»

     

    Аминь!

     


    © 2022 Your Company. All Rights Reserved.