III. Исход. Поражение богов. Крах идеологии религиозного мира.

     

    Как мы уже говорили в предыдущей статье, жизнь древнего человека от современного отличалась тем, что древний человек в каждом явлении природы и в каждом обстоятельстве своей жизни видел проявления воли богов. И, соответственно, будь то день или ночь, засуха или ливень, пекло или стужа – всякому явлению он приписывал действие тех или иных богов или духов и был склонен придумывать своего «ответственного» бога. Именно поэтому в древнем Египте было так много различных богов и божеств. Только до нашего времени через памятники архитектуры и редкие письменные свидетельства дошло их имён более пяти тысяч. Разумеется, что в разных городах и провинциях были свои боги, со своими функциями и именами, но это не меняет своей сути. Современный же человек, атеист, пытается найти другие причинно-следственные связи, но без знания духовных Божьих законов, также впадает в различные интерпретации и множество объяснений, которые тоже зачастую противоречат друг другу, не позволяют человеку увидеть очевидное в обыденном. И то и другое есть тупиковое топтание на месте. О современных взглядах, мы, даст Бог, поговорим отдельно, а сегодня нас интересует Египет времён Моисея. И чтобы увидеть, как Творец сокрушает ложных богов, начнём мы смотреть с первого чуда, которое Господь явил перед фараоном. Но так как исследователи Библии Божьи казни склонны видеть только от начала видимых катаклизмов, то я, чтобы не было путаницы, назову чудо поглощения посохом­-змеем посохов жрецов фараона верхнего и нижнего Египта «нулевым чудом». Чудом сокрушения нечистого духа, с которого начались все народные бедствия. 2Тим.3:8-9 – «Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.».

    Итак, чудо

    0. Hачало. Противостояние Моисея «верховной» власти жрецов, фараона и ложных богов.

    Исх.7:8-12 – «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: если фараон скажет вам: «сделайте чудо», то ты скажи Аарону: «возьми жезл твой и брось пред фараоном», – он сделается змеем. Моисей и Аарон пришли к фараону и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы.»

    Многие Библейские толкователи, почему-то, казни богов видят только тогда, когда начинают происходить воистину народные бедствия, и совершенно обходят вниманием это первое чудо, когда жезл Ааронов, превратившись в змея, проглатывает жезлы-змеи жрецов фараона. А между тем, это первое чудо существенно нанесло урон по самолюбию фараона и уже сразу же был нанесён первый болезненный удар по символу царской и божественной власти, а именно по кобре, которая олицетворяла богиню Уаджит. Только верховные боги Египта и сам фараон могли носить на голове диадему-урей с символом своей власти, изображавшей кобру. А во времена, когда Египет был объединён, к кобре присоединился ещё один символ Нехбет – стервятник, покровитель верхнего Нила.

    I.Превращение воды в кровь. 

    Исх.7:18 – ««и рыба в реке умрёт, и река воссмердит, и Египтянам омерзительно будет пить воду из реки.»»

    О боге Нила мы говорили в предыдущей статье. Добавим только, что от Нила зависело всё благосостояние египетского народа – посевы и пастбища, а также Нил был важнейшей транспортной артерией страны.

    «Египтяне верили, что благодаря стараниям этого божества берега не засыхали, поля давали щедрые урожаи, а на лугах росла сочная трава. Именно Хапи считался творцом зерна. А ещё он поддерживал космос в равновесии.

    У Хапи было много почетных титулов. Его называли: «отец богов», «повелитель рыб и болотных птиц», «повелитель реки». О происхождении имени Хапи известно мало. По одной из версий, в глубокой древности так именовали реку Нил.

    В отличие от многих других представителей египетского пантеона Хапи считался щедрым и добрым богом. Он символизировал изобилие, богатство, благополучие и плодородие. Назвать человека «богатым, как Хапи» означало признать его влияние, достаток и силу.

    Согласно легенде, этот бог возник из первобытного океана Нун. Женой бога Нила являлась покровительница земли. В Верхнем Египте эту роль исполняла богиня Нехбет, а в Нижнем Египте – богиня Уаджит.» (Википедия).

    Далее, дабы не было путаницы, в скобках «{}», иногда буду приводить свидетельства историка и философа Иосифа Флавия (И.Ф) из его  работы «Иудейские древности» книга 2 от 14гл.

    {Итак, по повелению Предвечного, вода в реке обратилась в кровь, так что ее невозможно было пить; между тем у египтян не было другого источника влаги. При этом вода не только по цвету стала похожа на кровь, но и по качеству своему, так как у всех, кто пытался напиться ее, вызывала сильные боли и резь. Но таково было действие ее лишь по отношению к египтянам; для евреев же она оставалась сладкой и вполне для питья пригодной и нисколько не изменялась в своем составе. Это необычайное явление настолько подавило фараона, что он, боясь за участь народа, согласился на Исход евреев. Но лишь только бедствие прекратилось, он снова отменил свое решение и отказался отпустить их.} (И.Ф).

    II. Нашествие жаб.

    Исх.8:2-4 – «если же ты не согласишься отпустить, то вот, Я поражаю всю область твою жабами; и воскишит река жабами, и они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои, и на тебя, и на народ твой, и на всех рабов твоих взойдут жабы.»

    {Тогда Господь наслал на египтян второе бедствие, так как фараон не изменял своего мнения и не хотел образумиться даже после прекращения, постигшего народ первого несчастья. Страну наводнило несчетное множество лягушек, которыми была переполнена и река, так что люди, бравшие воду, могли получить лишь жидкость, насыщенную остатками околевших в воде и заражавших ее таким образом животных. И вся страна была страшно загрязнена, так как лягушки рождались и околевали, и домашний обиход стал невозможен, потому что их находили в пище и в питье, и они прыгали по постелям. Вместе с тем повсюду распространялось невообразимо страшное зловоние от околевавших и разлагавшихся лягушек.(И.Ф)

    Исх.8:12-14 – «Моисей и Аарон вышли от фараона, и Моисей воззвал к Господу о жабах, которых Он навёл на фараона. И сделал Господь по слову Моисея: жабы вымерли в домах, на дворах и на полях; и собрали их в груды, и воссмердела земля.»

    Итак, Хекат – одна из верховных, важнейших и самых почитаемых богинь древнего Египта, напрямую связанная с Нилом, плодородием и даже деторождением, вдруг, в одночасье, превратившаяся в проклятие. Ту, которую почитали превыше всего, начали проклинать из-за безумного нашествия жаб. Смрад и вонь разложения в еде, питие и даже в постелях. Под действием пророка Бога еврейского народа, Хекат стала кошмаром.

    III. Нашествие мошек.  

    Исх.8:17-19 – «Так они и сделали: Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь.»

    {Тогда Господь Бог в воздаяние за его обман ответил царю новой напастью. Во внутренностях египтян зародилось несчетное количество вшей, от которых мучители гибли в страшных страданиях, так как не были в состоянии избавиться от них ни омовениями, ни целебными мазями. Устрашившись этого отчаянного бедствия, боясь, как бы весь народ не погиб, и приняв в соображение весь позор такого рода гибели, фараон египетский отчасти пришел в сознание, был принужден внять голосу благоразумия и разрешил самим евреям исход, но вместе с тем, лишь только бедствие прекратилось, потребовать от них оставления жен и детей в качестве заложников.} (И.Ф).

    По мем­фис­ской кос­мо­гонии, бог-тво­рец Птах уси­ли­ем во­ли соз­дал из зем­ли (пер­сти) свое те­ло. Зем­ля пос­лу­жила ему стро­итель­ным ма­тери­алом для соз­да­ния все­го ос­таль­но­го, т.е. для фа­ра­она дол­жно бы­ло быть оче­вид­ным, что бог Птах пос­лушно «вы­пол­ня­ет» во­лю Мо­исея и А­аро­на, пос­коль­ку мош­ки то­же воз­никли из зем­ли. Так­же казнь нап­равле­на про­тив кол­ду­нов. Они не смог­ли по­мочь фа­ра­ону и ска­зали, что не зна­ют та­кого кол­довс­тва, и что, дол­жно быть, это все и впрямь на­каза­ние Гос­подне, и сле­ду­ет от­пустить ев­ре­ев.

    В Святом Писании у пророка Исаии, я нашёл одно поразительное пророчество, так хорошо ложащееся на тему данного исследования, и подтверждающее описание этой казни Иосифом Флавием, когда он (Исаия) говорит о бритве Господа, которою он обреет голову и волосы на голове, и даже бороду, что мошки – это вши и блохи, либо какая-то другая зловредная мушка, которая могла набиваться в волосяной покров и причинять страдания людям.

    Ис.7:18-20 – «И будет в тот день: даст знак Господь мухе, которая при устье реки Египетской, и пчеле, которая в земле Ассирийской, – и прилетят и усядутся все они по долинам опустелым и по расселинам скал, и по всем колючим кустарникам, и по всем деревам. В тот день обреет Господь бритвою, нанятою по ту сторону реки, царём Ассирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду.»

    Вельзеву́л или Веельзеву́л (от ивр. ‏בעל זבוב‏‎ [Бааль-Зевув] «повелитель мух») – имя главы демонов в Новом Завете. В Ветхом Завете ему соответствует Баал-Зебуб (Баал-Зебул) — бог филистимлянского города Экрона и одно из олицетворений древнего западносемитского божества Баала.

    Может ли Египетский бог-тво­рец (Птах) соответствовать Баалу или князю бесовскому (Мат.12:24, 27; Мар.3:22; Лук.11:15,18,19), как говорит нам Новый Завет? Давайте посмотрим его соответствие иерархии Птаха –Баа́л (общесемит. baʿl; финик. ?, др.-евр. בעל или באל [Бел], [Бааль], [Ваал]; букв. «хозяин, владыка») – вообще является эпитетом «бог, владыка» для разных богов и градоначальников у древних западных семитов. Также являлся конкретным божеством в ассиро-вавилонской этнокультуре, почитавшимся в Финикии, Ханаане и Сирии как громовержец, бог плодородия, вод, войны, неба, солнца и прочего. Баа́л (общесемит. baʿl; финик. ???, др.-евр. בעל или באל [Бел], [Бааль], [Ваал]; букв. «хозяин, владыка») — вообще является эпитетом «бог, владыка» для разных богов и градоначальников у древних западных семитов. Также являлся конкретным божеством в ассиро-вавилонской этнокультуре, почитавшимся в Финикии, Ханаане и Сирии как громовержец, бог плодородия, вод, войны, неба, солнца и прочего.

    Итак, это один и тот же «бог-творец» и «бог-владыка»». Более того, Баал почитался не только в Сирии или Ханаане. Вот его обширнейшая география поклонения – в Угарите Баал высоко почитался под именем Балу, имел эпитет Силач и Бык, был сыном бога Дагана, его сестрой и возлюбленной была Анат («источник», богиня источников). Мог изображаться в облике могучего быка или воина в рогатом шлеме, что связывает его с Зевсом, Зевсом-Аммоном, вавилонским Зевсом-Баалом.

    В Финикии он именовался Баал-Цафон (угарит. Баал-Цапану, по названию горы, где жил) или просто Баал, Бел, причём эпитет «Баал-» имели и другие финикийские боги, покровительствуя разным областям жизни. Бог проточной воды и родоначальник морских божеств. Сын Эла (угарит. Илу). Его жена – богиня Астарта, аналог шумерской Иштар.

    Центр культа был в Тире, отсюда он распространился и в древнем Израильском царстве (при Иезавели) и в Иудее, несмотря на борьбу пророков (в особенности Илии и Иеремии).

    Центр поклонения северному (изначально каанитскому) богу морей и штормов по имени Баал Цафор (англ. Baal-zephon \ Baalzephon) был расположен на острове Тиран в княжестве Иотаб (Иотав) или Иотват. В этом независимом (до захвата Византией в 525 году н. э. в ходе морского похода на другое еврейское государство Химьяр) иудейском княжестве, обладавшем сильным флотом, жители занимались морской торговлей и потому ценили бога, который был связан с морем и погодой [источник не указан]. В христианской традиции, как и некоторые другие ближневосточные языческие божества — например, Иштар, – был демонизирован. Согласно Библии, служение Баалу включало в себя человеческие жертвоприношения, в том числе убиение собственных детей сожжением в огне.

    При религиозной революции пророка Илии «все служители Баала были убиты» – этим культу в Древнем Израиле был нанесён существенный ущерб.

    Почитался Баал и в финикийском государстве Карфагене (имя Ганнибал означает «любимец Баала»); через финикийцев и карфагенян постепенно во втором-первом тысячелетиях до н.э. культ Баала распространился далеко на Запад (в Египет, Испанию и др.)

    Более того, Баала знали и почитали в Египте. По крайней мере история донесла до нас знания об этом культе при Египетской династии Птолемеев. При Птолемеях культ Баала слился с культом солнечного бога Гелиоса, что ознаменовалось переименованием города Баалбек – центра культа Баа­ла, в «Гелиополис» (др.-греч. Ἡλίου πόλις). Немного спустя он стал творцом всего мира, Вселенной, затем бог-оплодотворитель. Практически во все времена культ Баала сопровождался сладострастными оргиями, при этом жрецы в экстазе наносили себе порезы и раны на различных частях тела, чаще всего на запястье и ладонях.

    IV. Наказание пёсьими мухами.      

    Исх.8:21-24 – «а если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои песьих мух, и наполнятся домы Египтян песьими мухами и самая земля, на которой они живут; и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим. Завтра будет сие знамение. Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух

    Тучи этих мух покрыли людей и наполнили дома египтян. «По словам Филона, насекомое, послужившее орудием четвёртой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему» (Толковая Библия Лопухина). Скорее всего, под пёсьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных. Главный урок этой казни заключался в том, что Бог открыто явил фараону и всем египтянам различие между ними и иудеями. Пёсьи мухи были везде, кроме области Гесем, в которой жили евреи; они были во всех домах, кроме домов израильтян: стихи 22-23. Такое разделение между двумя народами и областями их проживания в Египте показало фараону, что Бог Израиля является Господом, наславшим египетские казни, и что именно Он есть Бог над Египтом, превосходя по силе и могуществу всех египетских божеств и идолов. Позвал тогда фараон к себе Моисея и вновь пообещал отпустить иудеев, а после исчезновения пёсьих мух вновь нарушил своё обещание.

    Некоторые исследователи отождествляют это бедствие с еги­пет­ским бо­гом мёртвых Ану­бисом, ко­торо­го изоб­ра­жали с го­ловой пса или шакала. Я же более склонен рассматривать эту казнь как продолжения бедствия с мушками и культом Баала. Трудно сейчас установить доподлинность в этом вопросе, а по сему примем обе версии как вариант. Так­же пёсьи му­хи на­поми­на­ют вен­ки в ви­де зо­лотых мух, ко­торы­ми «бо­гопо­доб­ные» фа­ра­оны, наг­ражда­ли са­мых от­важных во­инов, но и они не смог­ли спас­ти фа­ра­она от этой яз­вы.

    V. Мор скота.    

    Исх.9:2-6 – «ибо если ты не захочешь отпустить и ещё будешь удерживать его, то вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая; и разделит Господь между скотом Израильским и скотом Египетским, и из всего скота сынов Израилевых не умрёт ничего. И назначил Господь время, сказав: завтра сделает это Господь в земле сей. И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего.»

    Эта казнь бы­ла нап­равле­на на то, что­бы пос­ра­мить ве­ру в бо­жес­тв, счи­тав­ши­хся в древнем Егип­те пок­ро­вите­лями ско­та, и далее ока­завшихся бес­силь­ны­ми перед предстоящим бедствием – мором. Подобных богов и божеств, почитавшихся  египтянами было несчётное множество. Перечислим только несколько из них. Мин – древнеегипетский бог плодородия, с чем связан его итифаллический облик (бог родивший сам себя из хаоса), кроме того – покровитель путей (караванов), связывавших Египет с побережьем Красного моря. Чтился в находившемся у начала этих путей г. Коптос. Также покровитель плодородия и урожая, скотоводства, воспроизводства и мужской половой потенции. И ещё в их числе такие как:

    Хатор – богиня с головой коровы;

    Апис – бог-бык;

    Хнум – бог с головой барана и пр.

    Остановимся подробнее на Аписе, так как по ходу нашего повествования, нам придётся снова с ним повстречаться, но уже совсем при других обстоятельствах.

    Апис – в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Центром культа Аписа был Мемфис. Аписа считали ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. По этой причине он считался также символом фараона. Так как словом Ка в Древнем Египте также передавалось слово «бык», Апис должен был существовать в теле реально существующего быка, а после его смерти переселяться в тело нового быка. Культ бога плодородия Аписа уходит корнями в додинастическую эпоху. Возможно, он восходит к образу священного быка, покровителя плодородия, почитание которого было распространено практически по всему Средиземноморью. Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине. Из всех священных животных Апис был наиболее почитаем. Его культ неоднократно привлекал внимание античных авторов. Согласно Геродоту, священный бык Апис должен быть черного окраса с особыми белыми отметинами на лбу, силуэтом грифа на спине, иметь две кисточки на хвосте и отметку в виде жука-скарабея под языком. Рождение быка с такими метками являло собой живое воплощение бога и было праздником для древних египтян.

    VI. Язвы и нарывы.  

    Исх.9:10-11 – «Они взяли пепла из печи и предстали пред лицо фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте. И не могли волхвы устоять пред Моисеем по причине воспаления, потому что воспаление было на волхвах и на всех Египтянах».

    {… тела египтян покрылись страшными гнойными язвами, которые разрушали все внутренности; от этого погибло большое множество народа.} (И. Ф).

    Исх.9:14-16 – «ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твоё, и на рабов твоих, и на народ твой, дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле; так как Я простер руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой язвою, и ты истреблен был бы с земли: но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Моё по всей земле;»

    Следующая казнь, в результате которой язвами покрылись люди, показала полную беспомощность египетских богов в оказании помощи своим почитателям, а также бессилие египетских врачей, считавших, что они могут вылечить любую болезнь, в том числе путем наговоров и молитв к богам. И опять же, удар был нанесён по самым важным и ключевым, так называемым, богам египетского пантеона. Господь через Моисея ясно показал в чьих руках находятся жизнь и смерть, болезни и здоровье всех людей. Из всего этого множества богов, прошу отметить особо Исиду – богиню-мать. И не потому, что она была сильнее или добрее других богов, а потому, что культ Исиды напрямую перешёл в христианство и цветёт там до сих пор.

    VII. Гром, молнии и огненный град.   

    Исх.9:18-19 – «вот, Я пошлю завтра, в это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне; итак, пошли собрать стада твои и все, что есть у тебя в поле: на всех людей и скот, которые останутся в поле и не соберутся в домы, падёт град, и они умрут.»

    Богом, отвечающим за погодные условия, был бог, созданный путём слияния сразу двух верховных богов Египта – бога Ра и бога Хора (Гор) Ра-Хорахте. Поэтому низвержение Ра-Хорахте и было таким важным актом, осознав который, народ божий и народы Египта могли воочию убедиться, чей Бог на самом деле является Богом земли и неба – Бог евреев или же боги Египта.

    Ра – бог солнца и бог-творец, своим словом создавший мир из первобытного хаоса Нун. И Гор или Хор – бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца.

    Ра-Хорахте (Ра-Горахти) – синкретическое божество Солнца в древнеегипетской мифологии, смешение образов богов Ра и Гор-ахти (Хора). Образом Ра-Горахти воплощается поднимающийся с Востока солнечный бог. Это собственное имя бога Ра, почитаемого в Гелиополисе. Именно из Гелиополиса его место в древнеегипетской религии определилось как «Повелитель мира». Ра из Гелиополиса был признан в храмах Эдфу как равный богу Гору. Фараон Эхнатон являлся верховным жрецом Ра-Горахти. При введении общеегипетского культа бога Атона Эхнатон в его первом «учащем имени» описывает Атона привычным образом Ра-Горахти.

    VIII. Нашествие саранчи.   

    Исх.10:13-15 – «И простер Моисей жезл свой на землю Египетскую, и Господь навёл на сию землю восточный ветер, продолжавшийся весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер нанёс саранчу. И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой; она покрыла лицо всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Египетской.»

    Оси­рис – бог уро­жая;

    Апис – бог пло­доро­дия;

    Со­кар – бог рас­ти­тель­нос­ти.

    Сокар — бог плодородия и покровитель мёртвых. Центр его культа — Мемфис. Эпитет Сокара — «из Ра-Сетау», то есть из царства мёртвых. Отождествлялся с Птахом (Птах-Сокар), Осирисом (Осирис-Сокар) и считался его душой (ба) и мумией. Впоследствии культ Осириса оттеснил в Мемфисе почитание Сокара. С эпохи Среднего царства известен синкретический бог загробного мира Птах — Сокар — Осирис. Изображался в виде мумии с головой сокола или соколом, нередко сидящим на холме возле некрополя. В статуях Сокар изображался держащими скипетр и кнут.

    IX. Тьма.  

    Исх.10:21-23 – «И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма. Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их.»

    {…египтяне были внезапно окутаны плотной непроницаемой мглою, так что они перестали видеть что-либо, а также, будучи стеснены, вследствие густоты воздуха, в своем дыхании, должны были беспомощно умирать или постоянно бояться задохнуться от такого густого тумана.} (И.Ф).

    Ра – верховный бог солнца;

    Атон – один из богов солнца;

    Гор – один из богов солнца;

    Нут – богиня неба;

    Хатхор – богиня неба.

    Согласно мифу, изложенному в папирусе Бремнер-Ринд, Ра в течении дня плывет по небу и к вечеру подплывает к западным горам Египта, в которых, по представлению египтян, находился подземный мир. Дневной путь Ра по небу окончен. Бог переходит из дневной ладьи манджет на ночную ладью месктет. На этой ладье в окружении свиты он погружается в подземный мир. Здесь, в царстве мрака, происходят ожесточенные схватки сил света и сил тьмы, из которых Ра и его свита неизменно выходят победителями. Проплыв по подземному миру и одолев всех врагов, Ра снова переходит на дневную ладью и появляется в полном блеске на восточном небосклоне – суточный цикл повторяется» (Мифологическая энциклопедия). Но вот однажды в один из дней «Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их» (Исх.10:22-23). Произошедшее для древнего египтянина означало, что Ра потерпел поражение. Ра, на котором держался весь мир и жизнь людей, оказался захваченным в подземном миру. И вновь по воле иудейского Бога, Который превзошел в мощи самого Ра, оказавшегося бессильным. Теперь дальнейшая жизнь всей страны встала на грань гибели. Именно поэтому тьма так напугала фараона и народ! Здесь, через эту осязаемую тьму, окутавшую всю землю Египетскую, кроме земли и домов, в которых обитал богоизбранный народ, Господь показывает всем, кто есть истинный свет, а кто есть тьма. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.  И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.» (Ин.1:4-5). В этом месте, где ученик, апостол и пророк Иоанн, говорит о свете и тьме, то это самое слово «объять» в физическом его смысле – «охватить», «завладеть», есть ещё одно значение – «познать» (Стронг).

    Итак, всякий, кто находится под властью заблуждения ложных богов (блуд духовный), не может понять и познать истинного Творца всего сущего и образа общения с Ним. И только народу избранному, через кого придёт Мессия Христос, был явлен свет во тьме. «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мат.4:16). «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.» (Ин.8:12)

    Именно поэтому эта казнь стоит девятой по нарастающей линии бедствий, обрушивающихся на Египет. Здесь мы вновь видим разницу в мировоззрении современных людей и древних египтян. Для нас большим горем стала бы проблема с водой и страшные болезни. Для египтян же наступившая тьма явилась зловещим предзнаменованием конца, ибо жизнь в их понимании связывалась с Ра. Поэтому мы только приблизительно можем себе представить весь ужас, царивший в сердцах египтян, сопоставимый в наше время, наверное, лишь с известием, что на город, где вы живете, летят самолеты, несущие атомные боеголовки. В течении считанных дней вся религиозная система Древнего Египта была повержена в прах. Великие боги, имеющие великолепнейшие храмы и статуи из чистого золота, были унижены перед лицом всего мира. Но почему, в таком случае, после всего этого язычество ещё 1500 лет царило в стране на Ниле, а ее народ продолжал преклоняться перед Ра, Хнум, Себек и другими? Ответ на этот вопрос очень прост: люди всегда хотят верить в то, что удобно и привычно. Порочная религия древних египтян, о которой мы расскажем ниже, была очень близка греховному человеческому сердцу, она очень устраивала его. Однако, говоря о религии египтян сегодня, не стоит употреблять всё, связанное с ней, в пошедшем времени. Оказывается, религия фараонов оставила нам богатейшее страшное наследство, которым сегодня пользуются миллионы людей, а другие (иногда и неосознанно) очень стремятся его заполучить. Это наследство люди получают там, где меньше всего этого ожидают. Что же за наследство оставили нам фараоны, мы узнаем ниже, а также узнаем, что боги Египта не погибли вместе с цивилизацией фараонов, но продолжают жить и в наши дни. Причем мы, порой сами того не ведая, принимаем участие в служении им. И вот теперь крайняя в этом ряду в значении земли Египетской, но, к сожалению, далеко не последняя для богоизбранного народа (поклонение тельцу, Ниневия, разрушения Храма и последующие бедствия и рабство, разделение страны и отпадение Самарии в языческие культы, и пр.) и всех тех народов, которые его окружали казнь – смерть первенцев.

    X. Смерть первенцев.  

    Исх.10:4-7 – «И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, и умрёт всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своём, до первенца рабыни, которая при жерновах, и всё первородное из скота; и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более; у всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим, дабы вы знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами.»

    {С этими словами он ушел от царя. Предвечный же, решив еще одним бедствием принудить египтян отпустить евреев, повелел Моисею заявить народу, чтобы он держал наготове жертвоприношения, приготовлялся с десятого до четырнадцатого дня месяца ксанфика, который у египтян носит название фармуфи, у евреев нисан, а у македонян называется ксанфиком, а затем выступал в поход, захватив с собою все необходимое. Моисей поэтому приготовил евреев к выступлению, распределил их по коленам и держал их вместе. Когда же наступило четырнадцатое число, то все, приготовясь к выступлению, совершили жертвоприношение, с помощью метелки окропили кровью жертвенных животных дома свои, употребив для нее виссон, совершили жертвенную трапезу и сожгли остатки мяса, как будто собирались немедленно выступить в путь. Отсюда до сих пор еще у нас сохранился обычай жертвоприношения, который, как и связанный с ним праздник, мы называем Пасхою, что значит «переход», потому что в тот вечер Господь Бог поразил египтян болезнью, но прошел мимо евреев и пощадил их. В ту ночь напала на все перворожденное у египтян чума, так что многие, жившие вблизи царского дворца, собрались к фараону и стали требовать от него, чтобы он отпустил евреев. И действительно, призвав Моисея, царь приказал ему вывести евреев из страны, так как предполагал, что если они уйдут, то и бедствия Египта прекратятся. Население сделало евреям даже подарки отчасти для того, чтобы тем ускорить исход их, отчасти же также на память о взаимных добрых соседских отношениях} (И.Ф).

    Казнь по­каза­ла бес­си­лие еги­пет­ских бо­жеств про­дол­же­ния ро­да, де­торож­де­ния и семьи:

    Мин – бог про­дол­же­ния ро­да;

    Хе­кет – бо­гиня, по­сеща­ющая при ро­дах;

    Изи­да – бо­гиня, пок­ро­витель­ству­ющая де­тям;

    Мес­хе­нет – бо­гиня де­торож­де­ния и де­тей;

    Нех­бет – пок­ро­витель­ни­ца де­тей фа­ра­она;

    Бэс – пок­ро­витель семьи у прос­то­люди­нов.

    Бес (Бэс, Бесу, Беза) – в древнеегипетской мифологии собирательное название различных карликовых божеств, считавшихся хранителями домашнего очага, защитниками от злых духов и бедствий, покровитель семьи. Охранитель детей, особенно при рождении и от опасных животных. Покровитель будущих матерей. Мужской аналог богини-кошки Баст.  Беса изображают как карлика с арфой или флейтой в руках, он спутник богини матери, когда она разъярена, потому что Бес способен ее умиротворять. М. А. Коростовцев (советский египтолог, историк Древнего Востока, действительный член АН СССР по Отделению истории, 1974 г.) связывает Беса с богом Пта, с которым имели «родство», и считались его «детьми», карликообразные божества, называемые в науке «пэтками». Бесы – дети бога Пта. А выше, мы уже увидели полную тождественность Пта и веельзевула Нового Завета. Так же бесы в Новом Завете, как и в Египте того времени, не имеют собственного храма почитания, но всегда привязаны к дому. Только этот дом уже не просто жилище, но внутренний человек - место обитания или вместилище духа Святого или нечистого. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.» (Мат. 12:43-45)

    Итак, ни бесы, духи хранители, ни многочисленные боги и богини, во главе с Птахом и Исидой богиней-матерью, не смогли противостать Яхве – Богу евреев. Ни противостать, ни просто защитить всякого первенца от скота и до людей. Даже первенца фараона-бога на земле не защитили вера в суетное, ни религиозно-мистические обряды, ни ложные падшие боги мира древнего, как не защитят они мира греха современного. Ничто и никто не сможет противостать праведному суду Творца, никто не избежит бедствий и возмездия за грех – смерти, пока не совершит Пасху. Пока не примет за себя ту единственную жертву, во исполнение которой, вознёс Себя на Крест Христос, тем самым примерив Собою мир. А поняв и приняв эту жертву за себя, человек подписывает не своей кровью и не кровью козлов и тельцов, но Святой и невинной Кровью Христа, свой вечный Завет с Богом.

    Рим.5:8-10 – «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.»

    1Кор.5:7 – «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.»

    Аминь.

     


                                                

    Уаджит или Уто (егип. зелёная) – древнеегипетская богиня-кобра Нижнего Египта, покровительница власти фараона. С богиней-стервятником Нехбет составляет пару Госпожей Двух земель (то есть Верхнего и Нижнего Египта) и часто представлена на царской диадеме – урей. Фараоны считали источником своей царской власти и непобедимости в войнах покровительство богинь-защитниц Нижнего и Верхнего Египта – Уаджит и Нехбет, соответственно. По этой причине их изображения были необходимой принадлежностью царского убора, причём Уаджит стилизованно представлял налобный урей.

    «Иероглифика» IV века н.э. повествует, что египтяне имели иероглиф со змеёй, которую называли «уреем», что по-гречески значило «василиск», и он обозначал «вечность». Египтяне верили, что змея этого вида бессмертна, дыханием она способна убить любое другое существо, её изображали над головами богов. Также её имя переводится как «Зелёная», поскольку Уаджит считалась «несущей зелёную растительность.

    Из справки выше мы видим, что Уаджит это символ божественной власти. Но поскольку фараон не просто земной владыка, но также бог на земле. «Начиная с IV династии, он ассоциируется не с богом Хором, а с богом солнца Ра, сыном которого и считается». 

    Отсюда совершенно очевидно, что Яхве в первую очередь, этим первым чудом, сокрушил самую важную часть мировоззрения фараона, а именно его богоподобность и его власть, как земную, так и небесную. И если бы фараон уже тогда хорошенько подумал…

    Но Библия и история не терпят сослагательных наклонений, и воля Божья была в том, чтобы сокрушить не только божество верховной власти, но и всякое упование на ложных богов, прежде всего у богоизбранного народа, то с этого момента и началось низвержение ключевых божеств, на которые и полагался тогда весь народ в повседневной своей жизни. После того как фараон не внял голосу разума о силе и могуществе истинного Бога евреев и начались тогда низвержения всех богов и божков, от которых зависела жизнь всего египетского народа. Господь показал, как легко падают те, на кого так неразумно уповают народы, подверженные религиозному рабству.

    Следующее поражение было поражением Нила и превращением его вод в кровь.

    Хекат (др. ег. ḥqt) – древнеегипетская богиня влаги и дождя, связанная с ежегодными разливами Нила, деторождения, плодородия, обозначавшаяся символом «лягушка». Изображалась в виде лягушки или женщины с лягушкой на голове, а также с лягушачьей головой. Так как разливы Нила сулили урожай, богиню связывали с деторождением и достатком. Беременные женщины носили амулет в виде лягушки, сидящей на лотосе. Акушерки называли себя «Служительницами Хекат» (Хекат фигурирует в истории «Рождения царских детей» в папирусе Весткара. Культ богини восходит к раннединастическому периоду. На фреске храма Исиды на острове Филы сохранилось изображение Хекат, сидящей возле гончарного круга Хнума, которая вдыхает жизнь в только что созданные им из глины фигурки людей. Хекат вместе с супругом Хнумом и сыном Гором составляла священную триаду. (Википедия)

    Древнеегипетские боги — врачеватели

    Египтологам, расшифровавшим древние письмена, стало известно имя легендарного египетского врача Имхотепажившего в начале III тысячелетия до р. х. Его труды по медицине переписывались следующими поколениями медиков, а самого искусного врача Имхотепа египтяне стали считать земным богом врачевания.


       

    Главными небесными богами врачевания в Древнем Египте были бог мудрости Тот (др.-греч. Θώθ, Θόουτ от др.- егип. ḏḥwty –Тахути, или ḏiḥautī –Джехути), считавшийся «сердцем бога Ра», и богиня материнства и плодородия Исида – Великая богиня Мать, восседающая на троне.

     

    Женой бога Тота была богиня истины и порядка Маат («справедливость», «порядок»). Бог врачевания Тот, считавшийся автором огромного количества книг по астрологии, алхимии, медицине и химии, изображался в виде человека с головой ибиса, птицы олицетворяющей в Древнем Египте мудрость.

    Ра (др.-греч. Ῥα; лат. Ra) – древнеегипетский бог солнца, верховное божество в религии древних египтян. Его имя означает «Солнце» (коптское PH). Центром культа был Гелиополь, где Ра был отождествлён с более древним местным солнечным божеством, Атумом, и где ему были посвящены, как его воплощения, птица Феникс, бык Мневис и обелиск Бен-Бен. В других религиозных центрах Ра в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с местными божествами света: Амоном (в Фивах) – под именем Амона-Ра, Хнумом (в Элефантине) – в форме Хнума-Ра, Гором – в форме Ра-Горахти (Ра-Хорахте). Последнее сопоставление было особенно распространено. Ра возглавлял гелиопольскую эннеаду божеств.

    Культ Ра начал формироваться параллельно с объединением Египта и стал доминировать в период Древнего царства, вытесняя более архаичный культ Атума. Фараоны IV династии, возводившие пирамиды, придали поклонению Ра статус государственной религии, а трое из них даже носили имя, включающее слово «Ра» (Джедефра, Хафра, Менкаура). Однако действительно высочайшего положения в стране жречество Ра добилось при фараонах V династии, которая, вероятно, установилась не без помощи влиятельных гелиопольских жрецов. В позднейших древнеегипетских сказках, в первую очередь «Хуфу и чародеи», утверждалось, что первые три фараона этой династии (Усеркаф, Сахура, Неферикара) были сыновьями Ра.

     

    Во время Среднего царства выработано возвышенное учение, по которому восемь божеств представляют единое со своим родителем, будучи членами тела верховного бога. Этот бог так говорит о себе в 17-й главе Книги мёртвых:

    Я – Атум, существующий, единый. Я – Ра в его первом восходе. Я – великий бог, создавший себя сам, создатель своего имени «владыки эннеады». Я был вчера; я знаю завтрашний день…

    Иногда его передавали в виде страшной змеи, изрыгающей из пасти огонь и уничтожающей врагов, иногда – в образе мужчины с головой барана. Чаще всего – в образе человека с головой сокола, увенчанной диском с уреем, то есть как Ра-Хорахте великого солнечного бога Гелиополя. В культе Ра впоследствии соединились культы всех солнечных божеств. Со времен Древнего царства Ра был наиболее почитаем и уважаем, все фараоны называли себя его сыновьями. Его имя впредь регулярно фигурировало в составе имён фараонов различных династий, включая Сахура (V династия), Менхеперра (тронное имя Тутмоса III, XVIII династия) и многочисленных царей с именем Рамсес (XIX и XX династии), а также частных лиц: например, чати Рехмира («мудрый/знающий, как Ра»).

    Древнеегипетский бог Тот, по легенде, создал систему лечения болезней природными средствами, создал египетскую письменность и записал на папирусах самые древние медицинские трактаты, религиозные обряды, астрономические наблюдения.


    Одна из самых почитаемых богинь Древнего Египта, ставшая образцом египетского идеала женственности и материнства была Исида (Изида; егип. js.t, др.-греч. Ἶσις, лат. Isis).

    Сестра и жена бога возрождения и царя загробного мира Осириса (др.егип. jst jrt, Усир; этрусс. Usil – Усил; др.-рус. Авсень (Усень); сабинским названием солнца – Ausel; др.-греч. Ὄσιρις, лат. Osiris), Исида – богиня Луны, плодородия, воды, ветра и мореплавания, считалась создательницей лекарств, магических основ врачевания и покровительницей детей.

    Лекарства, носившие имя Исиды, были известны даже в Древнем Риме и упоминаются в книгах Галена (II век н.э.).

    Сын Исиды и Осириса бог Хор (Гор), его египтяне изображали в виде сокола или человека с головой сокола, он почитался властелином неба и воздуха, покровителем фараона. Искусство врачевания Хор (Гор) воспринял от своей матери Исиды.

    По одной из легенд, после смерти Осириса от руки брата, бога зла Сета (егип. Stẖ – Сетх, Сутех, Сута, Сети), Исида собрала все части тела Осириса, и возродила его к жизни. Используя свою целительную силу, Исида зачала от Осириса царя богов Гора (егип. ḥr – «высота», «небо», Хор, Хорус) – владыку небес и солнца.

    В память о воскрешении Осириса, когда она обратилась в птицу Хат Исида изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, фараона или просто умершего. Исида часто предстаёт и коленопреклонённой, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса.

    Исиду почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей.

    Поклонение Исиде распространилось из Египта по всему древнему средиземноморскому миру. В эпоху эллинизма с ней сопоставляли финикийскую Астарту и греческую Деметру. Затем она стала почитаться в других странах и под своим собственным именем. Исида имела немало храмов в Элладе и Италии. Культ Исиды приобрёл здесь таинственные, чувственные, иногда безнравственные формы. К нему проявляли уважение императоры Калигула, Веспасиан и Тит. Император Домициан даже считался жрецом Исиды. 

    Культ богини Исиды  даже повлиял на христианское искусство – Исида с младенцем Гором, стали прообразам Девы Марии с младенцем Иисусом. Гора считали пастырем Божьим, истиной, агнцем Господним.

    Помимо главных божеств, в древнеегипетской мифологии были и боги врачевания. Это покровительница врачевателей могучая Сохмет («Могущественная») – богиня войны, супруга верховного бога города Мемфиса Пта – она почиталась в образе львицы или львиноголовой женщины.

     

    В древнеегипетской медицине были и другие божественные покровители. Могучая богиня-воин, божественная охотница, в облике Львицы – Сохмет (др.егип. sɛkˌmɛт – «могучая»; sækmɪs – Секмис) – богиня исцеления, защитница женщин и рожениц.

    Сехмет дочь бога солнца Ра, несомненно солнечное божество, на её голове солнечный диск и царский головной убор урей (др.егип. j’r.t – ярет – «выращивание кобры»;  jʊəriːəs – «урай; уреус» – «вставшая на дыбы»), символ царской власти, с изображением богини-кобры Уаджит (Уто; иероглиф: дт – ḏt – кобра; др.егип. Уто – Wḏt; Удит – Wḏjt – зелёная).

    Сехмет часто ассоциируется с богинями Хатор и Бастет.

    Богиня Тауэрт (Верет; егип. Twrt – «Великая») – в древнеегипетской мифологии богиня-покровительница беременных женщин и рожениц. Тауэрт изображалась в виде оскалившей зубы самки гиппопотама с выраженной женской грудью, и с женским париком на голове. Известно, что детёныши гиппопотама рождаются крошечными.

    Каждому новорожденному египтянину дарили в качестве оберега небольшую статуэтку богини Тауэрт.

    Магию древние египтяне использовали в одном случае – при чуме, перед лицом Чёрной смерти древние врачи были бессильны. (https://ru-sled.ru/drevneegipetskie-bogi-vrachevateli/)

     

    Подробнее о понимании  Исхода – Пасхи Господней на канале YouTube


    © 2024 Your Company. All Rights Reserved.