IV. Исход. Крах богов Египта. Телец.

     

    Исх.6:5-8 – «И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой. Итак, скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского; и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать её Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам её в наследие. Я Господь.»

    В предыдущих статьях «I. Исход. Поражение богов Египта. Рождение царя.»; «II. Исход. Моисей. Предназначение.»; «III. Исход. Поражение богов. Крах идеологии религиозного мира.» мы разобрали из Писаний и привели исторические свидетельства, что действительно еврейский богоизбранный народ из-за неточного исполнения Авраамом Слова Божьего попал в рабство Египта. То, что в начале они посчитали своим домом, обернулось для них трагедией и страданиями. Постепенно Божий народ забыл о своём предназначении идти в Ханаан, куда в последствии придёт Мессия –Спаситель всех людей – Христос (Машиах). И когда бедствия и нестерпимые условия жизни для этих людей стали невыносимы, даже тогда многие из народа не желали покидать свои, ставшие негостеприимными дома и оставлять рабский образ жизни. Более чем за двести лет «в земле не своей» они привыкли к Египетскому образу жизни, для многих из них чуждые боги стали им понятны и близки, они начали забывать своего Бога – Бога их отцов Авраама, Исаака и Иакова. Но пришло время, назначенное Господом и пришла пора пойти в землю Ханаанскую – землю обетования, данного ещё Аврааму и потомству его, землю предназначения народа Божьего.

    Быт.17:7-8 – «и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.»

    Затем, после смерти Авраама, Господь подтвердил свой завет с сыном его Исааком.

    Быт.26:2-4 – «Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе, странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему; умножу потомство твоё, как звезды небесные, и дам потомству твоему.»

    И в третий раз Господь Бог подтверждает свой завет с еврейским народом уже с внуком Авраама и сыном Иссака – Иаковом (Израилем).

    Быт.28:10-15 – «Иаков же вышел из Вирсавии и пошёл в Харран, и пришёл на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твоё, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.» 

    Теперь совершенно ясно и очевидно почему Бог еврейского народа представляется Богом Авраама, Исаака и Иакова – потому что Бог Сам пришёл к этим людям и Сам заключил завет Свой с ними – Завет о Христе.

    Гал.3:15-17 – «Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: «и потомкам», как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос. Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.»

    Итак, в Ханаан от потомства семени Авраамова, в назначенное Богом время, должен прийти Христос а значит пришла пора народу избранному оставить рабство сатаны греха и смерти, прообразом которых являются Египет, фараон и ложные боги религии. Власть фараона разрушена, лжебогам или, по христианскому определению, демонам явлен праведный суд, и, совершив Пасху (прообраз Жертвы и Подвига Иисуса Христа на Кресте), Господь выводит свой народ в Ханаан. Но сначала надо пройти пустыню. Место, где как в горниле плавятся серебро и золото, плавятся и наши сердца. То самое место, где мотивы сердца обнажаются и бывает явлена нам наша подлинная суть. Есть, на мой взгляд, ёмкая пословица – «Бывает легко вывести человека из рабства, но сложно вывести рабство из человека». И вот, пустыня, призванная в первую очередь научить упованию человека на Бога, стала так же и мерилом человеческих чаяний и настоящих устремлений. И, как будет видно позднее из текстов Священного Писания, не все смогут выйти из этого Божьего испытания с честью. Сейчас мы рассмотрим одно из таких, и, как я его для себя называю, это «испытание тишиной». 

    Исх.32:1 – «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шёл перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось».

    Наверное, каждый переживает такие времена, когда кажется, что Бог уже оставил нас. Когда, вот только вчера и третьего дня, Господь шёл с нами, вёл Своей рукой, но вот тишина – уже не видно огня и не слышно голоса, уже непонятно к кому и как взывать, и мы не слышим ответов. Примерно то же самое произошло и с народом, только что вышедшим из рабства. Был Столп огненный для защиты от холодных пустынных ночей, был Столп облачный для защиты от раскалённых жарой атмосферы и песка, и Господь шёл впереди путеводителем. Но пришла пора для Бога, изъяснить народу  избранному, через Моисея Божьи заветы и стандарты, дать законы, ведь им предстоит поселиться в земле, где действуют совсем другие нормы и уклады, где молятся иным и чуждым богам.  И вот, проходят дни и ночи, идёт время, но Моисея, через которого Бог говорил к народу и совершал чудеса, всё нет и нет. И тогда народ решил, по образу и подобию поклонения египетским богам, создать своего посредника между собой и Богом Авраама, Исаака и Иакова. 

    Исх.32:2-6 – «И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жён, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих, и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу. На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть.»

    Обратите внимание, что народ поклонился тельцу не какими-то языческими ритуалами, но принёс жертву Всесожжения и жертву Мирную. Они совершили поклонение именно Израильскому Богу, как их совершал Моисей, но при этом перед ними стоял золотой телец: «сказав Аарону: «сделай нам богов, которые предшествовали бы нам; ибо с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что случилось». И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих.» (Деян.7:40-41). Им, то есть народу, нужен был и дальше поводырь, который повёл бы их в страну обетованную.

    И вот, чтобы понять образ мыслей народа, почему именно «телец», нам надо иметь хотя бы приблизительное, схематичное понимание поклонения богам языческим, тем самым богам, от власти которых совсем недавно, используя Моисея и Аарона, их избавил Бог. Смотрим концепцию состояния человека в явном и духовном мирах:

    Концепция души (Древний Египет):

    Представления о душе менялось со временем от Древнего до Нового царств. Древние египтяне верили, что душа состоит из нескольких частей:

    ба (bʒ) – духовная сущность (покидает тело и бродит по миру, вселяясь в разных животных) в виде птицы с головой человека;

    ка (k3) – двойник, жизненная сущность (живёт в статуе гробницы и питается подношениями), черты характера или судьба человека;

    хат (ẖt) – физическое тело, не способно жить без Ка;

    сах (saḥ) – духовное тело, «священные останки» после мумификации;

    рен (rn) – имя, личность, жизненный опыт (бывает даже у богов);

    шуит (šwt) – тень;

    ах (3ḫ – «сияющий») – реальный дух (путешествовал в загробном мире и вкушал его радости) изображался ибисом с хохолком, человек обретает ах после ритуала отверзания уст;

    сехем (sḫm) – объединённые духи покойного, успешно прошедшего переход в загробный мир;

    иб (jb) – сердце.

    Обратите сейчас своё внимание на «ка». Но только «ка», которое мы рассмотрим ниже это будет «ка» бога или божества.

    А теперь вспоминаем кем был был Апис для древних Египтян:

    Быки и коровы

    Богиня-небо в виде коровы

    Божества-быки


    Нут


    Мер-Ур


    Хеп

    Крупный рогатый скот обожествлялся, выступая как символ благоденствия, изобилия и плодородия. Постепенно культ скота трансформировался от тотемических верований к антропоморфным богам, с которыми существовали разнообразные виды быка (коровы) и соответствующего ему мифологического образа бога: 1) полное тождество; 2) бык (корова) как земное воплощение божества; 3) как атрибут божества. Основным регионом почитания быков и коров был Нижний Египет, где египтяне больше занимались скотоводством, в связи с большим количеством пастбищ; центры культа были в городах Инбу-хедж (Мемфис), Иуну (Гелиополь), и также в Верхнем Египте – в городе Иуни (Гетмонтис):

    боги принимавшие образы быков – Атум, Осирис;

    богини-коровы – Ихет, Метуер, Нут, Хесат, Хатхор;

    божества-быки – Бех (Бухис), Ка-Кау (Каихос), Мер-Ур (Мневис), Хеп (Апис);

    боги слияния культов с быком Хепом (Аписом) – Апис-Атум, Апис-Осирис, Серапис. 

    Проще говоря ка Аписа (душа или живое воплощение того или иного бога древнего Египта).

    А́пис (егип. Ḥp) – священный бык в древнеегипетской мифологии, имевший собственный храм в Мемфисе. Апис считался посвящённым Птаху или Осирису или же выступал в качестве отдельного божества, почитаемого в районе Мемфиса.

    Ка Птаха

    Первоначально Апис почитался в качестве воплощения и Ка Птаха, бога Мемфиса. По этой причине он считался также символом фараона. Так как словом Ка в Древнем Египте также передавалось слово «бык», Апис должен был существовать в теле реально существующего быка, а после его смерти переселяться в тело нового быка.

    Ка Осириса

    Согласно Манефону, культ Аписа установлен уже при II династии царем Кайехом одновременно с культом быка Мневиса в Гелиополе. Вторая династия, как и первая, имела резиденцию в Мемфисе, но родом была из верхнеегипетского Тиниса близ Абидоса, где главным был культ Осириса, которому и посвящён Апис.

    Апис первоначально был только живым символом Осириса, который сам называется образно «быком преисподней». Отсюда следует то утверждение Плутарха, что Апис являлся одухотворённым изображением Осириса. В то же время для народа же он был, по словам Страбона, самим богом, идентичным Осирису. Хотя и Апис, и Мневис в Гелиополе посвящены Осирису, но первый из них считался быком луны, второй – быком солнца, и первого иногда считали сыном второго. Точно так же, как и Осирис, Апис пребывал в самом близком соотношении с Нилом. Кроме того, из многочисленных примет, которыми должен обладать Апис (Элиан насчитывает их 29), одна должна была означать прибывание воды в Ниле. 

    Итак, "ка" – это воплощение души божества в каком-либо предмете или животном.Так и здесь человек через религиозное видение мира попытался воплотить "душу" Сущего и Безначального Бога в изготовленный им предмет из золота и драгоценностей , который сам по себе олицетворял воплощение Аписа. Человек, который находится в Завете Христа с Богом и систематически занимается изучением и познанием Слова Божия – книг Библии от начала – знает, что сатана сам по себе лишён дара творить и всё, что ему доступно – это искажение Божьего Слова, обман и жалкое подобие подражания планам нашего Господа и Спасителя. Так и здесь светлый образ «пасхального Агнца» Иисуса Христа послужил подобием подражания через «тельца» Аписа. И народ, ещё не освободившийся полностью от суеверий и верований Египта, но уже ощутивший на себе всю мощь и могущество Истинного Бога, попытался перенести свои суеверия на те обстоятельства исчезновения Моисея из своего поля видимости и создал, вернее попытался создать, «видимого посредника» между собой и Сущим. Создавал посредника, а создал идола (Неем. 9:16-19)

    Исх.20:4-5 – «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня.»

    Аналогичные возвания есть Исх.20:23; Лев.19:14; Втор.5:8; 27:15.

    А также, это повеление Господа было дано и нам в Новом Завете.

    Деян.15:20 – «а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.» 

    У меня нет сейчас желания «изливать своё недоумение и свой праведный гнев» на тех кто, видя все те чудеса Бога в Египте и в пустыне, вдруг отступил и создал себе кумира, как и нет желания оправдать их действия. Мною двигают другие чувства и желания – сочувствие к оступившимся и желание разобраться с причиной этого падения. Ведь сказано: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,» (2Тим.3:16)

    Главное и, по-моему, самое страшное оружие сатаны – это не его «рога и копыта», как многие себе представляют, а его лукавый ум в совокупности с нашим невежеством. Тьмы не существует даже физически, её нельзя измерить ни одним прибором на свете. Даже нет единицы измерения тьмы. Можно измерить только свет, или попытаться измерить его отсутствие. Так и в духовном мире тьма не существует сама по себе. Слово Божие тьмой называет грех и невежество. От греха нас спас и бережёт Христос. А вот невежество… с этой напастью человек призван бороться сам. Сказано ведь, что Царствие Божие усилием берётся. Усилием и, я бы добавил ещё сюда, Любовью. Именно так – с большой буквы. И тогда вместо осуждения придёт сострадание, и с ним – желание помочь. И пусть ничем мы не поможем прошлому, но нам под силу помочь настоящему и будущему после нас. Это и есть наш общий духовный Ханаан – нести Слово о Христе, нести Свет, Любовь и Просвещение. Вот наш духовный бой с силами тьмы и это то, ради чего мы призваны Отцом нашим  Небесным для служения  на земле.

    Итак, в отсутствие Моисея Божий народ запаниковал, утратил упование и сотворил себе кумира в надежде, что он введёт его в землю обетования и что через него будет являться Бог. Сотворил и приукрасил как мог.

    Исх.32:3-4 – «И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!»

    Вот он и второй грех – дар каинов – золото, драгоценности и дела рук наших «праведных». Но праведность наша, со слов Исаии, «запачкана» как одежды ношенные. И то же подтвердил Иисус. Что Богу наши жертвы материальные без понимания проблем духовных?! Мерзость, как говорит Слово. И что наше правильное понимание?! Благоухание для Творца и праведность Христова для нас. Вот и получается, что драгоценности были у народа, а правильным пониманием своего спасения не очень-то озаботились они. И чуть позже у Хорива, Господь им дал это понять, указав снять украшения свои.

    Исх.33:5-6 – «Ибо Господь сказал Моисею: скажи сынам Израилевым: вы народ жестоковыйный; если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас; итак снимите с себя украшения свои; Я посмотрю, что Мне делать с вами. Сыны Израилевы сняли с себя украшения свои у горы Хорива.»

    Красота и Величие Бога отображены во Христе и на страницах Священного Писания, и может ли кто-то от себя добавить к этому?!  «Да не поразит тебя гнев Божий наказанием! Большой выкуп не спасет тебя. Даст ли Он какую цену твоему богатству? Нет, — ни золоту и никакому сокровищу.» (Иов 36:18-19)  Но прежде, те, кто упорствовал в своём религиозном рвении, были поражены рабами Бога Живого теми, кто остался верен Ему и Слову Завета, теми, кто был достоин Ханаана.

    Исх.32:26-29 – «И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, — ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек. Ибо Моисей сказал: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение.»

    Это левиты – священники сохранившие своё достоинство, и, как мы увидим позже, именно они войдут в Ханаан, а из двенадцати колен народа израильского только два человека – Навин и Халев, которые также не поклонились тельцу и не испугались войти в Ханаан. Но не только физическая смерть ждала отступников от Христа, но и вечное проклятие и разделение с Богом, законное возмездие за грех – смерть. Господь обещает им суд праведный во время второго Своего присшествия :

    Исх.32:33-35 – «Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей; итак, иди, веди народ сей, куда Я сказал тебе; вот Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день посещения Моего Я посещу их за грех их. И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон.»

    Но даже этот тяжелейший урок для многих прошёл даром – много лет спустя, на территории Израиля опять появятся тельцы. И снова поклонение идолам и божествам вместо познания Христа. Снова самовольное священство и богослужения не так, как заповедовал Господь, но как было угодно и выгодно человекам:

    3Цар.12:28-33 – «И посоветовавшись царь сделал двух золотых тельцов и сказал народу: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане. И повело это ко греху, ибо народ стал ходить к одному из них, даже в Дан. И построил он капище на высоте и поставил из народа священников, которые не были из сынов Левииных. И установил Иеровоам праздник в восьмой месяц, в пятнадцатый день месяца, подобный тому празднику, какой был в Иудее, и приносил жертвы на жертвеннике; то же сделал он в Вефиле, чтобы приносить жертву тельцам, которых сделал. И поставил в Вефиле священников высот, которые устроил, и принес жертвы на жертвеннике, который он сделал в Вефиле, в пятнадцатый день восьмого месяца, месяца, который он произвольно назначил; и установил праздник для сынов Израилевых, и подошел к жертвеннику, чтобы совершить курение.»

    Всё повторилось, и опять пришли суды Божии, рабство греха, смерти и ада (Египет), и сатаны (суды). 

    Заключение.

    Никакие кумиры, идолы, божества, никакие человеческие понимания и обряды, никакие вымыслы спасения делами и поступками, никакие дары Господу, без понимания решения наших проблем только и через Иисуса  Христа не могут оправдать наши грехи – от первого греха Адама и до последнего греха последнего человека. Только тот, кто познал Слово Божие, кто понял Жертву и Подвиг Христа, а познав и приняв эту Жертву за себя как Вседостаточную, вступил в Завет с Богом, Завет Христа – входит в свой личный Ханаан, вступает в своё предназначение и наследует жизнь вечную. Наследует по праву своего рождения в семье Божией через оправдание Иисусом и воцерковлением во Христе.

    А есть ли «тельцы» в нашей жизни? И если есть, то как нам их увидеть, мы порассуждаем и рассмотрим, даст Бог, в наших следующих публикациях.

    Аминь.

     

    Подробнее по этой и другим темам в уроке на YouTube


    © 2024 Your Company. All Rights Reserved.