V. Исход. Телец или Cкиния – выбор человека.
Исх.33:7-11 – «Моисей же взял и поставил себе шатёр вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана. И когда Моисей выходил к скинии, весь народ вставал, и становился каждый у входа в свой шатёр и смотрел вслед Моисею, доколе он не входил в скинию. Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и Господь говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатёр свой. И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии.»
В прошлой статье мы разобрали главу 32 книги «Исход», где говорится как народ Божий, только что совершивший Пасху и вышедший из рабства религиозного многобожия и, под действием Бога, избежавший позора и окончательного истребления от руки фараона-«сатаны», вновь впадает в религию и сотворяет себе кумира, как «посредника», для поклонения Господу. Сотворяет себе идола «золотого тельца» и приносит ему жертвы всесожжения (посвящения) и мирную (примирения с Господом), тем самым навлекает на себя гнев Бога Живого и погибель. Но заступничество Моисея и милость Божья останавливают казни и, уже в следующей 33 главе, образовывается Скиния собрания. Повеление о Cкини Господь даёт сразу после греха идолопоклонения. Говоря иначе, кроме Слова Божьего о Христе, которое мы слышим на протяжении всей Библии от «Сотворения и Грехопадения» (Быт.3:15; 21), народу Божьему был дан видимый прообраз Евангелия – Слово о Христе. Через Скинию Бог подробно объясняет приход Мессии, Его Подвиг и Жертвенную смерть за всякого человека, а также искупление от греха и оправдание через Его воскресение.
Надо ли нам теперь, много лет спустя, людям, живущим в Новом Завете и называющими себя христианами, знать и понимать Скинию и её значение для нас? Безусловно да! Без понимания Скинии, этого совершенного Евангелия о Христе, трудно и почти невозможно отличить правду единственного метода спасения человека от лжи поклонения чуждым религиозным богам и идолам. Без знания о Скинии так непросто увидеть, как через различные псевдохристианские понимания, обряды и праздники, в нашу духовную жизнь снова и снова приходит Египет, а с ним рабство смерти и ада, греха и сатаны. Итак, Евангелие против религии; Скиния против тельцов. Мы не будем рассматривать все религии всего мира, каждый волен выбирать себе способ спасения и погибели сам, но нам крайне необходимо увидеть религиозные метастазы в нас, христианах, тех людях, что пришли искать спасение через Христа, а находят погибель через «быка».
И, прежде чем мы раскроем себе понимание Скинии Ветхого Завета, напомним о Скинии Нового Завета, которая дана нам в Евангелии от Иоанна уже в первой главе. К сожалению, в нашем случае Синодальный перевод Библии, при всей его красоте и полноте, не смог донести до нас этого понимания, и мы посмотрим пару других более точных её переводов, прямо указывающих на то, что Скиния – прообраз нашего спасения – и есть Христос:
а) Синодальный – Ин.1:14: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.»
б) Подстрочный греческий (ἐσκήνωσεν – шатёр она же скиния) – Ин.1:14: «Καὶ Затем ὁ ˙ λόγος СЛО́ВО σὰρξ тле́нии ἐγένετο, оказался [в] καὶ и ἐσκήνωσεν раски́нул Сво́й Шатёр ἐν среди ἡμῖν, нас καὶ и таки ἐθεασάμεθα мы чётко уви́дели τὴν ˙ δόξαν сла́ву αὐτοῦ, Его δόξαν сла́ву ὡς словно μονογενοῦς Еди́нственного роди́мого παρὰ из прису́тствия πατρός, Отца́ πλήρης напо́лненную χάριτος благода́тью καὶ и ἀληθείας. и́стиной»
в) Подстрочный иудейский (Мишкан - Скиния) – Йох.1:14: «Затем ҳа·ДАВА́Р оказался ⸂в⸃ баса́ре и раски́нул среди нас Сво́й Мишка́н, и таки мы чётко уви́дели ҳа·каво́д Его, каво́д словно ҳа·Йахи́д из шехи́ны ҳа·А́в, напо́лненный хэ́сэд и эмэ́т»
Начиная с главы Трума оставшаяся часть книги Шмот посвящена описанию Мишкана – переносного Храма. Исключением являются главы 32–34, рассказывающие о событиях, связанных с грехом золотого тельца.Народ Израиля был освобождён из рабства, и Всевышний даровал ему у горы Синай Свой закон – Тору. Всевышний открывается Моше и после того, как сыны Израиля, продолжая свой путь, уходят от горы Синай. На Моше возложена обязанность изготовить переносной Храм, «жилище» Всевышнего, Который не оставляет народ Израиля и навсегда связал с ним Своё Присутствие в материальном мире. Тора говорит об этом постоянном раскрытии Божественного Присутствия: «Всевышний обитает среди вас». (см. https://toldot.ru/articles/articles_386.html )
Итак, Слово (Христос) было явлено во плоти и Раскинуло Свой Шатёр (Скинию) над нами. Подробнее в статье Имена Бога, часть II .
Что такое Скиния для всех нас? После того, как был уничтожен телец и все последователи этого культа, Господь даёт первое повеление о Скинии (Исх.33 глава). И чтобы нам ясно понять значение Христа как Того, Кто покрывает нас шатром своей праведности, надо снова возвратиться в Ветхий Завет и увидеть, что Господь выходит из среды стана Израильского в шатёр Моисеев за стан, дабы согрешивший народ не погиб весь. И, если ранее по выходу из Египта, Бог шёл вместе с народом Своим прямо посреди стана, то теперь, когда Израиль согрешил, Бог не может там находиться, и приближаться к Нему отныне может только Моисей. Народ утратил святость Христа из-за религии и служения идолу, то есть вместо Христа – тельцу. О чём или о ком говорила Скиния, это нам и предстоит выяснить и ещё раз утвердиться,а также понять, что Господь Нового Завета вновь раскинул Свой шатёр среди Своего народа (церкви). И мы вновь, через пролитие Крови, обрели благодать находиться под шатром праведности Христа и стали чадами Божьими. Наш Бог снова среди нас и говорит уже каждому, кто принял Христа в полноте. Но, обо всём по порядку...
Во-первых, Бог Сам участвовал во всех работах, которые производились для постройки этого походного святилища. Давал поручения какую пряжу и из какого цвета использовать, какие куда столбы и шесты устанавливать, что и как обкладывать драгоценными металлами; крючья, кольца и все прочие значительные и незначительные детали. Это говорит нам о том, что Христос воспринимает нас целиком и для него нет больших и малых согрешений – Он простил нам ВСЁ и вникает во ВСЁ.
Далее идёт крышка Ковчега. В Ковчеге находились три вещи, которые говорили о грехе народа Божьего.
1. Скрижали с декалогом как показатель нашей греховной сущности.
Рим.3:19-20: «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.»
2. Манна небесная как показатель вечного ропота и недовольства человека по отношению к Господу.
Ин.6:48-51 – «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я — хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.»
3. Расцветший посох Ааронов как показатель духовного служения Христа по чину Мелхиседека и того, что человек согрешает, если сам начинает выбирать себе священников и пророков.
Чис.17:3-10: «имя Аарона напиши на жезле Левиином, ибо один жезл от начальника колена их должны они дать; и положи их в скинии собрания, пред ковчегом откровения, где являюсь Я вам; и кого Я изберу, того жезл расцветет; и так Я успокою ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на вас. И сказал Моисей сынам Израилевым, и дали ему все начальники их, от каждого начальника по жезлу, по коленам их двенадцать жезлов, и жезл Ааронов был среди жезлов их. И положил Моисей жезлы пред лицем Господа в скинии откровения. На другой день вошел Моисей в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали. И вынес Моисей все жезлы от лица Господня ко всем сынам Израилевым. И увидели они это и взяли каждый свой жезл. И сказал Господь Моисею: положи опять жезл Ааронов пред ковчегом откровения на сохранение, в знамение для непокорных, чтобы прекратился ропот их на Меня, и они не умирали.»
Мы знаем, что крышку Ковчега было запрещено открывать под страхом смерти, и что слава Господня являлась над Ковчегом. Это говорило о том, что Сам Христос покрыл Собою наши грехи, и они теперь сокрыты и вовеки не будут помянуты Им.
Исх.40:17-38 – «В первый месяц второго года, в первый день месяца поставлена скиния. И поставил Моисей скинию, положил подножия её, поставил брусья её, положил шесты и поставил столбы её, распростер покров над скиниею, и положил покрышку поверх сего покрова, как повелел Господь Моисею. И взял и положил откровение в ковчег, и вложил шесты в кольца ковчега, и положил крышку на ковчег сверху; и внёс ковчег в скинию, и повесил завесу, и закрыл ковчег откровения, как повелел Господь Моисею. (примечание: покрытие и сокрытие греха-Христос) И поставил стол в скинии собрания, на северной стороне скинии, вне завесы, и разложил на нём ряд хлебов пред Господом, как повелел Господь Моисею. (примечание: хлеб жизни вечной-Слово-Христос) И поставил светильник в скинии собрания против стола, на южной стороне скинии, (примечание: Дух Святой, Он же Дух Божий или Дух Христов) и поставил лампады пред Господом, как повелел Господь Моисею. (примечание: Истинный Свет-Христос) И поставил золотой жертвенник в скинии собрания пред завесою и воскурил на нём благовонное курение, как повелел Господь Моисею. (примечание: каждение-истинное учение-Христос) И повесил завесу при входе в скинию; и жертвенник всесожжения поставил у входа в скинию собрания и принёс на нём всесожжения и приношение хлебное, как повелел Господь Моисею. (примечание: полное посвящение Богу-Христос) И поставил умывальник между скиниею собрания и жертвенником и налил в него воды для омовения, (примечание: омытие греха-кровь Христа) и омывали из него Моисей и Аарон и сыны его руки свои и ноги свои: когда они входили в скинию собрания и подходили к жертвеннику, тогда омывались, как повелел Господь Моисею. И поставил двор вокруг скинии и жертвенника и повесил завесу в воротах двора. И так окончил Моисей дело. И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло её облако, и слава Господня наполняла скинию. Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие своё; если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось, ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их.»
Как видно из текстов Слова Божьего – Скиния, все предметы её говорят только о Христе.
Далее, в книге Левит мы увидим, что в Скинии проводились Богослужения – разъяснение Слова Божьего, Завета, Христа, и в подтверждение этого, понимания плана спасения человека через жертву и подвиг Христа, приносились различные жертвы.
1. Жертва всесожжения. Лев.1:3-17; 6:8-13 – принесённые на жертвенник Скинии телец, овца или голубь должны были сжигаться полностью. Это указывает на совершенное, полное посвящение себя Богу (принятие Завета, Христа), т.е. целью и смыслом жизни должны стать служение и прославление Бога: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего,» (Рим.12:1)
В этом есть исполнение воли Божьей посредством познания и передачи Слова Божьего, Завета, Христа, участия во всемирной Евангелизации, подготовки прихода Христа.
Жертва указывает на Иисуса Христа.
2. Хлебное приношение. Лев.2 гл. – В жертву приносилось зерно, мука или печёный пресный хлеб, часть которого сжигалась, а остальное шло на питание священников.
Лев.2:13-16: «Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси соль. Если приносишь Господу приношение хлебное из первых плодов, приноси в дар от первых плодов твоих из колосьев, высушенных на огне, растолченные зерна, и влей на них елея, и положи на них ливана: это приношение хлебное; и сожжет священник в память часть зерен и елея со всем ливаном: это жертва Господу.»
Эта жертва указывает на истинный хлеб для человека – на Слово Божье, Христа.
Соль – предназначение народа Божьего: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.» (Мат.5:13)
Елей – прообраз Святого Духа, действие Святого Духа и Божий суверенитет.
3. Жертва мирная (благодарения). Лев.3;7:11 – В жертву приносились тельцы, овны или козы, жир которых сжигался на огне жертвенника, а остальное принимали в пищу священники и приносящие жертвы. Этой совместной трапезой символизировалось единство с Богом и благодарение Ему.
Принося эту жертву, человек должен был осознавать причину мира человека с Богом, а именно: Христа и Жертву Его, как единственную возможность примирения человека с Богом.
Спасение человека, мир с Богом – это Божья воля для человека: «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.» (2Кор.5:18-21)
Вкушение жертвы – важность принятия Христа (для сегодняшнего дня – Причастие).
4. Жертва за грех. Лев.4:1-12; 6:24-30 – Разные жертвоприношения за разные грехи. Жир принесённых животных сжигался на огне, а остальное, в некоторых случаях, шло в пищу священникам.
Эта жертва – понимание Жертвы и Подвига Христа; напоминание о духовной проблеме каждого человека. Осознание греха и невозможности прощения и искупления человека без пролития крови: «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.» (Евр.9:22)
Возложением рук на животное, в молитве грехи человека как бы перекладывались на него, напоминали о будущей Жертве Христа : «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему Христос, входя в мир, говорит: "жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже".» (Евр.10:1-7)
Проблему греха решала вера в грядущего Христа, как единственный метод спасения.
5. Жертва повинности. Лев.5:14-19; 6:1-2; 7:1-10 – Когда между людьми случалась обида, то обидчик должен был возместить потерю, добавив к ней одну пятую часть перед жертвоприношением.
Жертва символизировала исповедание своих грехов, понимание греховной сущности, принятие Богом несовершенного человека через Жертву и Подвиг Христа, действие Святого Духа и пятикратное возмещение ближнему (за ущерб обиду и т.д.), как осознание ошибки, восстановление отношений, источник прощения и принятия немощного брата.
Итак, смысл каждой жертвы – Христос, исполнение приговора Слова Божьего вместо человека.
Важность Скинии – познание и передача Слова Божьего, Завета, Христа.
Смысл Богослужения – Жертва, пролитие крови:
В Ветхом Завете – познание Слова и принесение жертвы.
В Новом Завете – познание Слова и Причастие.
Заключение.
Слово Божье говорит нам о том, что есть два способа обрести спасение и прийти к Богу.
Первый: попытка спасения своим пониманием, своими делами и усилиями – это религия и золотой телец. Конец – крах и смерть.
Второй: Христос, Его жертва за все прошлые, настоящие и будущие наши грехи, и наше оправдание и воцерковление через Его Воскресение – это Евангелие, Завет с Богом через Христа, на основании Его Подвига, усыновление и жизнь вечная.
Евр.9:11-12; 24; 27-28 – «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. … Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, … И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.»
Аминь.