Ещё раз о фарисее и мытаре.

     

     ПРОЛОГ

    Эту статью меня побудила написать одна хорошая христианская группа в Фейсбуке и общение с контент-мейкерами в ней. Хорошая группа, отличное название, скорее всего искренние администраторы и почти семь тысяч участников. Но каков контент?! От прочтения некоторых постов – волосы дыбом. Люди, не понимающие Писаний, возможно искренне, но настолько дико вырывают из контекста самых разных книг и Заветов библейские стихи, сводят их как плохой диджей и трактуют на свой вкус и лад, изобретая давно изобретённые, но совсем не те доктрины. Да причём так, что всё это уводит человека максимально далеко от жертвы Христа, а не ведёт к ней как учил сам Иисус в Ин. 5:39.

    Да, друзья, прочтите, чтò записал Иоанн очень внимательно. Библия – это книга не о нас, это книга в первую очередь о Христе. И Иисус не просто однажды так сказал фарисеям. Нет, Он указал как правильно и сам постоянно практиковал именно такой подход к Писаниям. Например в Лк. 24:27, Лк. 24:44. И этот же подход унаследовали ученики и ученики учеников. Смотрим проповеди Стефана, Филиппа, Павла в Деяниях. Поэтому, когда Вы слышите проповедь или видите текст или учение в сети, первый вопрос, который поможет дать правильную оценку таким трудам – о ком идёт речь? Суть и смысл учения – это Христос и Его жертва или человек и его усилия? Такое вот вступление.

    Часть I. ДОСТАТОЧНО ХОРОШИЕ

    Есть такая категория людей, которым, на первый взгляд, не в чем и каяться. Они ведут очень моральный образ жизни. Выросли в верующей семье или просто так воспитаны. Им повезло прийти к Богу раньше других не «наделав делов», социальное влияние общины, семьи, окружения или ещё какие причины сделали их «достаточно праведными». Такие люди склонны оценивать жизнь других по их прогрессу в освящении, ставить внешнюю праведность во главу угла, присваивать себе заслуги за успехи в отсутствии серьёзных согрешений и видеть брёвна и сучки в глазу брата. 

    Но вернёмся к разговору в группе. Увидев очередной несуразный и антихристианский по своей сути пост, я попытался было объяснить автору в комментариях, что всё совсем не так и что христианство – оно ведь в первую очередь о Христе. На что, кроме прочего, получил «на серьезных щах» ответ примерно следующего содержания: «освящение нужно для спасения, а служение вообще дело десятое». Именно вот об этом и хотелось поговорить. 

    Дело в том, что во время земного служения Христа дела обстояли примерно так же. Духовный мир не меняется. И мир времён Христа был абсолютно таким же. Вокруг Него всегда крутилось множество  «достаточно хороших» преуспевающих в освящении людей. Однако, удивительная штука, Иисус очень редко хвалил их, я бы сказал скорее даже наоборот. При этом Христос настолько упорно противопоставлял их простым грешникам, что даже рассказал притчу, название которой и является заголовком статьи. (Луки 18:10-14).

    Да-да, речь о фарисеях, дорогие. Сегодня они есть среди нас и они активно несут свою закваску (Мф. 16:6. Лк. 12:1), которой Иисус велел беречься и остерегаться. Но в чем же лицемерие? Почему Бог так порицает «достаточно хороших»? Да потому что сказка эта довольно древняя. Ещё Адам и Каин были не по наслышке знакомы с верой «своих усилий». Нарвать листьев, принести Богу вместо прообраза Христа, своими мозолями выращенные овощи. Увидеть в исполнении закона способ стать праведным. Обрезаться по «доброму» совету в дополнение к Евангелию Павла. Сегодня эта сказка известна нам в виде: «для спасения нужно не грешить». Или, как было сказано, «освящение нужно для спасения». 

    И места, вроде «Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.» (Гал 2:21), этих людей совершенно не смущают. Не смущает и тот факт, что первым вошедшим на небо после жертвы Христа был не фарисей, а разбойник, который успел освятиться в земной жизни на целых 0,00%. Люди находятся в обмане (1Ин. 1:8) и имеют своеобразное небиблейское понимание греха. Грехи почему-то делятся по каким-то их личным или даже общим градациям, а то и вовсе являются исключительно плохими поступками. Поэтому первое, что нам нужно усвоить для понимания всей темы – каковы Божьи стандарты святости и праведности. 


    Часть II. КТО ЖЕ МОЖЕТ СПАСТИСЬ? (Мк. 10:26)

    Поверьте, будучи верующим с детства, я много раз слышал сказку о космической суперсиле, которая сделает вас абсолютно святым по фактическим поступкам уже здесь сегодня. Раз – и по щелчку пальцев, «надо только...» – и дальше много эмоций, задушевного пианино, денег в вёдра и куплетов до мурашек. Но когда приходишь домой, а иногда уже и по пути, ты видишь, что всё не совсем так. Вернее всё совсем не так, как рассказывает со сцены тот энергичный и излучающий успех дядька в пиджаке. Видишь, что не так у взрослых дома, у друзей из «молодежки», у тебя лично.  

    Рано или поздно ты приходишь к выбору согласиться и лицемерить, то есть съесть ту самую закваску или признать, что с тобой что-то не так, что у тебя не получается,что всё это не работает. К счастью я выбрал второе. Правда, тогда не понимал, чтò именно не работает и взвалил всю вину на себя. Но ведь кроме пелены на глаза это всё иначе никак и не может работать. Это лишь красивый мираж на основе искаженно растрактованных положительно настроенных стихов Писания, вырванных из общего контекста. А вот обвинения в Писании и в совести такие настоящие, если ты ещё не успел прожечь её. Десять заповедей – такие настоящие. Так почему столько лет верующий, ты всё время обнаруживаешь себя бьющим мимо цели? Библия отвечает честно: 

    «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер 17:9)

    А вы знаете, что у апостола Павла были такие же проблемы? Серьёзно. Он написал целую седьмую главу в послании Римлянам об этом. Давайте прочитаем вместе:

    «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.» (Рим. 7:15-25)

    Бытует мнение, что апостол Павел здесь пишет о человеке до покаяния. Но о каком желании добра идёт речь в таком случае? Посмотрите 22-й стих. Павел говорит, что он получает удовольствие, размышляя о законе Божьем. Нерождённый свыше человек, не то что удовольствия не получит, он даже и не поймет толком о чём речь. (1Кор. 2:14

    Другая точка зрения, которую я слышал, мол Павел описывает здесь младенца во Христе, а дальше же вот идёт процесс духовного взросления. Но последний стих отрывка говорит о служении. Разве младенец способен служить? Да и сами приведённые конструкции слишком уж сложны для младенца. Говоря церковной терминологией то, что Павел излагает здесь, скорее довольно «твёрдая пища». 

    Друзья, как бы это ни казалось невозможным, Павел говорит о себе самом и своём естественном фактическом состоянии на момент написания послания Римлянам. Да-да, в таком состоянии находимся все мы. Не будем гадать с какими тайными боролся апостол, одну явную проблему мы точно знаем – Павел был склонен превозноситься. Об этом он пишет честно во Втором Послании Коринфянам, 12-й главе. Да, он так и не смог побороть это. Бог дал благодать в виде «жала в плоть» – только так получилось оставить Павла способным продолжать служение. И это святой апостол Павел! Вот так дела! Писание вообще очень честно пишет о всех проблемах и грехах верующих людей, начиная от патриархов. Но вернёмся к «достаточно хорошим» – неужели ты лучше апостола Павла? 

    К слову о проблеме согрешений верующих людей говорили и другие апостолы:

    «Братия... все мы много согрешаем» (Иак. 3:1-2);

    Иоанн вообще радикален: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас.» (1Ин. 1:8)

    С вашего позволения я перефразирую: «если ты утверждаешь, что ни разу не согрешил сегодня, ты – лжец». «Если ты утверждаешь, что достаточно хорош для Бога – Истины в тебе нет». Между тем – Кто есть Истина?
    Иер. 10:10, Ин. 8:32, Ин. 14:6, Еф. 4:21. Не хочу ничего утверждать сам, просто сложите логические «А и Б» и вы увидите, что духовное состояние «достаточно хороших» максимально далеко от истинно хорошего. И по той же причине Христос так мощно критиковал фарисеев, не стесняясь в выражениях: «дети дьявола, змеиное гнездо, гробы окрашенные». Не очень то лестно о примерных внешне верующих своего времени?

    Что же, давайте честно проверим каждый себя. Достаточно ли ты хорош? Будь честен, я не знаю тебя, читающего эти строки. Но Бог видит и знает 24/7. И если ты всё ещё думаешь утвердительно – у тебя неверный стандарт праведности. Это та самая «праведность фарисеев». 

    Дело в том, что, как многие думают, достаточно не делать видимых грехов и всё «окей». Но – нет. В пятой главе Евангелия от Матфея, известной как «нагорная проповедь», Иисус поднимает стандарты праведности на совершенно новый уровень. Вернее, Он разъясняет Божий стандарт праведности немножко точнее. Прочитайте эту главу. Шок-контент! 

    – Вот, что Бог имел в виду, когда давал Свои десять заповедей Моисею на горе. Мысли приравниваются к действию. Неправильные эмоции к убийству. Лишний взгляд куда не надо к прелюбодеянию. 

    И это первое, что нам нужно понять, чтобы охватить тему:
    – Что такое настоящий Божий стандарт праведности?

    Да, Бог желает, чтобы мы были как Он. Но факт в том, что нет ни одного достаточно хорошего. (Рим 3:23) Мы постоянно согрешаем в мыслях, эмоциях, словах и поступках. Именно по этой причине Христу нужно было умереть. Ведь если бы хоть один человек мог исполнить весь закон – он и был бы для нас примером. И тогда смерть Христа напрасна (Гал. 2:21).

    Итак, если ты достаточно честен с собой и Богом, чтобы признать, что продолжаешь грешить, даже если глядя со стороны возможно не к чему придраться – это хорошее начало. Если нет, то дальше пока читать рано. Это не принесёт пользы. 

     

    Часть III. ЗАКОН ГРЕХА И СМЕРТИ

    Следующее, что нам необходимо разобрать. Что такое грех и как он работает? Многие понимают грех как промах, ошибку, плохой поступок. Но это не совсем точно. Грех, не важно каков он по тяжести согласно нашей моральной градации, работает совершенно одинаково. Есть причина и есть следствие. Есть чёткий духовный закон, который описывает как работает грех. Если быть точным – есть два взаимоисключающих закона относительно греха, которые описывает Слово Божье.  

    «потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.» (Рим 8:2) 

    Здесь Павел очень точно описал цель Евангелия – произвести эту великую перемену. Привести человека от одного закона к другому. Но сейчас нам более интересна вторая часть стиха. Что же такое «закон греха и смерти»? 

    «Ибо возмездие за грех — смерть.» (Рим 6:23)

    Грех производит смерть. Не через час, не послезавтра, не когда состаришься, а одномоментно. В тот же день (Быт 2:17). И с этой перспективы давайте ещё раз взглянем на Божий Закон. 

    «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.» (Иак. 2:10)

    То есть одна неверная мысль, эмоция или поступок делает тебя нарушителем абсолютно всего Закона. Посмотрел на женщину, плохо подумал, прогневался на брата – всё, приехали. Ты преступник всего Закона, вор, обманщик, прелюбодей. И вот, вы стараетесь не грешить, изо всех сил освящаетесь для спасения и тут, внезапно, первый же промах ставит крест на всех ваших попытках. 

    Представь себе канат из множества ниточек и пропасть. На одной стороне ты, на другой – сам Бог. В праведном порыве достигнуть Бога ты хватаешься за канат и разогнавшись прыгаешь через пропасть. Но канат оказался не так прост. Всего одна разорвавшаяся ниточка в процессе полёта приводит к тому, что становится негодным и рвётся весь канат. И вот, ты с криком летишь в пропасть. Так работает Закон. Каждый день. Всегда. Честно сказать, тебе даже ничего не надо делать, чтобы упасть. Ведь достаточно только одного греха Адама, который мы унаследовали (Рим. 5:12) для того, чтобы «канат» стал полностью непригодным. И так любой грех. Грех Адама (Рим. 5:12), грехи твоих предков «до третьего и четвертого рода» (Исх. 20:5) или твои личные мысли, эмоции, поступки в прошлом, настоящем или будущем – всё это работает одинаково. Один грех = смерть. 

    Что же такое смерть? Это разделение с Богом. Когда Дух Божий покидает человека. Когда человек теряет «дыхание жизни». Это то, что произошло в Эдеме. Бог создал живого человека, поместив в него сам Дух Жизни. Иными словами Бог избрал человека местом Своего обитания (Быт. 2:8, Быт. 41:38, Числ 27:18, Суд. 13:25,   2Цар 23:2, Иов 27:3, Иов 33:4, Дан 5:14, 1Пет 1:11, Рим 8:9, 1Кор 3:16). 

    Но Он также дал Завет на Своем Слове и видимые образы для подтверждения этого Завета (Быт. 2:9, 16-17)

    В день, который Адам вкусил от плода, он не упал замертво. Как мы помним, он жил ещё более девятисот лет, но в тот же момент он стал мертвым духовно. Он потерял истинное дыхание жизни. Место Бога занял другой дух (Еф. 2:2)
    Бог покинул человека, Дух Божий вышел потому, что Бог есть свет (1Ин. 1:5) Он не пребывает вместе с грехом, не мирится с ним. Дух Божий покидает человека – это и есть смерть. 

    И это не только о грехе Адама. Это не о соседе! Давайте на минутку забудем про мужеложество и пьянство. Всё неправильное, по определению Слова Божьего, лично в твоей жизни является грехом. (Рим. 14:23) и несёт абсолютно такой же эффект. «Не мечтайте о себе»– любая «ошибка» ведёт к одинаковым последствиям. Если есть грех, если работает закон «греха и смерти» – моментально наступает смерть. Потому, если ты не перешёл от «закона греха и смерти» к закону «духа жизни во Христе Иисусе» – ты мёртв. Ты лишь постоянно подтверждаешь этот статус каждым очередным своим согрешением. И, как мы помним, не важно в какой форме грех был выражен. В Нагорной проповеди Христос уравнял все проявления греха. Будь то мысль, эмоция или поступок, результат один – смерть.

    Это реальность. Это то, как грех работает. И если тебя учили чему-то другому, мне очень жаль. Правда – она вот такая. Её тяжело принять, но без этого ничего не получится. Пока ты будешь продолжать оставаться «достаточно хорошим», тебя не спасти. Именно мытарь в нашей притче ушёл оправданным. Хорошая новость в том, что это еще не конец! Иисус не только учил о том как плох грех, не только призывал не грешить – ОН РЕШИЛ ПРОБЛЕМУ. Он изменил привычное течение вещей, принеся Своей жертвой совершенно новый закон! Закон духа жизни. Слава Ему! 

     

    Часть IV. РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ

    Здесь мы подходим к пониманию того, что такое Евангелие. Чтò сделал для нас Христос, невозможно недооценить. Он разом решил проблему всей человеческой расы. Давайте вспомним известный стих: 

    «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» (Ин 3:16)

    Чтобы всякий, то есть каждый, любой. Может только хороший парень? Но нет, первым пошёл на небо разбойник. Представляете себе удивление праведников Ветхого Завета, когда они поднялись с «лона Авраамова”», а на небе уже кто-то есть. Наверное ещё больше удивились, узнав кто этот парень, как он прожил и закончил свою жизнь. Этот мил человек был настолько плох, что общество не придумало ничего лучше, кроме как убить его на виду у всех, чтобы другим «не повадно было». 

    Иоанн ещё раз повторяет важнейшую мысль в своем первом послании: 

    «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.» (1Ин 2:2)

    Но как по мне, наиболее точно описывает суть произошедшего апостол Павел: 

    «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.» (2Кор 5:19)

    Истина Евангелия в том, что Святой Бог и идеальный, совершенный человек в одной личности, Иисус из Назарета, который за всю земную жизнь не совершил ни одного греха, взял на себя все грехи всего человечества от Адама, до последних людей и исполнил приговор Слова Божьего. Он страдал, Он умер, Он сошёл в ад, Он предстал на суд в небесное святилище со Своей пролитой кровью. Он полностью, на сто процентов, исполнил всё, что надлежит проходить каждому из нас. Он исполнил закон греха и смерти вместо каждого нас. 

    И когда мы пришли к Нему, однажды совершив покаяние, Он простил все наши грехи: 

    «и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» (Кол 2:13) 

    Какие грехи Бог простил нам? Только прошлые? Но какие из твоих грехов были в прошлом по отношению к Его смерти? Может только те, которые мы совершили до покаяния? Нет, Библия пишет – все. Сам подумай, если оставить нерешённым, не прощённым хоть один самый маленький грех, например, в будущем времени, то дойдя до него человек вернется к закону описанному в прошлой части. По факту наступления – сразу смерть. Но когда мы согрешаем будучи Его детьми – смерть не наступает. Потому, что за этот грех уже была ранее смерть, смерть Иисуса Христа. Всё, приговор уже был исполнен. Мы святы и непорочны в глазах Бога, несмотря на множество наших ошибок благодаря тому, что Он сделал всё. Он заплатил, Он простил, Он спас.

    Вот что такое закон «духа жизни во Христе Иисусе»! Вот почему однажды покаявшись и родившись свыше, мы не умираем согрешая, ведь в наших жизнях действует другой закон. Не спеши записать меня в еретики и откреститься от прочитанного, Бог заплатил очень дорогую цену, чтобы ты получил всё это. И ты обязан понять эту тему вообще до любых разговоров об освящении и правильной жизни в христианстве. Если есть хоть малейшее сомнение или непонимание, пожалуйста, вернись и перечитай все части, перечитай места Писания, напиши мне. Это очень важно! Нет ничего важнее, чем освободиться от закона «греха и смерти». Пока ты живёшь с ним, как бы хорош ты ни был – ты мёртв внутри. И именно этот закон разделяет людей с Богом потом в вечности.  

     

    Часть V. ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ

    «Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.» (Притч 4:18)

    Конечно, наш путь во Христе неразрывно связан с освящением. Конечно, благодать – не повод ко греху: 

    «Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.» (Рим 6:1) 

    Но прежде, чем вступать в гонку с собой, миром вокруг, греховной природой и искушениями от дьявола важно понять «на берегу», что освящение – это процесс, процесс всей жизни. А спасение а.k.а. «рождение свыше» а.k.а. «покаяние» – одномоментный факт, в основном раз в жизни. Процесс освящения начинается и вообще становится возможным только после рождения свыше. 

    «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.» (Евр 10:14) 

    «...святый да освящается еще.» (Откр 22:11)

    Только Бог может сделать тебя «достаточно хорошим» в Своих глазах. И Он уже сделал это. Иисус Христос на кресте сделал тебя совершенным и святым, если только ты принимаешь эту жертву. И затем Он будет тебя освящать. В Послании Евреям термин «освящение» применяется к человеку в пассивном страдательном залоге, в настоящем времени и незаконченной форме. Наверное нет других мест более точно описывающих природу этого процесса. Он сделал нас совершенными и освящает. (Мф. 6:9-13)

    «и познаете истину, и истина сделает вас свободными.» (Ин 8:32)

    В процессе познания Бога, Его Слова, Он будет делать нас свободными, очищать, освящать, наказывать, когда нужно. (Евр 12:6). Подобно тому, как родители воспитывают своих детей и как дети совершая ошибки, просят у родителей прощения, так и дети Божьи обращаясь к Небесному Отцу, просят прощения за «долги». Но ты не перестаёшь быть ребёнком совершая ошибки, это не просьба о повторном спасении. Ты не умираешь за свои грехи, если только продолжаешь верить, что за тебя умер Христос. Дух Святой не покидает тебя. Пожалуйста, не дай себя обмануть!

    «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.»  (Гал 5:1)   

     

     ЭПИЛОГ

    Ни в одной из трёх ветвей классического протестантизма, ни в учениях первоапостольской церкви понятия спасения и освящения не смешивались. Даже Давид живя в Ветхом Завете понимал, что Бог вменяет праведность независимо от дел: 

    «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!»  (Пс 31:2) 

    Но сегодня так много лукавства и искажения. Пожалуйста, не лукавьте перед Богом, не нужно представлять себя безусловно безгрешным, как сегодня учат некоторые граждане Кореи. И не нужно стараться быть «достаточно хорошим» для спасения. Бог никогда не примет такой жертвы, ведь жертва уже была принесена. 

    Сначала как Никодиму, всем нам нужно понять кое-что важное и родиться свыше, потом – будет жизнь с Богом и освящение. У кого-то больше как у Павла, а кто-то вообще ничего не успеет, как тот разбойник на кресте. Честно говоря, освящение напрямую связано со служением Богу, но это отдельная большая тема. Так или иначе всем нужен Христос, до последнего вдоха. На пути будет много ошибок, согрешений и проблем, но мытарь будет оправдан, а «достаточно хороший» – так и не сможет достигнуть, потому что не там ищет ответа. Помни, ценность скрижалей из камня – это указатель на Голгофский Крест (Рим. 10:30-31) 

     

     

     

     

     


    © 2024 Your Company. All Rights Reserved.