Пасхальные заметки: вера

     

    А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь...

    Ну, как и обещал. Первое воскресенье из трёх. Идём по порядку нашего опорного стиха (1Кор. 13:13), и сегодня поговорим о вере.

    Вера. Не смотря на то, что Павел подводит итог с акцентом на любовь, о ней мы еще поговорим позже, вера имеет просто неоценимую важность. Ведь без неё вообще невозможно угодить Богу (Евр 11:6). То есть, даже чтобы прийти к Богу, уже необходима некая вера. Как минимум, вера в то, что Бог есть. Но что мы знаем о вере? И что о ней говорит Библия?

    Во-первых, вера бывает разная. Можно верить по-человечески, не понимая, особо не разбираясь и не рассуждая над Словом (Рим. 10:2). Вера есть даже у бесов (Иак. 2:19). Но есть именно вера Божья (Мк. 11:23), и Христос призывает нас иметь именно такую веру – веру Божью. Многие сегодня пытаются спекулировать понятиями, апеллируя к этому месту Писания. Мол, не исцелился – мало веры. Нет денег – слабо веришь и т.д. Но об этом ли говорит Христос? И главное, давайте внимательно посмотрим на этот стих ещё раз. Написано – вера чья? – Божья. То есть она не наша уже по определению. Вера – это не плод наших потуг или усилий. Здесь не идет речь о каких-то техниках самоубеждения на пустом месте, о визуализации, аутотренингах или позитивном мышлении. Христос говорит о некоей особой вере, владелец и даятель которой – сам Бог. Эти же мысли подтверждает апостол Павел (Еф. 2:8). Божья вера – это Божий дар.

    Во-вторых, Писание дает точное определение этой веры, раскладывая её на составляющие (Евр. 11:1). Сразу пресекая все параллели с фильмом «Секрет» и иже с ними: осуществление ожидаемого кем? Чья вера? Чего ожидает владелец веры? Ответ есть (1Тим 2:4). И, ой, снова речь не о позолоченных джипах и модных костюмах. Ещё один важный момент, автор описывает явный признак или симптом, благодаря которму понятно, что эта вера у тебя есть. Иными словами, ты можешь проверить, есть ли у тебя Божья вера, а проверять нужно и стоит (2Кор. 13:5). Вопрос очень простой: уверен ли ты в невидимом? Готов ли ты предстать перед Богом? Уверен ли ты, что Бог тебя примет, что Он с тобой, в тебе и на каком основании? Этот признак мы видим у верующих людей по всему Писанию, но наиболее ярко он выражается в самых критических, экстремальных обстоятельствах. Апостол Павел был уверен (1Фил. 1:23), друзья Даниила были уверены (Дан. 3:16-18), как и сам Даниил ( Дан. 6), Самсон (Суд. 16:30), Давид (1Цар. 17). А как диаметрально поменялись взгляды и жизнь Петра, начиная с грустной истории с петухом и после обретения им той самой веры. Сложновато так храбро стоять перед лицом смерти, сомневаясь, принят ли я Богом, не так ли? Не в этом ли секрет того, как Церковь пережила все гонения. Полезная штука эта вера. Особенно учитывая, что только благодаря ей можно иметь спасение.

    Но если вера – Божья, и это Его дар, как же тогда мне иметь эту веру или в чем смысл призыва?(Мк. 11:23)  Писание дает ответ на этот вопрос и даже приоткрывает механизм обретения веры человеком (Рим. 10:17). Павел говорит, чтобы поверить нужно.. нужно просто слушать Слово Божье (проповедь, толкование, разъяснение Писаний). Об этом же говорит и Христос, определяя своих последователей как учеников (Ин. 8:31,32), хвалит за это Марию (Лк. 10:42), призывает к этому богословских оппонентов (Ин. 5:39) и сам занимается этим с учениками (Лк. 24:27).

    Итак, вера бывает человеческая, бесовская и Божья. Нам интересна и нужна именно Божья. Получить её можно через постоянное пребывание в Божьем Слове, а именно слыша или слушая. Ведь «читать» не всегда равно «понимать». Я не умаляю чтения и личного времени с Богом, но.. это всё становится возможным, только когда описанная Божья вера у нас уже есть (1Кор 2:14, 2Пет. 1:20,21). Там нет ошибки. В древнем Риме времен апостола Павла не было особых проблем с грамотностью. Если бы дело стало только за чтением – указание так бы и звучало. Да и Христос просто завещал бы раздать всем по экземпляру книги и всё, дело сделано (Мф. 28:19). Но написано – как написано. Не вдаваясь в метафизику процесса, в этом есть огромный смысл, который никак нельзя игнорировать. Иначе есть большой риск остаться на уровне просто человеческой веры. Просто прожить жизнь, веря в то, что где-то есть Бог, что Он добрый, любит, и всё такое. К сожалению, этого не достаточно (Иак. 2:19). Последствия такой жизни и веры могут оказаться очень плачевными (Ос. 4:6). И к слову, теперь чуточку легче пролить свет на то, о чём же говорит Иаков. Дела веры – это не просто добрые дела или дела Закона. Ведь, если хорошо разобрать главу, речь именно о тех же делах, на необходимость которых указывает и Христос, и Павел в стихах выше. Всё куда интересней, чем просто благотворительность или сочувствие. Каждый из приведенных примеров так или иначе связан с познанием и передачей Божьего Слова. Но тут нужно рассуждать (Рим. 10:17).

    Сатана не был против, чтобы человек верил в Бога. (Быт. 3:1) То, против чего он выступает – это Божье Слово. «Да Бог есть, но зачем в Него верить по Слову. Верь, как тебе нравится. Зачем слушать и правда ли вообще там написана?..» Подлинно ли сказал Бог?.. Просто сатана кое-что знает. Знает, что без слышания и понимания определенных вещей нам закрыт путь к Богу. В Библии мы довольно часто встречаем примеры уже вроде очень верующих людей, которым все-таки чего-то не хватает. Сотник Корнилий был очень славным парнем. Строил храмы, молился, занимался благотворительностью, с ним даже ангелы говорили, но спасен он не был (Деян. 10:6, 11:14). Евнух из Эфиопии был очень верующим человеком. Он читал Писание, возможно, даже чаще, чем мы с вами. Он за тридевять земель отправлялся в Иерусалим на праздники для поклонения, но кое-чего не хватало (Деян. 8). И в Деяниях 8:31 мы видим огромный пример смирения и мудрости. Бог не так часто громогласно вещает с неба, куда чаще все происходит через людей, но даже когда Бог сверхъестественным образом вмешивается в жизнь человека, Он не умаляет слышания Слова и отправляет Савла к подготовленному ученику (Деян. 9). Поразительно, правда? Стоит ли нам игнорировать такие явные указания и такие простые на деле рецепты?

    Смысл Пасхи куда серьёзней чем улыбки, куличи, песни или праздничный стол. Бог стал человеком, чтобы кое-что нам принести. Принести веру Божью, дать нам уверенность, совершив то, о чем свидетельствует всё Писание начиная от Моисея. Пасха не просто праздник. Пасха – это то, что нужно вкусить, понять, осознать, что должно произойти в жизни каждого. Но как бы ни хотелось, без познания, вникания и изучения тут не обойтись. Всё не так и сложно, на самом деле. Один денёк в неделю потратить время и добраться куда-нибудь, где занимаются всем этим. Он так и называется в честь события, которое мы сегодня празднуем на Пасху – воскресенье.

     

    © 2024 Your Company. All Rights Reserved.