II. Вера патриархов. Авраам. Первое духовное завоевание Ханаана.

     

    Быт.11:31-32 «И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там. И было дней жизни Фарры двести пять лет, и умер Фарра в Харране.»

    После смешения языков в результате попытки строительства Вавилонской башни-города, а по сути религиозного столпа-идола, стремясь спастись от суда Божия без веры в Христа Грядущего, то есть без «призывания имени Господня», от своих усилий, Господь направляет Своих людей, людей Рода Завета Христа, в землю Ханаанскую. В ту самую землю, куда в последствии придёт Христос спасти Своих от грехов их (Мат.1:21 «родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.»). Оставив свои обжитые дома, в путь отправляется Фарра, как старший на тот момент в роде своём и Авраам, сын его и продолжатель рода, и с ними Сара (שָׂרָה), жена Авраама (в Быт.11:31 названа невесткой отца Авраама, Фарры; но в Быт.20:12 Авраам говорит Авимелеху, что Сарра его единокровная сестра (дочь Фарры, но не матери Авраама)) и Лот (לוֹט), сын Арана, внук Фарры и племянник Авраама.

    Все эти люди из Рода Завета Христа и находятся в родословии Самого Иисуса Христа, кроме Арана и Лота. Они предузнаны и избраны для несения «семени жены» и слова о Христе Грядущем в будущую колыбель и одновременно главный жертвенник Господа – Иерусалимский Храм. Именно в землях, которые к тому времени заняли потомки Хама от Ханаана, суждено будет свершится той Великой Жертве Спасения всех людей планеты от грехов их. Но все ли люди примут эту жертву для своего оправдания перед Творцом? Будем постепенно разбираться в этом вопросе.

    Итак, Фарра покинул Ур Халдейский и направился в Ханаан, но как и большинство из народа Божьего, вышедшего спустя четыреста лет из Египта в ту же землю, «где течёт молоко и мёд», так и не вступил в землю обетованную. Причина, как у Фарры, так и вышедших из Египта, одна – идолы и неполное понимание роли Христа в деле спасения, а также различного рода страхи и неумение во всём полагаться на Господа. Иные боги (идолы) были препятствием у Фарры на пути в Ханаан, а посему это семейство пришло сначала в Харрам, где должны были быть сочтены все дни жизни Фарриной: Быт.11:32 «И было дней жизни Фарры двести пять лет, и умер Фарра в Харране.»

    Далее, после смерти Фарры, Господь открывает путь в Ханаан, в землю обетования, Аврааму, как первородному и старшему в роде своём, а также и его домочадцам, и уже на этом пути даёт первое благословение Своё:

    Быт.12:1-5 «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.»

    Сейчас я намеренно, чтобы задать тон и тему для наших дальнейших разбирательств, так подробно заостряю ваше внимание на родственных связях Авраама, а также на том, что далеко не каждый, кто считает себя спасённым, войдёт в землю обетованную. Необходимо выявить, кого Бог называет Своими, а кто просто, в силу каких-то личных, подчас нечистых, меркантильных причин, пытаются получить Его благословения в служении Богу и людям, или не понимают, в чём именно их предназначение от Бога. Но у Господа всегда найдутся те, которые упорно следуют за Ним, и не смотря на то, если вдруг спотыкаются и падают, снова встают и идут по слову Господа. Здесь же, в этой статье, мы должны увидеть, кто просто иногда ошибается на своём пути служения, а кто систематически, то есть по своему духовному избранию, является противником Господу как в Его, так и в своём собственном предназначении – нести слово о Христе до края земли и последних времён. Авраам ни раз грешил и совершал промахи, но шёл туда, куда призывал его Господь, и всегда, где бы ни располагался станом, он в первую очередь ставил там жертвенник Господу в подтверждение своей веры в Христа Грядущего. И его также, как Сифа и Ноя, Господь называет праведным по вере, и Авраам также, как и праведники до него, призывал имя Господне:

    Быт.13:1-4 «И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, на юг. И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом. И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем, до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа

    В следующих текстах Апостол Павел вновь и вновь утверждает нас, что праведность мы приобретаем не от дел, но по вере. Таким был и Авраам: Рим.4:2-4 «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.». И далее Павел добавляет сакральные смыслы, своего рода квинтэссенцию всего христианского вероучения о спасении по вере, но мир религиозный вроде как ослеп и не видит очевидного в Слове Божьем, а если и видит, то не принимает, как принимал Авраам, не верит Слову Божьему, как верил Авраам, и пытается добиться оправдания праведностью от дел: Рим.4:5-8 «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха».»

    И ещё раз:

    Рим.4:13 «Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры И ещё:

    Еф.2:8-9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.»

    Так в Кого верил Авраам, будучи праведным и призывая имя Господне? И Кто как не Господь называет верных Слову Своему друзьями?

    Ис.41:8 «А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего

    Лук.12:4 «Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;»

    Ин.15:15 «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.»

    Ин.15:14 «Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам

    В Слове Божьем прослеживается интересная закономерность: когда Господь называет кого-то другом Своим, будь то Авраам или новозаветные ученики Христа, рядом по тексту всегда стоит Слово Божие как основа дружбы либо глаголы такие как «говорю», «сказал» или «заповедую». Ну, и уже классический пример с Авраамом:

    Рим.4:3 «Ибо что говорит Писание? «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность».»

    Быт.15:6 «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.»

    Воистину вера от слышания, а праведность от веры, и дружба с Господом от внимания к словам Его. Кто хочет быть другом Богу как Авраам, Ной, Павел и тысячи других праведников – вникай в Слово Его, познавай, то есть изучай систематически, не раз в неделю по слову поместного пастыря, но внимай по Слову Божьему ежедневно и ежечасно. Живи Словом, вкушай Слово и будешь другом и братом Господу:

    Мат.12:48-50 «Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.»

    И кто поступает так, тот по праву называется пророком и царственным священником, как Авраам:

    Быт.18:17-19 «И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем.»

    Сейчас я хочу спросить у истово верующих «религиозников», пытающихся достичь Царствия Божия через самоправедность от дел: где-то здесь, в этих текстах есть изнуряющие молитвы или непонятные обряды да тяжкие всенощные? А может особые небесные покровители или освящённые купели; «намоленные» образа и крестики? Где это всё?! А нет этого и быть не может. Наша праведность в пребывании в Слове Божьем и познании истины. Наша праведность во Христе, Его жертве за нас и в оправдании нас по вере в Его смерть на кресте и в Его Воскресение; наша праведность в передаче Слова Его любому: от своего соседа, до тех, кого мы считаем врагами. И тогда каждый, подобно Аврааму, Пророкам и Апостолам, станет другом и братом Господу нашему, Спасителю, Иисусу Христу: и Павел, Апостол и пророк, пишет золотые слова: Флп.3:7-11 «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых.»

    Вернёмся к Аврааму и рассмотрим, а являлся ли праведником Авраам от дел своих? Да. Но это были дела веры – распространение Евангелия по земле Ханаанской и дальше на восток, в Месопотамию. Также Библия показывает нам и другие дела Авраама, дела «земные», мягко говоря неприглядные, чего Бог ему не поставил в вину и не отрёкся от дружбы и Своего водительства. А почему так? Потому что покрыты грехи Авраама Христом, в Которого верил он сам и говорил другим:

    Ис.43:25 «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну

    Иер.31:34 «И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более

    Евр.8:12 «потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более».»

    И наоборот, тот, кто надеется на свою собственную праведность, будет отвержен Господом:

    Иез.33:13 «Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, — то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал.»

    Так какие «неправды» делал Авраам, которые не поминает ему Господь? Он ослушался Господа и, испугавшись голода, самовольно ушёл в Египет из земли обетования. И в Египте, опять же испугавшись расправы за красоту Сарры, отдал её, жену свою, матерь обетования о «семени жены», во владение Фараону (Быт.12 гл.). Господь возвращает Сарру назад к Аврааму чистой и нетронутой фараоном, ибо верен Он Своим обещаниям. Но и этого мало время спустя, та же ситуация с передачей Сарры в руки Авимелеха, царя герарского: Быт.20:1-7 «Авраам поднялся оттуда к югу и поселился между Кадесом и между Суром; и был на время в Гераре. И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру. И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа. Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь и невинный народ? Не сам ли он сказал мне: она сестра моя? И она сама сказала: он брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих. И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней; теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои.»

    И что примечательно, за эти недостойные дела Господь не только не отвергает Авраама от своих обетований, напротив слабость его превращает в Своё достоинство и не только каждый раз возвращает жену Сарру, но и руками фараона и царя Герары делает Авраама ещё богаче и независимее:

    Быт.20:14-15 «И взял Авимелех мелкого и крупного скота, и рабов и рабынь, и дал Аврааму; и возвратил ему Сарру, жену его. И сказал Авимелех: вот, земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно.»

    После таких Библейских свидетельств кто-то, в своём собственном «хождении с Господом», будет ещё полагаться на самоличную праведность или обратит уже ухо своё к «слышанию» Слова Божего и познания воли Его? Мы видим, что погрешности, ведущие к невольному разрушению Божьих планов спасения всего человечества, Господь Сам покрывает и Сам же исправляет без негативных последствий для Авраама. Мы сейчас не декларируем, как сторонники ереси Николаитов, что если все грехи покрыты Христом, то можно произвольно грешить без последствий (они всегда будут и закон «сеяния и жатвы» работает бесперебойно), а лишь утверждаем, что по нашей человеческой природе, мы все «много согрешаем» (Иак.3:2). Что же касается Авраама, то была у него ещё одна ошибка, которая привела его потомков к неблагоприятному результату и большим проблемам на долгие годы. И это ошибка духовная – искажение правды о Христе выраженная через неправильное жертвоприношение при личном заключении завета Бога с Авраамом, уже как с праотцом всех верующих. На этом месте остановимся подробнее: оплошность на первый взгляд кажется незначительной, но этот случай говорит нам о том, что в понимании дела спасения у Господа нет и не может быть ничего незначительного. Происшедшее с Авраамом, подобно «белому роялю в кустах» – вроде все его видят и все о нём знают, но подойти бы и разобраться увы! То ли всё кажется понятным (или же просто кажется?), то ли просто боязно, вроде как где-то подле этого рояля заложена «мина», и действительно она там есть, но зная где её искать, легко обойти это препятствие. К сожалению, пока я не встречал какого бы то ни было серьёзного анализа этой ситуации как со стороны западной, так и восточной церквей. Итак, обратимся к Слову Божьему:

    Быт.15:7-14 «И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею? Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом,»

    Сначала зададимся вопросом, что первично вера или жертва? Разумеется, первична вера, а жертва отражение понимания этой веры или точнее понимание той истины, в которую мы верим. И недаром жертва без правильной веры не засчитывалась Богом никогда. А на правильную веру (Божью веру), наоборот, всегда сходил огонь с неба, было ощущение правды, покоя и победы. Достаточной иллюстрацией здесь будет противостояние пророка Илии с язычниками, поклонниками и жрецами Валаама (3Цар.18 глава). Для разбора этого текста применим простую схему: «действие – реакция – последствия».

    • Действие«Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассёк: зримо кажется, что жертва принесена, но рассечены не все животные кровь птиц не пролита. Это говорит о том, что Авраам в деле спасения вместе с упованием на Бога закладывает небольшую часть и на свои собственные усилия, в данном случае по подготовке потомства к всемирной Евангелизации. Кстати, в последующем законе Моисеевом именно горлицы и голуби приносились в жертву за очищение при родах (Лев.12 глава). Но, как говорилось выше, Господь Сам избирает тех, кто понесёт Его Слово дальше, наша же задача помогать человеку на этом пути, задавать ему тон через помощь в познании учения Христова.

    • Реакция«И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий»: вместо огня с неба и Божественной благодати приходит ужас мрака и хищных сущностей (прообраз легионов духа нечистого), что говорит о неполном понимании Авраамом искупительной жертвы за все грехи прошлые, настоящие и будущие. А в случае с Авраамом, так как он готовится Богом к статусу того, кто передаст весть о Христе своим потомкам и станет духовным отцом всех верующих.

    • Последствия«И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет.» здесь пророческое указание на рабство в Египте, где сам Египет и фараон выступают прообразами греха и сатаны. Если по предыдущим текстам Господь говорит Адаму: «ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки,» (Быт.13:15), то теперь Бог положил на четыреста лет отложить Своё обещание о земле обетованной или предназначенной для решения Иисусом Христом проблемы греха и смерти. Иными словами, если ты сам ещё не до конца разобрался в деле спасения, то либо ты, либо потомки твои будут в рабстве у сатаны и смерти: 2Пет.2:19 «Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.»

    Господь заключает завет с Авраамом на землю, куда придёт Христос и на потомство, от которого придёт Христос. Это личный, весьма серьёзный договор, и в ознаменование этого договора, Авраам должен принести жертву, показывая, что вера его сильна истиной, в понимание того, как и для чего грядёт Христос. И вроде бы всё верно делает Авраам, исключая непролитой крови птиц; эта малая непролитая кровь подобно малой закваске, что сбраживает всё тесто; эти малые птицы, как бы наши, пусть не великие, но собственные, усилия для достижения спасения. В Новом Завете Господь не раз назовёт такую закваску фарисейской и будет всячески предупреждать Своих учеников о ней, как о ведущей в погибель. И уже совсем скоро Авраам, пройдя этот тяжёлый урок, получает официальный статус отца всех верующих:

    Быт.17:4-8 «Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.»

    Но у Авраама есть не только завет «духовного отцовства» с Богом на всех верующих во Христа, построеное на обетовании о «семени жены» (Быт3:15), то есть Господа, который придёт в своё время в «подобии плоти греховной». И отныне для ясности семя это именуется семенем Авраама:

    Гал.3:16-17 «Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: «и потомкам», как-бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос. Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.»

    Итак, когда Авраам получает обетование от Бога и верит этому слову, то в Кого же он верит? Очевидно в Христа Грядущего. Так же и мы, уже зная о Христе Агнце, который пришёл и исполнил наше искупление, верим, что грядёт Он теперь как Царь царей и Судия Праведный. И чем наша вера отличается от веры всех патриархов и Авраама в частности? Только тем, что нам легче верить, чем всем тем ветхозаветным пророкам, потому что первая часть этих пророчеств уже исполнена Богом в совершенстве, и кровь за нас уже пролилась. Зная истину, можно смело подходить к любому «роялю в кустах», не боясь никаких ловушек и играть на этом рояле любую божественную мелодию, что есть разбор и углубление Слова Божьего, Завета, Христа.

    Даже после обетования, когда Бог ещё раз гарантирует Аврааму потомство для продолжения Рода Завета Христа, Авраам снова попадает в ловушку собственных решений и пытается помочь Господу в деле прихода на землю Мессии Христа. Это, наверное, самая распространённая ситуация в жизни не только мира, но даже и верующих, которая выражена простыми словами: «хотели как лучше, а получилось как всегда!». Так порой, построив планы служения Богу и людям по личным представлениям, мы выпускаем из виду, что у Бога есть Свои собственные планы на нас и наше служение. И забывая, что терпение есть добродетель, начинаем нервничать и подстёгивать различные ситуации в пользу наших собственных планов и в результате получаем совсем не то, к чему стремилось сердце. Так произошло и с Авраамом. Когда он вошёл в Ханаан и получил обетование о потомстве, которое продолжит после него дело Христа, ему было семьдесят пять лет, а жене его шестьдесят пять. Десять лет спустя Сарра, по-видимому, устав ждать обетования и понимая, что в её организме произошли физиологические процессы, которые уже не позволят зачать, предлагает Аврааму служанку из Египта, Агарь, в качестве матери для этого потомства. Аврааму восемьдесят пять, он теряет всякую надежду и соглашается с Саррой. И вот, на восемьдесят шестом году жизни, рождается у Авраама от Агари сын Измаил:

    Быт.16:2-4 «И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары. И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою.»

    Господь верен обещаниям Своим, Он отказывает Измаилу в праве первородства, но обещает Аврааму позаботиться в будущем об Измаиле и потомстве его. Господь не допускает в духовный Род Завета Христа даже примеси языческой крови, ибо для него эта кровь – кровь рабства, рабства сатаны, греха и смерти. Хотя Бог и благословляет сына Авраама от служанки Агари, но Он снова подтверждает свой завет о семени, завет о духовном потомстве только от жены Сарры:

    Быт.17:15-16 «И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее.»

    Быт.18:11 «Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.»

    В последующем Павел, обрисовывая эту ситуацию, даёт настолько смелые, мощные и яркие образы, которые не могут никого оставить равнодушными:

    Гал.4:22-31 «Ибо написано: «Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной». Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам. Ибо написано: «возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа». Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? «Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной». Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.»

    И тринадцать лет после рождения Измаила, а это в совокупности четверть века от вхождения в Ханаан и исполнения обетования об Исааке, наконец появляется настоящий духовный первородный – дитя Завета:

    Быт.21:1-5 «И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во-время, о котором говорил ему Бог; и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак; и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог. Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его.»

    Итак, Аврааму сто лет, а Сарре девяносто. Не чудо ли, что рождает женщина в столь преклонном возрасте?! Конечно! В прямом смысле долгожданное чудо. Они оба ждали этого, и не удивительно, что где-то на своих дорогах Авраам с Саррой проявляли нетерпение и даже боязнь, что сына обетования не получат по сугубо физиологическим причинам. Но понимание значения прихода Мессии для всех людей земли и было тем триггером в их попытке решить эту проблему посредством рабыни Агарь.

    Сейчас мы рассмотрели ошибки Авраама, которые с точки зрения Слова Божьего, конечно же нужно воспринимать, как согрешения, но ни в коем случае не как грехи его. О грехе Господь сказал, что он является таковым только тогда, когда не верят в Христа, а в глобальном смысле отвергают Слово Божие: Ин.16:9 «о грехе, что не веруют в Меня, как это было с Адамом. Все остальные наши неправильные дела, слова, мысли, эмоции это влияние первородного греха на всякого человека, то есть согрешения или ошибки, обусловленные глобальным грехопадением человечества в лице Адама: Рим.3:23 «потому что все согрешили и лишены славы Божией».

    Рассматривая жизнь Авраама, мы должны увидеть и понять, что по своей человеческой сути Авраам не являлся какой-то «супер-духовной личностью», а был простым, заурядным человеком, таким как ты и я, как тысячи среди нас. И если он имел достоинства, то это были достоинства Христовы, заложенные через познание Слова Завета, Христа, через водительство Божие и через обучение. Бог вёл Авраама, посредством обстоятельств и лишений обучал его уповать на Христа при любых жизненных ситуациях: будь то страх пред голодом или страх пред смертью земной. Мы помним, что когда Авраам явно ошибался – Господь исправлял его, восстанавливал доброе имя Авраама, благославлял его большими материальными и духовными прибытками. Так было в Египте, так было в Гераре. Господь учил Авраама не только через его поражения, но и через победы: при войне девяти царей, когда пять из них, в том числе царь Содомский, выступили против четырёх царей, проиграв эту войну, Лот, племянник Авраама, живший в Содоме, попал в плен к царям противника, тогда Авраам вместе со своими немногочисленными домочадцами и слугами, а также при поддержке своих друзей-союзников, напал на победителей, отнял всё их имущество и освободил пленных, после чего царь Содомский и предложил взять Аврааму отвоёванные в битве богатства как полноценную долю победителя:

    Быт.14:17-24 «Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская. И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего. И благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего. И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама; кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю.»

    Поразительно, но Авраам отказывается от материальной составляющей победы над царями и забирает только людей, которым решил дать свободу (Гал.5:1 «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.»). Авраам отчётливо понимает, Кому именно эти люди обязаны свободой, и что победа эта достигнута Христом; отказывается от военных трофеев и в то же время приносит первую десятину Господу, как понимание того, Кто на самом деле боролся за эту свободу. Мелхиседек, царь Салима (Мира) Царь и Господь всего сущего, одновременно священник Бога Всевышнего, Который Сам Собою является Священником Небесным и Ходатаем за всех пред Отцом Небесным:

    Евр.7:1-4 «Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.»

    Без отца и без матери, без родословия, Царь мира и правды, Священник и Ходатай Небесный, Христос Бог во плоти, явившийся в Своём славном теле, дабы благословить и ещё раз утвердить Авраама в вере. Итак, при своих поражениях Авраам не считает зазорным пользоваться благословениями от Бога, а при победе верой и десятиной утверждает абсолютную заслугу Христа в этой победе, отказываясь даже от «нитки и ремня от обуви». Такое понимание и такое отношение свидетельствуют только об огромном достоинстве веры Авраама в истинного Спасителя. Но и это ещё не всё. Воистину жемчужиной его веры и упования на Христа является событие, когда Господь, дабы показать практически Свой план спасения Аврааму, просит того принести в жертву долгожданного сына обетования, Исаака. Несомненно, это одна из ярчайших жемчужин в короне славы Божией, хотя в христианских и околохристианских кругах часто ходит немало кривотолков по данному моменту. Мол, и Бог жесток, и вера Авраама цинична, раз повёл он любимого сына «на казнь» Богу. Но это всё от «недостатка ведения» (Ос.4:6,14) и непонимания того, что заветы, все заветы Христа, надо читать как единый монолит, без разделений и ограничений, без сослагательных наклонений. Тогда и знания придут, а с ними понимание, и с пониманием придёт вера такая же монолитная, как Заветы Христа, и на этом камне церковь устоит весьма, несмотря ни на какие потрясения мира. Но обо всём по порядку:

    Быт.22:1-13 «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего.»

    Как мы уже рассматривали выше, от места призвания Авраама к началу его странствий в Ханаан и от момента обетования Божьего о продолжении семени жены через род Авраама, прошло двадцать пять лет, да плюс ещё годы взросления Исаака до того возраста, когда он, Исаак, начинает понимать о жертве агнца (будущей жертве Христа), и это время проходит в обучении Авраама Богом. Говоря словами Осии, весь данный период жизни Авраам учился Боговедению:

    Ос.6:6 «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений данный текст как нельзя лучше характеризует данную ситуацию. Милость Бога к нам состоит в том, что именно Он Сам отдал Сына Своего Единородного на казнь тогда, когда мы все ещё жили в грехе. В этом и состоит вся основа Евангельской веры, её сермяжная суть. Надо всегда учиться познавать Бога через жертву и подвиг Христа. И о таком правильном познании Авраама хорошо сказал Павел:

    Евр.11:17-19 «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: «в Исааке наречется тебе семя». Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.» Авраам истово верил в то, что обетование о Христе непреложно, верил в то, что Мессия Христос не только умрёт за грехи всех людей, но и воскреснет в оправдание тех, кто уверовал о Нём. Вот в чём было достоинство веры Авраама – вера в Христа Грядущего. Вера такая, как будто бы Он уже пришёл и всё свершил, а раз так, то верил Авраам, что Исаак не умрёт, но если и умрёт, то непременно воскреснет, ибо род Христа не прекратится.

    В процессе вышеизложенных исследований все наши доказательства мы рассматривали анализируя в основном книгу Бытие, подкрепляя её другими местами Писания, в том числе и новозаветными показаниями Павла. Но, к сожалению, сейчас мало людей осознают всю важность понимания Ветхого Завета, пожалуй, за исключением Декалога (Закона Заповедей) из Закона Моисеева для попытки оправдаться перед Богом. И всякому скептику, убедившему себя в том, что Христа в Ветхом Завете как бы и вовсе нет, приведём прямые доказательства из Нового Завета, не только слова Апостолов, но и то, что говорил Сам Иисус Христос, Господь наш:

    Ин.8:37-47 «Знаю, что вы — семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец — диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога

    Здесь Иисус Христос чётко и вразумительно показывает, во что верил сам Авраам и его последователи, духовные дети; Он отмечает, что только тот от Бога, кто слушает о Христе, и слушает Самого Христа. Авраам, мы это знаем, являлся человеком Божьим, а значит Христовым. Господь говорит, что дела Авраамовы были делами Самого Христа, а кто противится этому пониманию, тот смотрим текст выше дитя диавола. А какие дела были у Авраама? Это познание и передача Благой вести о Христе. Возвращаемся в Бытие и смотрим дела Авраама: жертвенники, указывающие на жертву Христа – да; хождение пред лицом Господа (духовное учение Христа) – да; принятие водительства Христа (отказ от военной добычи, десятина, принятие пророческой Евхаристии Нового Завета – вино и хлеб от Мелхиседека) – да; ходатайство пред Богом за Содом и Гоморру (Быт.18), как ходатайствует Христос пред Творцом за грехи всего мира – да; упование на Господа и воскресения из мёртвых (принесение в жертву Исаака) тоже да. И ещё одно дело веры, о котором говорит Писание в самом конце жизни Авраама это другие дети от Хеттуры, которых Авраам, благословив финансово и духовно, нести весть о Христе, отправил на восток, откуда вышел сам. Именно оттуда, с востока, две тысячи лет спустя, придут мудрецы за звездой Иакова, чтобы почтить Христа и вручить ему дары: атрибуты царские, священнические и смертные. Именно оттуда, с востока, придёт пророк Валаам, чтобы попытаться за «мзду неправедную» проклясть народ Божий, но сам погибнет вместе с грешниками. И наконец, именно там жил праведник Иов, о котором мы тоже поговорим.

    Эти рассуждения о вере Авраама хочется закончить словами Иисуса Христа, которые не требуют никаких пояснений:

    Ин.8:56-58 «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.».

    Аминь.                     


    © 2024 Your Company. All Rights Reserved.