VII. Молитва Господня «Отче наш».

     

     

    Этой статьёй «Молитва Господня Отче наш» мы завершаем обзор цикла «Молитва Божья и виды молитв». И чтобы нам в совершенстве понять духовные смыслы этой молитвы, данной нам как образец Божьего общения с Господом, давайте вкратце напомним себе, всё, что мы говорили в предыдущих статьях по этим темам.

    • Молитва – это общение с Господом строго в рамках Слова Божьего, Завета Христа. Всё, что выходит за эти рамки – есть молитва язычников.
    • Инициатором Божьей молитвы-общения всегда является Сам Господь Бог.
    • Приходя на молитву, прежде всего будь готов к слышанию воли Божьей, а не диктовке своей. Здесь проявляется Божий суверенитет и Божий контроль обстоятельств.
    • Молитва Божья всегда утверждает Божью волю Творца, но не человеческую, творения (Божий суверенитет). Надо понимать и помнить, что есть два вида Божьей воли – с о в е р ш е н н а я, «Который хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4) – Евангелие, и   д о п у с т и м а я,   в которой Бог допускает считаться с выбором человека, но считаться, это не значит отвечать на неверный выбор, а тем более поддерживать его, ответственность за последствия своего выбора несёт сам человек, «Возмездие за грех – смерть».

    Виды молитв.

    • Н е п р е с т а н н а я м о л и т в а – человек постоянно находится в Слове Божьем, в Завете Христа, и чтобы он ни делал, всегда размышляет над познанием воли Божьей для всех и для себя лично.
    • М о л и т в а  б л а г о д а р е н и я – Божий человек за всё и всегда благодарит Господа, за все обстоятельства, ниспосланные ему свыше. И здесь надо помнить, что не все обстоятельства, которые Бог посылает нам, должны нам нравится сегодня. Но пройдёт какое-то время, и оглядываясь назад, мы можем увидеть, что всё, что дал нам Бог, является Его совершенной волей на тот момент, и это пошло нам на благо. Либо данные обстоятельства послужили для славы Божьей.

    Рим.8:28-39 – «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: «За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание». Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.»

    Иными словами, М о л и т в а   б л а г о д а р е н и я – это принятие совершенной воли Бога в свою жизнь, благодарность за Его смерть вместо нас и Его воскресение для нашего оправдания. А также за Его Отцовскую любовь, милость и водительство нашей жизни.

    • М о л и т в а  п р о ш е н и я,  в которой мы просим об исцелении и избавлении от нечистых духов, молимся за церковь Божью и волю Его для нашей жизни и нашего государства, молимся за власти, за тех людей, которые уже стали детьми Божьими и тех, кто пока только предузнан ко спасению и ждёт Слова Божьего через своего «проповедника», того, кто встретится на пути искания Бога и разъяснит в чём суть спасения и жертвы Христа.

    М о л и т в а   «О т ч е  н а ш»  дана нам в так называемой Нагорной проповеди Христа, и рассматривать её без всего контекста этой проповеди в части молитвы, будет просто неразумно и даст волю для многих различных толкований и личностных пояснений множественного числа проповедников и людей, называющих себя пророками, либо столпами веры. В контексте же всей проповеди Христа, заложены огромные смыслы для понимания не только этой молитвы, но и учения Христа в целом.

    Мат.5:44-48 – «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.» – Христос напоминает нам, что мы должны с любовью относится ко всем людям без исключения, ибо Отец наш Небесный нелицеприятен и «хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины». Здесь снова и снова утверждаются Божьи суверенитет и совершенная воля. Мы, в своём человеческом неведении, не знаем, кто достигнет познания истины и спасения, а кто – нет, поэтому должны проповедовать всем и молиться за всех. Ис.58:9 – «Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,»

    Мат.6:1-6 – «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.». Здесь Христос говорит о личной скромности каждого молящегося, дабы никто не зазнавался и не возгордилось бы сердце человеческое пред другими людьми. Христос всегда резко негативно отзывается о тех, кто мнит себя праведниками и возвышает свой голос, как бы голос от Бога, но на самом деле есть суть волки в овечьих шкурах. Ис.58:7-8 – «раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.»

    Мат.6:7-8 – «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.».  Здесь Христос снова напоминает нам о Божьем предвидении и предузнании, о Его суверенитете и заботе о нас, а также о личной скромности в запросах и в немногословии прошений наших.  Иак.1:17-21 –«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.». В этих строках ещё раз утверждается, что молитва, это не говорение своей воли, но слышание воли Божьей,  познать волю Божью, услышать Бога и есть главная задача человека. А поделиться в тайной комнате своими желаниями и сомнениями, своими успехами и неудачами – это уже совсем другая часть личных общений каждого с Отцом. Можно сказать, что это личная интимная жизнь христианина с Тем, Кто стал тебе самым дорогим и необходимым на всех путях твоих. И эта жизнь, как правило, не выставляется на всеобщее обозрение. Ис.58:11 – «и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.»

    Перед тем, как мы приступим, собственно, к разбору самой молитвы, напомню, что Слово Божье Богодухновенно, то есть напоненно прежде всего духовными смыслами, которые даны нам в видимых образах. И скажу, что Господня молитва дана нам не только как обращение к Богу и Творцу, но и к нам самим, к душам нашим и разуму для понимания Господа и назидания в вере.

    Мат.6:9-13 – «Молитесь же так: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».»

    • «Отче наш» – первое, на что мы должны обратить внимание, это обращение к Господу. Кто может обращаться к Богу как к Отцу, как не тот, кто познал истину, встретился уже при земной жизни с Господом, получил искупление своих грехов и оправдание себя пред Отцом Небесным через жертву и подвиг Христа – Бога во плоти?! Кто может называть себя чадом Божьим, как не тот, кто Христом принял усыновление и запечатлён Духом Божьим для жизни вечной с Творцом в Его семье вместе церковью Христа от Адама и до последнего искушаемого сатаной человека, но избравшего вечный путь познания Христа, то есть Cлова Божьего?!

    Лук.8:21 – «Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.»; Ин.14:23 – «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.»

    Ин.17:16-26 – «Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них

    Евр.3:6 – «а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.». Ну и наконец, для тех, кто любит видеть в Слове Божьем различные словесные гиперболы, а не прямые тексты приведём слова Апостола Иоанна: 1Ин.3:1-2 – «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.» – здесь утверждается абсолютная воля Божья – чтобы все спаслись и достигли познания истины.

    Теперь обратимся к пониманию определения «Сущий». Сущий – это Тот, Кто существует Сам в Себе. Он суверенен в делах Своих, Всеведущ и Всеобъемлющ. Он не тварен, как мы все и наполняет Собой всё, что нас окружает – видимое, то есть физическое и невидимое, то есть духовное. Бог держит Свою руку над всем творением Своим и пока так этот мир стоит, все мы живы.

    • «Сущий на небесах» говорит нам о том, что Бог есть Дух и обитает в неприступном свете: 1Тим.6:16 – «единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.». Сущий на небесах также утверждает нас в том, что на небесах Его воля благая и совершенная, является абсолютной и непреклонной.
    • «Да святится имя Твоё». Как мы можем святить имя Господа? Только через познание и передачу другим людям Слово о Христе и о Завете с Богом через Единственного посредника и Ходатая за нас – Иисуса Христа: 1Тим.2:4-6 – «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство,». И даже те, кто отступил от Бога – дьявол с ангелами не сохранившими своё достоинство, а также люди, не знающие Бога и не желающие признать Христа как Единственного Ходатая и Посредника пред Богом и как Искупителя всех своих прегрешений пред лицом Творца, тоже по-своему святят имя Его своими противными Богу делами. Они служат сосудами низкого употребления, но служат тем, что через их действия каждый может осуществить свой выбор – остаться в собственном мире и продолжать «освящать» дела сатаны, служить и прославлять своего отца – дьявола: Ин.8:41-45 –«Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец — диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне.» Примеры: Каин (1Ин.3:12 – «не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.»), фараон, который не отпускал народ Божий из Египта (Исх.14:4 – «А Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними, и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают Египтяне, что Я Господь. И сделали так.»), Иуда Искариот (Ин.13:21-30 – «Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: «купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим». Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.»).

    Понимаю, что многие сейчас возмутятся и скажут: «чем это Каин, фараон и Иуда Искариот святили имя Господне?» А именно тем и святили, что являли собой пример поклонения сатане и все они были повержены Богом. Но через их жизнь и действия был явлен нам Святой и Праведный Бог. Бог заботливый Отец и отомститель за нас.

    • «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» говорит о том, что как абсолютная воля Его совершается на небесах, мы молим его, чтобы она так же распространялась и на земле. Чтобы всё больше и больше людей спаслись через познания истины. Мы помним слова Иисуса, о том, что Он явится второй раз на землю тогда, когда Слово Евангелия распространится повсюду. И ещё это говорит, что как Его торжествующая церковь, люди, которые жили в Завете Христа и закончили свой земной путь, сейчас находятся на небесах и продолжают Богопознание и Богообщение, тем самым окончательно освящаются душой для воскресения из мёртвых, то так и мы, пока ещё находясь на земле, должны освящаться через познание и передачу Слова Божьего, Завета Христа по лику всей земли. Деян.1:8 – «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.»
    • «хлеб наш насущный дай нам на сей день» – и здесь снова идут рука об руку два смысла: это духовный хлеб – Слово Божье, Христос: Ин.6:32-40 – «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.». Чтобы понять, как нам питаться Христом, надо помнить, что именно Христос есть Свет миру и Истина и, чтобы нам родиться свыше и жить с Богом в качестве детей Божьих, нам надо не только познать эту Истину, но всегда пребыть в ней, то есть пребыть в Слове Божьем: Ин.8:31-32 – «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными.» – свободными от власти смерти, ада и сатаны, свободными от религиозных мифологий, суеверий и свободными от невежества.

    И поскольку наш Бог – Бог всего сущего, то, конечно же, в этой молитве заложено и упование на покрытие всех наших душевных нужд. Бог, как истинный Отец Небесный, заботится о всей нашей тримерии: Рим.8:26-28 – «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией. Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.» Но мы должны всегда помнить – всё, что нам даётся Богом, должно служить не только человеку, но через человека Богу. Дома ли, финансы ли, здоровье ли – все Божьи обеспечения должны быть направленны на дело Божье – Евангелизацию по всему лику земли.

    • «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» – здесь идёт напоминание о нашем всеобщем долге рода человеческого перед Творцом, нашем грехе. Этот всеобщий долг греха в Писаниях иногда определяется как рукописания о нас: Кол.2:13-14 – «и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту. Надо сказать, что у Бога всегда идут две записи – первая, это запись грешников, которые не приняли за себя и свои грехи суд над Христом на Голгофском кресте и тех, кто принял искупление через жертву и подвиг Христа, который своими мучениями и смертью унёс наши грехи (долги) в ад и воскрес для нашего оправдания (прощения грехов-долгов) пред Великим Престолом Бога-Отца всего сущего. Тех, кто так и не принял этой драгоценной платы за себя: Откр.20:15 – «И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.». Причём, эти записи идут от начала мира, не только в Новом Завете, но и во всех Заветах с Господом от Эдема: Исх.32:31-33 – «И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей»; Откр.17:8 – «Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.»

    Второе, о чём напоминают нам эти слова о прощении долгов – это изначальный Божий закон «Сеяния и жатвы» – «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7). И всякое доброе или злое наше дело, слово и даже мысли, дадут урожай с прибытком: Мат.13:8 – «иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.» Делаем ли мы доброе, выполняя постановления Божии, имеем урожай доброго. А если сеем злое, то и злое к нам возвращается, умножившись урожаем. Именно об этих добрых и злых урожаях на земле, которой мы живём, свидетельствует Сам Господь Бог в Книге Второзаконие после того, как дал постановления Декалога и Заповедей Божьих: Втор.11:8-9 – «Итак соблюдайте все заповеди Его, которые я заповедую вам сегодня, дабы вы укрепились и пошли и овладели землею, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею; и дабы вы жили много времени на той земле, которую клялся Господь отцам вашим дать им и семени их, на земле, в которой течет молоко и мед.». Здесь мы ещё раз напомним, что Закон  Заповедей никогда не давался народу Божьему и всему человечеству как средство для спасения души. Об этом мы говорили подробно в одной из предыдущих наших статей. Единственный метод спасения (а это и абсолютная воля Божья, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины) – наша вера в то, что Христос пришёл и решил все наши проблемы своей смертью и оправдал нас Своим воскресением из мёртвых. А вот Закон Заповедей и есть полное раскрытие «закона сеяния и жатвы». Проще говоря, если ты делаешь кому-то плохо и живёшь неправильно, нарушаешь конституцию Божью, то твоя жизнь будет подобна, как говорил Христос, геенне огненной. Геенна огненная – это не метафизический ад, как думают и учат многие. Геенна – это проклятая земля сынов Енаковых, близ Иерусалима времён Христа. И на этой проклятой земле Иудеи устроили свалку нечистот, которая постоянно смердела и коптила сгорая. Именно об этом и говорил Христос в своей знаменитой Нагорной проповеди сразу же после заповедей блаженства. Он прямо сказал, что живя неправильно, человек словно живёт на смердящей свалке и в душе у того нет любви, покоя и истинной радости. Ну а так как абсолютно правильно жить никто из людей не в состоянии, по причине своей остаточной греховной сути для детей Божьих и всепоглощающей для всего остального мира, то, конечно же, мы бываем виноваты друг пред другом, как и пред Творцом. Но если грехи пред Творцом покрыты Христом, то нашу вину друг пред другом мы должны научиться заглаживать. Мы должны научиться прощать долги (согрешения) другим руководствуясь любовью Божьей и Божьей милостью прощения нам самим, которое мы получили как незаслуженный дар от Господа: Еф.2:8-9 – «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.» – эти стихи говорят о спасении через Благодать Божьего дара, а уже следующий – о доброй жизни уже спасённых, через выполнение Божьих постановлений: Еф.2:10 – «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.». Говоря иначе, мы сначала принимаем для себя закон духа жизни во Христе Иисусе, чтобы уже не быть под законом греха и смерти (заповедей), и затем, своей правильной жизнью, любя и прощая ближнего, являем собой Христа и благовествуем миру, что царствие Божье доступно всем по вере, но не по делам: Рим.3:20 – «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Закон – это зеркало нашей неправедной жизни и искажённой грехом души, «и вся праведность наша – как запачканная одежда» (Ис.64:6). Но верующий праведен не собственной праведностью, а праведностью Христа. Спасённый праведен верою в истину Божью и принявший Завет Христа. Итак, воля Божья прощать других, как нам простили, и не судить ибо и мы уже неподсудны: Мат.7:1-4 – «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?», и если мы судим другого за его прегрешения, то и наши прегрешения будут осуждены Отцом, и всё по тому же «закону сеяния и жатвы», пожнём свой печальный урожай. А ведь ни суди ты, то и Бог, примет твоё исповедание греха и, возможно, пошлёт на твои урожаи «засуху», не вменит и забудет, засушит, и не станет у тебя тяжёлых последствий твоих согрешений. Но это относится только к нашей земной жизни. Духовно же все наши проблемы решены нашей верой и принятием Завета Христа: Ин.5:24 – «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь

    • «и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.» Что же означает эта фраза? Ведь мы же помним слова Апостола Иакова: Иак.1:13 – «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,», и тут же добавляет:  Иак.1:14-15 – «но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.». Итак, если Бог не искушает злом, но искушает человека его собственная похоть, то почему идёт мольба к Богу: «не введи»? И почему Иаков в той же главе, чуть ранее, говорит о том, что христианин должен радоваться, впадая в искушение? Иак.1:2 – «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,», и тут же отвечает, что Бог допускает эти искушения к нам, дабы через нашу веру, сделать нас совершенными: Иак.1:3-4 – «зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.». Допускаю, что для ещё «неискушённого» последователя Слова Божьего, всё это выглядит немного непонятно. Обратимся к источнику, к Ветхому Завету и к Книге Пророков. Во-первых, мы видим как был допущен сатана к Еве и Адаму для их искушения в саду Эдемском. Но разве Бог нашёптывал человеку – вкуси от иного слова и сам станешь как бог? Нет. Это допущение Архангела было для одной только цели, чтобы человек определился, где и с кем он хочет провести свою вечность, сделано, чтобы осуществить практически дар свободной воли человека. Следующий яркий пример допущения сатаны к человеку для испытания его веры повествует нам Книга Иова: Иов1:6-12 – «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.». Иов потерял всё – детей, славу, положение и богатство, но остался непреклонен в своей вере Богу: Иов1:20-22 – «Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге». И когда Иова скрутила болезнь лютая, Иов остался верен: Иов2:1-10 – «Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел. И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими

    Это были примеры допущения Богом сатаны для испытания веры. Но также Бог допускал и целые народы к народу Божьему с той же и другими целями: Суд.3:1-4 – «Вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими Израильтян, всех, которые не знали о всех войнах Ханаанских, — для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ее: пять владельцев Филистимских, все Хананеи, Сидоняне и Евеи, живущие на горе Ливане, от горы Ваал-Ермона до входа в Емаф. Они были оставлены, чтобы искушать ими Израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним, которые Он заповедал отцам их чрез Моисея – мы видим, кроме цели верности Богу, есть ещё одна цель искушений – воспитание силы для последующих духовных завоеваний, прообразом которых и служили те видимые войны. Еф.6:10-13 – «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять

    Я могу долго цитировать Библию, показывая, как Господь испытывает Свой народ, но это займёт слишком много времени и места. Дам лишь ещё пару мест:

    Иер.9:6-7 – «Ты живешь среди коварства; по коварству они отрекаются знать Меня, говорит Господь. Посему так говорит Господь Саваоф: вот, Я расплавлю и испытаю их; ибо как иначе Мне поступать со дщерью народа Моего?»

    Дан.11:35 – «Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока.»

    И так как законы духовного мира неизменны, то под этот же закон испытания веры и силы духа огнём подпали и подпадают и истинно верующие люди Нового Завета. Если мы внимательно посмотрим на книги Евангелия и Деяний, то первого же испытанного увидим Симона-Петра, который трижды, по слабости духа своего, отрёкся от Христа, но потом, разорвав своё сердце в покаянии обрёл истинную силу камня и несгибаемость железной воли идти за Христом до смерти жуткой и страшной. И, умирая, благовествовал язычникам и славил Иисуса. Никто из Апостолов не избежал сей участи – испытания огнём, и все устояли в истине и вере в Христа, распятого и на третий день воскресшего. 1Пет.4:12 – «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного,»  Иак.1:12 – «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.»

    Обзор наш был бы неполным, если, говоря об искушениях, мы не коснёмся молитвы Господа в Гефсиманском саду:

    Мат.26:36-46 – «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.». Многие христиане недоумевают по поводу того, что Господь так тяжело переносит приготовление к этой казни. Но не надо забывать, что во Христе было сразу две природы – Божественная и человеческая, и они в нём не сливались, образовывая какую-то третью. Да, Божественная выше человеческой, но на казнь шёл Иисус-человек. Только невинный Человек мог забрать все грехи мира и только Бог мог искупить и оправдать. Итак, человек Иисус готовится к казни, и, первое же, что с ним там произойдёт (и Он сие отлично понимает) – это разделение с Отцом. Поскольку грехи всего человечества ложатся на плечи Иисуса, то Он становится не фактически, но юридически грешником. А раз так, то на это время у него разрывается связь с Отцом, и Он остаётся один на всё время Суда Божьего. Разрывается духовная пуповина, которая всегда связывала Иисуса с Богом, и Он выходит из состояния Эммануил, то есть когда человек и Бог вместе. И действительно, до тех пор, пока Христа просто морально и физически истязали, Он молча сносил всё и закричал только тогда, когда начал вершиться приговор Божьего Суда – возмездие за грех смерть, и из-за греха Иисус был условно и на время разделён с Богом Отцом: Мар.15:33-34 – «В шестом же часу настала тьма по всей земле, и продолжалась до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»». Тьма по всей земле и есть образ Суда Божьего за грехи всех, и это разделение с Богом Иисус ощутил на всех уровнях Своего существа. А теперь вспомним ещё и о Божественной природе Иисуса. По этому статусу Иисус является, помимо прочего, Вождём воинства Небесного (Нав.5:14,15); Откр.19:11-14 – «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.». Имея такую Божественную власть и силу легко ли было Христу, не сорваться, когда Его истязали грешники, и не призвать на помощь всю небесную рать, которая камня на камне не оставила бы от всего Иерусалима, да и от земли всей? Думаю, искушение и соблазны были велики, но и ставки, в виде спасения всех от Адама и до последнего покаянного грешника, тоже были огромны. Христос выбрал страдания за нас и просил о помощи в укреплении духа, души и плоти в молитве к Отцу. Настоящее огненное искушение в примере этой Гефсиманской молитве.

    Все мы люди из плоти и крови. Все мы живём, любим, страдаем, радуемся, и разве кто-то из нас желает себе таких огненных испытаний нашей веры? Но Бог хочет, чтобы мы сами смогли заглянуть в своё сердце, закалились и стали сильнее. А как ещё можно остановиться и начать смотреть в себя, как не в горести и страданиях? Ну разве кому-то придёт в голову глубоко копаться в себе в минуты счастья и эйфорических радостей? И Наша просьба к Отцу не ввести нас в искушение, скорее, больше подготавливает нас к ним, своим ежечасным напоминанием в молитве и не даёт нам забыть, что, чтобы не случилось – и в минуты долины смертной, в бедах и в горестях наших – наш Бог и Спаситель, наш Господь Иисус Христос всегда с нами.

    Ну и мы, как люди, этой фразой сообщаем Господу, что не хотим идти за идеологией религиозного мира и сатаны, но хотим идти за Христом, движимые Духом Святым и полностью вверяем себя и свою жизнь без остатка и оглядки на прошлое. И, как логическое и единственно правильное завершение молитвы, утверждение Божьего суверенитета над всеми нами:

    • «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь»

     

    Аминь.

     

    Видеоурок «Молитва Отче наш» на канале YouTube.

     

     


    © 2024 Your Company. All Rights Reserved.