VIII. Молитвы за упокой. Поклонение мощам.

     

    В начале нашей статьи мы рассмотрим откуда и как появилась оккультная традиция поклоняться телам давно умерших людей. Возьмём краткий обзор только тех древних государств, которые так или иначе сыграли свою роль с привнесением в христианство эту практику как в общецерковных богослужебных канонах, так и в бытовых религиозных верованиях народов. Из данного списка мы исключим восточные религии, бытующие в таких странах как Индия, Китай, Япония и других, не имеющих общих корней с христианством. Сразу же оговорюсь, что культа почитания предков вы не найдёте в иудаизме (в древней Иудее времён Скинии и Храма), и причины этого мы рассмотрим ниже.

    Культ предков.

    «Культ предков – одна из древних и распространённых форм политеизма, в основе которой лежит поклонение умершим прародителям и сородичам, и вера в то, что предки магически участвуют в жизни потомков.

    На известных ступенях развития человек всякого умершего считает существом сверхчеловеческим и божественным; он поклоняется, как богам, умершим из своей семьи, создаёт особые обряды этого поклонения и, таким образом, с течением времени вырабатывается то, что в науке известно под названием культа предков. Это почитание мёртвых имеет почти всегда исключительно домашний характер, распространяется только на предков каждой отдельной семьи, в ней замыкается и получает дальнейшее развитие. Даже в самой семье сперва поклоняются не всем предкам, а только ближайшим, о которых сохранились у живых воспоминания; поклонение более отдалённым предкам характеризует более позднюю эпоху.

    Такое ограничение поклонения одними непосредственными предками зависит от понимания загробной жизни первобытным человеком: ему чуждо представление о вечной загробной жизни, его вера в души усопших далека от веры в бессмертие; по его убеждению, покойники живут за гробом не вечно, а только некоторое время. Умершие при этом не отрешаются вполне от человеческих свойств, живут не новой, а только видоизменённой жизнью; они обитают в своих прежних домах вместе с своими потомками, чувствуют те же потребности, имеют те же заботы, что и до смерти.

    Обожествлённый предок интересуется своей семьёй, покровительствует ей, принимает от неё молитвы и жертвоприношения, продолжает быть владыкой в семье, помогать её друзьям, вредить врагам и т. п. По особенностям своего состояния, дух предка может это делать с большей силой, чем человек, хотя власть его не безгранична. Его семья нуждается в его помощи, боится его гнева и мести; с другой стороны, и предок нуждается в поклонении живых, для своего спокойствия и удовлетворения потребностей. Культ предков является, таким образом, связующим звеном между поколениями в данной семье, делает из неё организованное тело, своего рода церковь, обязанности по отношению к умершим начинаются с самого обряда погребения и проникают всю жизнь потомков, до повседневных мелочей. С усопшим погребают предметы, признаваемые для него необходимыми за гробом — одежды, сосуды, оружие, рабов, жён, коней и пр.

    Культ предков в древности.

    В древнеегипетском обществе культ предков проявился в особых религиозных и светских ритуалах, а также специально обустроенном месте для подношений (сердаб). Как и ложная дверь, сердаб, по мнению древних египтян, помогал загробной жизни покойного. Обычно сердаб соседствовал с часовней, и порой в разделяющей стене проделывались отверстия для глаз, чтобы Ка усопшего мог наблюдать за тем, как ему совершают подношения. Помимо статуи покойного в сердабе стояли статуя занятого приготовлением пищи слуги, стелы, сосуды, алтарь и/или жертвенник и др. Исполнением ритуальных подношений занимались отдельные жрецы hem-ka («служители ка»).

    Культ предков в античности.

    Древние греки и римляне называли умерших самыми почтительными именами – добрыми, святыми, блаженными божествами; гробницы были храмами этих божеств; на них вырезались надписи «богам-манам» или, у греков, «подземным богам». Перед могилами ставился алтарь для жертвоприношений и приготовления пищи; самые могилы помещались обыкновенно в соседстве дома, недалеко от дверей. В известные дни года на каждую могилу приносили трапезу; первые плоды земли, первые части всего съестного приносились в дар этим родовым богам. Если потомки переставали совершать жертвоприношения духам предков, последние покидали своё мирное жилище, начинали скитаться и беспокоить живых; из блаженных и благосклонных они становились несчастными, злыми гениями, посылая на людей болезни и поражая почву бесплодием; только возобновление жертв, принесение пищи и возлияние вина вновь вводили их в могилу.

    Жертвы в честь умерших, как живущих в подземном мире, обозначаемые общим термином лат. Inferiae («инферия»), у греков носили специальное название лат. χοαί, у римлян – паренталии или фералии.

    Культ предков у славян.

    В славянской мифологии присутствовало верование в новую жизнь человеческой души после смерти, связанное с аграрным культом. Умершие предки считались покровителями семей. Почти все восточнославянские традиционные праздники содержали элементы культа предков. Его отголоски есть и на Святки, во время которых одним из главных блюд была кутья – древнее поминальное блюдо, а перед тем, как начать трапезу, выплёскивали часть напитка на стол – для умерших; на Масленицу вместо напитка на окошко клали блин или отдавали блин нищим, также имел место обычай ходить к другу в гости – прощаться; обычай не передавать через порог возник из-за того, что в древности под порогом хоронили предков (с порогами связаны так же некоторые обряды и заговоры). Одним из главных праздников в честь усопших был Семик (позже – Троицкая суббота), во время начала которого старшие члены семьи ходили на могилы родителей, а во время трапезы также были поминальные блюда. Очень чётко поклонение предкам прослеживается во время Радоницы (Навий день, Могилки). У русских в некоторых регионах предков поминали на Пасху (см. Пасха мёртвых) или на Красную горку. В эти дни всей деревней приходили на кладбище, женщины причитали, на могилы крошили и проливали еду и напитки, катали по ним яйца.» (Википедия)

    Для того, чтобы нам понять, почему же не было схожих обрядов поклонения мёртвым в древней Иудее со времени исхода его народа из Египетского рабства, надо заглянуть в законы Божии, данные нам через Моисея на горе Синай. И здесь мы будем рассматривать только те законы, которые регламентированы самим Господом, кому и как нам поклоняться.

    Исх.20:1-7 – «И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.»

    Втор.18:9-14 – «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой

    Втор.4:12-19,24-28,39-40 – «И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас; и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях; и повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтоб овладеть ею. Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. … ибо Господь, Бог твой, есть огонь поядающий, Бог ревнитель. Если же родятся у тебя сыны и сыны у сынов твоих, и, долго жив на земле, вы развратитесь и сделаете изваяние, изображающее что-либо, и сделаете зло сие пред очами Господа, Бога вашего, и раздражите Его, то свидетельствуюсь вам сегодня небом и землею, что скоро потеряете землю, для наследования которой вы переходите за Иордан; не пробудете много времени на ней, но погибнете; и рассеет вас Господь по всем народам, и останетесь в малом числе между народами, к которым отведет вас Господь; и будете там служить богам, сделанным руками человеческими из дерева и камня, которые не видят и не слышат, и не едят и не обоняют. … Итак знай ныне и положи на сердце твое, что Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Его; и храни постановления Его и заповеди Его, которые я заповедую тебе ныне, чтобы хорошо было тебе и сынам твоим после тебя, и чтобы ты много времени пробыл на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе навсегда

    Из этих и многих других законов, заповеданных Господом Своему народу, мы видим, что поклонение допускалось Богу, только Богу. И посредников, кроме Единого Посредника, Заступника и Ходатая, Христа, Бог никому и никогда не давал. В Ветхом Завете олицетворением Христа была Скиния, а позже – Храм в Иерусалиме (подробнее в статье и на YouTube), в Новом же – Сам Христос и Мессия, Иисус из Назарета.

    1Тим.2:5-6 – «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство» (отсылка на учения Ветхого Завета).

    Яркий пример того, как народ сильно согрешил пред Богом, сотворив себе собственного «посредника» в виде литого тельца, Библия рассказывает нам в Книге Исход:

    Исх.32:1-10 – «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу. На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть. И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.»

    Но люди так и не вняли до конца этому голосу Божьему, продолжали и продолжают до ныне делать себе других, не Божьих «посредников», «заступников» и «ходатаев», а потом удивляются, откуда это у них столько бед и несчастий. Рим.8:31-34 – «Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.»; Евр.9:11-15 – «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.»

    Итак, не жертвы козлов и тельцов были оправданием человека пред Богом, но понимание (через эти жертвы) искупляющей и оправдывающей всех верующих в очистительную жертву Христа, спасающей силы Божьей. Ни люди, какими бы благочестивыми они нам не казались, не могут искупить нас от власти смерти и ада, ни, тем более, давно сошедшие в могилу, праведники не могут своим прахом быть ходатаями за нас. Ибо прах к праху, а жизнь вечная только во Христе. Не могут нас примерить с Богом никакие изделия рук человеческих – крестики, иконки да ладанки. Не могут быть нашими заступниками изваяния и доски, раскрашенные руками человеческими (смотри статью). И обряды не приближают нас к Богу, а лишь служат свидетельствами нашей веры – кто, во что и как верит, есть ли истина в нём или ведут его по дорогам веры одни лишь суеверия, мистика и оккультизм. Сейчас уже трудно назвать тот день и час, когда практика поклонения мощам и обрядовые молитвы за усопших вошли в христианскую церковь и, скорее всего, этот нехристианский оккультный обряд и верования входили в неё постепенно, шаг за шагом удаляя церковь Христову всё дальше и дальше от истины в сторону языческого понимания веры и откровенно магических практик.

    Один из многочисленных открытых православных сайтов пишет:

    «Церковь почитает мощи святых как храмы Святого Духа, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого.

    В VIII веке Иоанн Дамаскин в своем догматическом сочинении «Точное изложение православной веры» дал следующее обоснование почитания мощей: «Владыка Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовония. И пусть никто не сомневается! По Закону всякий, прикоснувшийся к мертвому, почитался нечистым; но святые не суть мертвые. Ибо после того, как Тот, кто есть сама жизнь и Виновник жизни, был причтен к мертвым, мы уже не называем мертвыми почивших в надежде воскресения и с верою в Него». 

    Итак, церковь почитает тленные останки как храмы Святого Духа, между тем, храмами Духа Божье слово называет живых людей, стоящих в истине:

    1Кор.6:19-20 – «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.»

    Вот первая и наиглавнейшая проблема, когда живое становится по определению нечистым и недостойным, а уже давно мёртвое тело, наоборот, святится и всячески возводится в ранг богоподобного. Происходит поворот сознания в прямо противоположную сторону от истины Евангельского учения. Официально церковь старается состарить  эту оккультную практику поклонения мощам усопшим до первого века от рождества Христова, хотя достоверного подтверждения этому ни в богословских, ни тем более в исторических документах, нет. Есть же свидетельства радетелей этой практики, которые дошли до нас – это описание чуда «Святой великомученицы Евфимии Всехвальной, взятой из сборника «Жития святых»  Дмитрия Ростовского:

    «Согласно сочинениям X века, Синаксарю Константинопольской церкви и Минологию Василия II, в 451 году в Халкидоне в храме великомученицы Евфимии проходили заседания Халкидонского собора, на котором шли споры с монофизитами о наличии в Иисусе Христе двух природ: божественной и человеческой, константинопольский патриарх Анатолий предложил Собору решить этот спор через обращение к Богу посредством мощей святой Евфимии. Была вскрыта рака с её мощами и на грудь святой положили два свитка с православным и монофизитским исповеданием веры. Раку закрыли и в присутствии императора Маркиана опечатали. На три дня участники Собора наложили на себя строгий пост и усиленно молились:

    С наступлением четвёртого дня пришёл царь и весь собор к честному гробу святой и, когда, сняв царскую печать, открыли гроб, то увидели, что свиток правоверных святая великомученица держит в правой руке, а свиток зловерных лежит у ней в ногах. Удивительнее же всего было то, что она, протянув руку как живая, подала царю и патриарху свиток с правым исповеданием.»

    Справедливости ради надо заметить, что на этом IV соборе по причине междоусобных войн не присутствовали представители армянской и грузинской церквей, да и тогдашний папа Лев I смог прислать лишь трёх легатов, а большинство епископских представителей были как раз из Александрийской (Египет) и Дамасской (Сирия) церквей. Вот так это, так называемое чудо оккультизма вопрошания мёртвых, начало входить в церковную христианскую практику. Сохранились документы заседаний (деяний) Халкидонского собора, они напечатаны в третьем и четвёртом томах книги «Деяния Вселенских Соборов». В них рассказ о наличии двух составленных свитков с вероисповеданием, об обращении за помощью к мощам Евфимии и о чуде, произошедшем от мощей, отсутствует. Но именно с этого собора, четыре с половиной сотни лет спустя от рождества Христова, в христианскую церковь проник ещё один языческий культ поклонения мёртвым людям, которые стали подменять собой Живого Бога, и люди обратили свои глаза на иконы так называемых «святых» и «угодных» и понесли им свои моления, надежды, просьбы и жертвы, прося кто о заступничестве, кто о покровительстве, кто об исцелении, а кто и о помощи в делах совсем уж нелицеприятных. Священники начали частички мёртвых тел вкладывать в основание храмов, собирать в дорогие ковчежцы, обкладывать золотом и драгоценными камнями и всеми доступными им способами приучать простой народ к целованию и обожествлению этих останков.

    Ниже я дам копию с официальными выдержками о почитании Православной церкви мёртвых останков усопших, а также слова знаменитых и всем известных апологетов культа почитания мёртвых, например слова Иоанна Златоуста, которые также вошли в этот оккультно-обрядовый канон:

    «Многие мощи не сохранились в целости потому, что в те времена, согласно канонам Вселенского собора 325 года, при возведении наземных церквей нужно было под престол (алтарь) обязательно положить хотя бы маленькую частичку мощей какого-нибудь святого и кусочек Животворящего Креста, на котором был распят Иисус Христос. Этот крест сохранялся в Константинополе, и всем восточным церквам, даже сельским, которые приняли крещение от Византии, давали от него частичку.

    Окончательно догмат почитания мощей святых и обязательность их помещения в алтари храмов был закреплён в 787 году на VII Вселенском соборе.

    Мощи сохраняются и почитаются с нравственно-назидательными и литургическими целями и по учению Православных и Католических церквей являются носителями благодатных сил, которые могут подаваться Богом верующим через останки святых.

    По учению Церкви, мощи не сами собой и не по заслугам усопших могут творить чудеса. VII Вселенский Собор в своих деяниях так сказал по этому вопросу: «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает».

    Церковь почитает мощи святых как храмы Святого Духа, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого.

    В VIII веке Иоанн Дамаскин в своем догматическом сочинении «Точное изложение православной веры» дал следующее обоснование почитания мощей: «Владыка Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовония. И пусть никто не сомневается! По Закону всякий, прикоснувшийся к мертвому, почитался нечистым; но святые не суть мертвые. Ибо после того, как Тот, кто есть сама жизнь и Виновник жизни, был причтен к мертвым, мы уже не называем мертвыми почивших в надежде воскресения и с верою в Него».

    Мощи святых в православных храмах

    В каждом православном храме есть мощи святых, которые полагаются под престолом в особом ковчежце (если освящение храма осуществляет епископ) или вкладываются в антиминс (при освящении храма священником). По учению Церкви, преложение (пресуществление) хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Спасителя происходит только на антиминсе, разложенном на престоле. При зашивании мощей в антиминс (или помещении их под престол) они помазываются миром, а священнослужитель читает следующую молитву: «Сам Владыко, благих податель сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву». Текст этой молитвы основывается на следующих словах Иоанна Богослова: «я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр.6.9). Использование мощей святых при совершении Литургии, по учению Церкви, символизирует собой участие всех христиан – живых (от церкви земной) и усопших (от церкви небесной) при принесении бескровной жертвы. Это находит свое отражение в евхаристических молитвах, читаемых священником при совершении этого Таинства: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится…».

    В храмах может быть установлен ковчежец – небольшой ящик, куда могут помещаться как частицы мощей одного святого, так и одновременно нескольких святых. В ковчежец наряду с мощами могут помещаться и другие реликвии, связанные с жизнью святого (одежда, частицы гроба). Ковчежецы часто выполняется из драгоценных металлов, некоторые из них являются значимыми предметами ювелирного искусства. Ковчежцы с особо почитаемыми святынями переносятся священнослужителями на голове. Мощи святых могут полагаться в мощевиках различной формы, часто в небольших мощевиках частица мощей святого помещается в его икону. К мощевикам относятся энколпионы и наперсные кресты, с вложенными в них частицами мощей. При положении частицы мощей в мощевик она заливается воскоматикой, предохраняющей ее от выпадения или повреждения.

    Приходите к мощам с верою

    Само слово «мощи» (греч. ta leipsana от leipo – оставляю) нужно понимать шире, чем просто телесные останки. Это слово означает то, что осталось после святых, например, одежда, личные вещи – все, что так или иначе соприкасалось со святым во время его земной жизни.

    В Деян. (19.12) рассказывается о использовании платков и опоясания с тела апостола Павла для исцеления болезней и изгнания злых духов. Как в соединении с душою святые были жилищем Божиим, храмом Духа Святого, так и по разлучении с нею они остаются богатым вместилищем небесной благодати, обильно изливаемой верующим.

    Святость святых не содержится только в их душе, но неминуемо распространяется и на их тело; у святых святы и душа и тело, поскольку непрестанными евангельскими подвигами святые постепенно исполняются Духа Святого, так что и святые тела их становятся храмами Святого Духа (1 Кор. 6.19; 3.17). Поэтому благостно почитая святые мощи, Церковь почитает храмы Святого Духа, храмы Бога Живого, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого, и, по премудрому благоволению Своему, творит чудеса – от них и через них. И те чудеса, которые бывают от святых мощей, свидетельствуют, что их благочестивое почитание людьми угодно Богу.

    Основанием для христианского почитания мощей является Боговоплощение. Восприняв в Боговоплощении человеческую природу во всей полноте, Господь тем самым утвердил навеки достоинство человеческой телесности. Для христиан тело – не темница и не случайное одеяние души, а один из уровней человеческой личности, связь с которым личность таинственно сохраняет и после смерти. По учению Священного Писания, можно прославлять Бога не только духом, но и в телах (1 Кор. 6.20). Само тело может стать храмом Святого Духа (1 Кор. 6.19), и оно не перестает быть таковым и после смерти. Отсюда в Церкви особое уважение и благоговейное отношение к останкам святых угодников.

    Это уважение выражается:

    – в благоговейном собирании и хранении мощей;

    – в торжественном открытии и перенесении их;

    – в установлении особых празднеств в честь обретения их и перенесения;

    – в строительстве над мощами храмов и других культовых сооружений (часовен, монастырей);

    – в обычае возлагать в основание церковных престолов и в антиминсы частицы мощей святых.

    Повествуя о чудотворной силе святых мощей, святой Ефрем Сирин говорит о святых мучениках, что они и по смерти действуют как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господней отражают всякое их злое нападение. Ведь в святых мощах всегда присутствует чудотворная благодать Святого Духа.

    «Бог, – говорит святой Иоанн Златоуст, – разделил с нами святых: Сам взял души, а нам даровал тела, чтобы святые их кости мы имели постоянным побуждением к добродетели». Почитая святые мощи, православные верующие верят не в «мощь», не в «могущество» или силу самих по себе останков святых, а в молитвенное предстояние святых, мощи которых, находясь пред нашим взором, возбуждают в сердцах чувство близости к самим угодникам Божьим, которые жили когда-то в этих телах.

    Мощи святых говорят нам о призвании человека стать храмом для обитающего в нем Бога, говорят нам о грядущем воскресении тел и напоминают о мучениках Церкви, своими страданиями и смертью засвидетельствовавших веру в победившего смерть Христа.

    Словами святителя Иоанна Златоуста заключим сказанное выше: «Не только тела, но и гробы святых преисполнены духовных даров благодати. Посему призываю всех, в печали ли кто, в болезни ли, в обиде ли, в другом ли каком мирском несчастье или в глубине греховной, – приходите к мощам с верою: вы получите помощь и с великой радостью возвратитесь от них, приобретши одним воззрением облегчение своей совести. Сие сокровище благопотребно для всех, сие пристанище надежно и для несчастных, ибо освобождает их от бедствий, и для счастливых, ибо «утверждает их счастье», и для болящих, ибо возвращает им здравие, и для здравых, «ибо отвращает болезни».  (Источник: https://vladimir.dp.ua/relics.html/)

    На всех этих махинациях разразился самый настоящий бизнес на усопших и осквернённые части тел стали предметом торговли и наживы. Так, по подсчетам исследователей, у Андрея Первозванного оказалось 5 тел, 6 голов и 17 рук. У святой Анны – 2 тела и 8 голов. Столько же голов и у святого Филиппа. У Иоанна Крестителя – 10 тел и 7 «подлинных голов».

    В 60-е годы ХХ века под влиянием церковного кризиса Ватикан покаялся во многих своих грехах и разжаловал более сотни святых. Например, Георгия Победоносца – его якобы никогда не существовало. Зато у этого никогда не существовавшего святого обнаружилось ни много, ни мало 30 тел.

    Одними мощами перечень святынь не ограничивается. Если собрать все имеющиеся по миру частицы креста, на котором был распят Христос, то из них можно составить около сотни крестов. А гвоздей, которыми был приколочен Христос, собрано 1235 штук (!). Приведем краткий список других христианских реликвий: Слёзы Богородицы, молоко Богородицы, Волосы младенца Иисуса, Кровь Иисуса, собранная у подножия Креста, Слёзы Иисуса, Сено из яслей, в которых лежал Иисус, свеча, которая светила при рождении Иисуса, сосуд с потом святого Михаила, собранного после его борений с Дьяволом, кусок окна, через которое архангел Гавриил явился Марии, коробка с последним вздохом Иисуса, и даже (!) кости коров, приснившихся египетскому фараону. Многие из перечисленных реликвий существуют в совершенно невообразимых количествах. (Подробнее об этих фактах написано в книге Лео Таксиля «Священный вертеп»).

    О фальсификации святынь говорил еще Петр1. Его духовный Регламент 1721 года предписывал духовенству:

    «О мощах святых, где какия явятся быть сумнительныя, розыскивать: много бо и о сем наплутано. Например, предлагаются чуждыя некия: Святаго первомученика Стефана тело лежит и в Венеции на предградии, в монастыре Бенедиктинском, в церкви святаго Георгия, и в Риме в загородной церкви святаго Лаврентия; тако ж много гвоздей креста Господня, и много млека Пресвятыя Богородицы по Италии, и иных сим подобных без числа. Смотреть же, нет ли и у Нас такого безделия»

    Примером документального свидетельства является отчёт наркомата юстиции РСФСР 1920 года о вскрытии мощей. Ни в одном из официально запротоколированных случаев вскрытия и исследования гробниц не было обнаружено нетленного тела. Там находились мумифицированные, чаще – полностью истлевшие тела, истлевшие кости (иногда и животных), различные приспособления, предназначенные для имитации вида тела, металлические или восковые куклы, множество посторонних предметов. Часть гробниц была и вовсе пуста.

    Поклонение мощам умерших людей приближает христианство к языческим традициям и магическим ритуалам, к Богу это не приблизит, да и здоровья вряд ли принесет, тем более поклонение мощам человека, который насаждал веру не любовью, заповеданной Христом, а «некой силой», тем самым убивая тысячи людей.

    Но запах наживы на останках умерших, побудил дельцов от религии пойти дальше одного только поклонения мёртвым. Они решили наживаться на всех покойниках, и тут появились учения, ничем и никогда не подкреплённые священными Писаниями, о так называемых «Чистилищах» и «Мытарствах». Ниже я приведу официальные церковные обозначения этих оккультно-магических пониманий. Более подробное определение мытарств с пояснениями, мы дадим чуть ниже.

    Католицизм:

    Согласно учению Католической церкви о чистилище, крещёный человек, совершивший грех и получивший прощение или совершивший не смертный грех, остающийся неотпущенным, как правило, подвергается «временному» наказанию здесь, после смерти. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощённый бременем лёгких грехов, не позволяющих беспрепятственно войти в Царствие Божие, претерпевает временную стадию очищения и лишь затем наследует Небо.

    Катехизис Католической церкви говорит:

    Те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, но не совершенно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небесную. Церковь называет чистилищем это конечное очищение избранных, совершенно иное, нежели наказание проклятых. Поскольку возможно приносить за умерших умилостивительную жертву, это должно означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю, так как достигшие спасения не нуждаются в молитвах живых, а осуждённым на вечное проклятие такие молитвы не помогут. Таким образом, считается, что души умерших пребывают в таком состоянии, где молитвы ещё могут им помочь «разрешиться от греха». Считается, что с началом Страшного суда чистилище будет упразднено, однако до тех пор грешники остаются в подобном состоянии до полного очищения от всего, что препятствовало им единению с Богом. Живые могут помочь облегчить участь и себе и умершим, принося «умилостивительные жертвы»: благие дела, молитвы (в том числе заказ заупокойных месс), жертвуя индульгенции.

    Поскольку люди, проходящие чистилище, умерли в единстве с Церковью и не находились в состоянии смертного греха, продолжая любить и надеяться на Бога, – они непременно окажутся на небесах после того, как завершится их очищение. В современном богословии о чистилище говорится не как о месте, а как о процессе очищения, к которому не применяются земные временные характеристики. Этот процесс современные богословы рассматривают не в терминах наказания за грех или выплаты долга, а в терминах духовного роста.

    Православие:

    Возду́шные мыта́рства (греч. τελώνια τοῦ ἀέρος) – название препятствий, согласно сочинению X века «Житию преподобного Василия Нового» о загробной жизни, через которые должна пройти душа каждого человека на пути к престолу Бога для частного суда.

    Православие признаёт необходимость молитв за умерших, но отрицает существование чистилища. Согласно учению Православной церкви, состояние душ умерших людей – предначинание вечного блаженства или вечных мук. При этом православные христиане считают, что Всемилостивый Бог всё-таки может облегчить вечную участь грешников и даже сделать их сонаследниками Царства Небесного, если за этих грешников будет усердно молиться Церковь и оставшиеся ещё в живых на Земле (их родственники или благочестивые знакомые). Именно поэтому в православных храмах молятся за умерших, поминают их и принимают записки с именами усопших – об упокоении их душ. Сербский старец Фаддей Витовницкий говорил: «Души усопших ждут от нас помощи. Как только кончается телесная жизнь человека, он теряет право молиться за себя, потому что время его покаяния истекло, за него могут молиться перед Богом только другие. Те души, которые упокоились в надежде на воскресение, но пали на мытарствах, ждут молитв святой Церкви и своих сродников о том, чтобы Господь освободил их от мысленных уз и адских свойств, от которых они не смогли освободиться при жизни. Это „промежуточное состояние“ душ западная церковь называет „чистилищем“»

    Все эти нехристианские домыслы о загробной жизни, случайно или нет, оказались так похожи на древние языческие верования.

    Сорокоуст – ежедневное молитвенное поминовение в течение сорока дней в Русской православной церкви.

    Сорок литургий подряд (каждую службу) на проскомидии изымается частичка из просфоры с поминанием имени живого или усопшего (отсюда можно заказывать сорокоуст о здравии и за упокой), и в конце литургии с молитвой «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает данную частичку в Чашу с Кровию Христовой. Так происходит сорок раз на протяжении этого же количества Божественных литургий.

    Сорокадневное поминовение включает в себя как церковное, совершаемое во время литургии, так и частное домашнее. Церковное поминовение совершается во время проскомидии; за усопшего христианина священнослужитель вынимает частицу просфоры, при этом говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)». Частное поминовение в первые сорок дней после смерти состоит из чтения Псалтири и совершается обычно родственниками, близкими к умершему людьми либо специально нанятым христианином. В течение сорока дней душа усопшего проходит испытания на мытарствах, а на сороковой день совершается частный суд. Предполагается, что как Христос победил искушения диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и бескровные жертвы по усопшим, помогает им силой Божией победить воздушного князя тьмы и получить Царство Небесное. (Википедия)

    Ну а теперь посмотрим насколько эти, казалось бы на первый взгляд безобидные и даже благие намерения помочь уже умершим родственникам обрести в загробном мире примирение с Богом и отпущение грехов, соответствуют Евангельскому учению Христа. И для полного понимания картины мы снова вернёмся к началу начал – с о т в о р е н и ю. Мы помним, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, вечным духовным существом со свободной волей и правом выбора. Ключевое значение в нашем повествовании заключено именно в том, что человек не только волен выбирать где, с кем и как ему жить в вечности, но и обязан в течении своей жизни осуществить это право. Именно для этого Бог и посадил посреди рая два духовных дерева – Древо жизни вечной, а жизнь вечная это и есть Христос; и Древо познания добра и зла: Быт.2:8-9;15-17 – «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.»; «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.»

    Иными словами, Бог дал человеку власть заботиться над Эдемским садом, и подведя к двум духовным деревьям, Он поставил человека пред фактом его выбора. О значении и образе этих Деревьев мы уже не раз подробно говорили в наших предыдущих статьях и сейчас лишь вкратце напомним суть.

    Господь Бог создал человека как венец творения, чтобы у Него были дети, в которых Он мог бы пребывать и изливать на них свою любовь и заботу. Человек изначально не был создан духовно полностью автономным. И Дыхание жизни (Быт.2:7 – «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.»), которое Бог дал человеку, есть Дух Христов. Далее идёт заповедь, через данное Богом «слово» вкушать от Древа жизни, то есть вкушать от Христа или иначе от Слова Божьего. В данном контексте «Слово Божье» есть Христос: Ин.1:1-4 – «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.» (Откр.19:13.). Отсюда видно, что единственный метод, которым может жить человек вечно, это Слово Божье, что и есть Христос, Бог Слово. Также видно, что единственный метод пребывания человека с Богом – это ни обряды особые, ни какие-то оккультные практики, но Его же Слово («заповедал» = «сказал»). Христос от начала был единственным Посредником между Богом и человеком (1Тим.2:5.) и Гарантом Завета между Богом и людьми. По сути, Бог заключил Завет с человечеством через Адама, что пока он вкушает от Древа вечной жизни, вкушает от Христа, и не берётся за иное слово – Древо познания добра и зла (зримый прообраз падшего ангела, в последствии получивший звание врага, то есть сатаны). Итак, от самого начала мы знаем, что Бог поселил человека, чтобы тот совершил свой выбор – с кем и как он проведёт свои дни на земле во времени и в вечности в Царстве Небесном. Этот выбор и определяет наша вера. Но под влиянием сатаны человек грехопал и утратил на время своё богообщение и богопознание. Человек нарушил Завет с Богом, который был поставлен на основании Слова Божьего, Христа. То есть нарушил Завет Христа – отныне должен вечно нести наказание за грех: Рим.6:23 – «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.». Возмездие за грех – вечная смерть, а  вечная жизнь – во Христе. И этим всё уже сказано. Но так как человек утратил Христа, то и утратил жизнь вечную. Он стал как бы мёртвым для Бога, и Бог уже не может пребывать в таком человеке. Дыхание жизни (Дух Божий или же Дух Христа) вышло из человека и отныне там появилось дыхание смерти (дух нечистый): Рим.8:9-11 – «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.». И казалось бы, что человек попал в эту ловушку сатаны навечно, ведь Слово Божье вечно, то и вечный человек должен вечно исполнять этот приговор Слова Божьего. Бог не может отменить своё слово, ибо тогда Сам перестанет быть Богом и Судьёй Праведным. Но Бог находит выход для человека из сложившейся ситуации и Он решает в Сыне Своём Сам прийти на землю для исполнения возмездия смерти вместо человека.

    Ин.3:16-19 – «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;». Итак, «верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден». Так когда же пришла к человеку вера в Него, то есть в жертвенного агнца Христа? Бог Сам пришёл к согрешившим – к Архангелу Деннице (Люциферу), Адаму и Еве. Архангел сразу же услышал для себя проклятие суда, а люди – Евангелие (Благую весть) от Самого Бога: Быт.3:14-15 – «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.». Иными словами, этим «семенем жены», которое в последствии будет называться через все Писания  – «семя Авраамово», «семя Давида» и в Новом Завете уже как «семя Слова Божьего», Бог даёт человеку веру в искупительную жертву Христа за грехи. Мы знаем, что без «семени мужа» родился только один, и Это был Иисус из Назарета – «семя обетования» или «семя завета». А для того, чтобы Адам понял и принял по вере, что за него будет пролита кровь, Бог совершил первое жертвоприношение в Эдеме – пролил кровь животного и его кожей покрыл человека: Быт.3:21 – «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.». Здесь покрытие кожей невинного животного греха (нагота не есть сам грех, но лишь только является прообразом греха или обнаруженных в нас недостатков) и принятие этих одежд человеком и есть свидетельство того, что Адам и Ева приняли верою это Божье Евангелие в пришествии в будущем Мессии Христа, прольющем за человечество свою кровь. По сути это и была первая Пасха, ещё не вкушения жертвы (тогда человек ещё не мог питаться мясом), но покрытия наготы, покрытия греха. Адам тогда покрыл свой грех верой во Христа и вернул свою вечность в Боге, кроме тела, что из праха было взято и вернуться должно снова в прах, дабы тело смертное греха было навек похоронено Христом в надеже воскресения славного тела Спасителя.

    И так, как Адаму с Евой был предоставлен этот выбор – жить с Богом в завете или с падшим ангелом во грехе отказа от Христа, так и всем остальным людям по всей истории человечества до последнего рождённого человека. И уже в детях Адама, Каине и Авеле, мы видим действенность этого выбора – пойти за Словом Божьим, за Христом или жить по слову сатаны в  мёртвом духе и понести вместе с врагом наказание вечного проклятия: Еф.2:1-6 – «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,». В этих текстах чётко видно как действует наш выбор веры.

    Но вернёмся к молитвам за упокой. Как кто-то, пусть даже горячо любящий человек, может замолить или отмолить мой грех неверия, если я сам лично совершил этот выбор не принять Завет Христа? Никто, ни Ангелы небесные, ни другие люди не могут за меня решить мою проблему греха, кроме Того, кто пострадал за мои грехи лично и пролил Свою невинную кровь. Кто может тут выступать посредником между приговором Слова Божьего и мной? Кто может быть ходатаем за меня пред судом праведным, кроме Того, Кто Сам искупил меня от власти смерти, ада и сатаны? Ос.13:14 – «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня.»; 1Тим 2:4-6 – «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство,».

    Человек, живя своей смертной жизнью во временных рамках, уже определился со своим выбором и уже на закате этой жизни пойдёт либо на суд Божий, выслушать свой приговор проклятия, либо ко Христу, в ожидании воскресения тела своего из мёртвых: Ин.5:24 – «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.»; Тит.1:2-3 – «в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен, а в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бог...» – здесь «в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен» чётко и однозначно сказано, что Евангелие нам даёт только Сам Господь и что дадено оно было прежде веков, то есть ещё в Эдеме – Быт.3:15,21.

    Итак, всё решает выбор нашей веры, так зачем же тогда все эти заупокойные мессы? Цель тут одна – обогащение духовенства. Один бывший православный священник признался, что заупокойные мессы сорокоусты приносят в церковную казну не менее трети финансов из всей казны. А когда там крутятся миллиарды долларов, то не трудно представить себе, какие доходы имеет от этого лжеучения священники всех рангов и мастей. По своей реальной сути – это попытки дать Богу Судье «взятку за спасение чьей-то души», распоряжаются которой люди, называющие себя священством Бога и так беззастенчиво подменяющие Истинного Живого Бога на мистические оккультные практики язычества, магии и колдовства.

    Многие мне скажут, что мол молитвы за упокоенных родственников повредить уж точно никак не могут, а польза, вдруг, может быть. Но давайте посмотрим какими мотивами руководствуются, при этом и внушают людям, священники.

    Ну а теперь вернёмся к определению «мытарств» и попробуем разобраться в них через Слово Божье, данное нам в Библии.

    «Согласно житию, по этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы – нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. Бесы предоставляют список грехов, относящихся к данному мытарству (например, на мытарстве лжи – список поступков произнесения неправды и т. п.), а ангелы – добрые дела, совершённые душой при жизни. В случае, если добрые дела перевешивают злые, душа переходит к следующему испытанию. Если злые дела перевешивают добрые и ангелам нечего предъявить для оправдания души, бесы уносят душу в ад. Когда же ангелы представят добрые дела к оправданию души и злые духи припомнят столько же грехов к её осуждению и будет равновесие, тогда побеждает человеколюбие Божие. Тем же милосердием Божиим восполняется иногда недостаток добрых дел против преобладающего количества злых. Список добрых дел ведётся ангелом-хранителем, который даётся каждому человеку при крещении, список грехов ведёт бес, посылаемый сатаной к каждой душе для того, чтобы приводить человека к грехопадениям.

    Порядок мытарств согласно Житию преподобного Василия Нового.

    Согласно жития Василия Нового имеется такие мытарства:

    1. Мытарство празднословия (Безрассудные беседы, бесчинные песни, смех, хохот)

    2. Мытарство лжи (Неискреннее исповедание грехов, напрасное призывание имени Божия)

    3. Мытарство осуждения и клеветы (Грешников, виновных в грехе осуждения, истязуют как противников Христа, предвосхитивших Его право суда над другими. Обесславление ближних, насмешки над их недостатками и грехами)

    4. Мытарство чревоугодия (Сластолюбие, пресыщение, пирование и гуляние, пьянство, нарушения постов)

    5. Мытарство тунеядства (Тунеядцы, работники, бравшие плату и не трудившиеся. Нерадивые к службам церковным в воскресные и праздничные дни, скучающие на утрени и литургии, не радеющие о делах спасения души кающихся)

    6. Мытарство воровства

    7. Мытарство сребролюбия и скупости (Жадность к деньгам и чрезмерная бережливость, нелюбовь к тратам, к расходованию денег)

    8. Мытарство лихоимства (Ростовщичество, взяточничество)

    9. Мытарство неправды (Неправедные судьи, из корысти оправдывающие виновных и осуждающие невинных; люди, не дающие наёмникам установленной платы)

    10. Мытарство зависти

    11. Мытарство гордости (Тщеславие, самомнение, презрение, величание)

    12. Мытарство гнева и ярости

    13. Мытарство злопомнения (Питание злобы к людям, мстительности и воздаяния злом за зло)

    14. Мытарство убийства (Не только разбойничество, но и всякая рана, ударение с сердцем по голове или плечам, заушение в ланиту, пхание с гневом)

    15. Мытарство чародейства, обаяния, призывания бесов

    16. Мытарство блуда (Блудные мечты, помыслы, мысленное услаждение в том, порочное осязание, страстные прикосновения)

    17. Мытарство прелюбодеяния (Супружеская неверность, осквернение своего ложа блудом, насилие)

    18. Мытарство содомских грехов (Кровосмешение, рукоблудие, уподобление скотам, противоестественные грехи)

    19. Мытарство ересей (Неправедные мудрования о вере, отступничество от православного исповедания)

    20. Мытарство немилосердия и жестокосердия (Отказ в милостыне, жестокосердность к нуждающимся)

    Душа человека, согрешившего, но раскаявшегося и исповедавшегося в данном грехе, на мытарстве в этом грехе не истязуется. На мытарствах в обвинение души предъявляются неотпущенные, забытые грехи, поступки, о греховности которых человек не знал.

    Пройти мытарства бл. Феодоре помог св. Василий Новый, давший Ангелам мешок золотых монет – сокровищ своих молитв Богу – для откупа от бесов, поскольку бл. Феодора служила преподобному в его старости.

    По прохождении всех мытарств, на третий день по отлучении души от тела, душа блаженной Феодоры предстала и поклонилась перед престолом Божьим неприступной славы, окружённом Серафимами, Херувимами и бесчисленными Воинствами небесными. После этого бл. Феодоре в течение 6 дней были показаны райские обители святых апостолов, пророков, мучеников и угодников. Затем, на 9-й день по смерти, душа была вторично приведена для поклонения Богу. После этого в течение тридцати одного дня душа водилась по аду, где ей были показаны страшные муки грешников. В сороковой день Ангелы провели бл. Феодору в обитель преподобного Василия в Раю, где ей, как и всякому, прошедшему мытарства и частный суд, надлежит быть до дня Страшного Суда, который будет во Второе пришествие Иисуса Христа.»

    Итак, по сути учение о мытарствах говорит нам, что наша дальнейшая загробная жизнь зависит от нескольких факторов.

    – находимся ли мы в вере.

    – исполняем ли таинства церкви – крещение, причастия и т.д.

    – наши дела и поступки. Если перевешивают достойные дела, то мы спасаемся посредством ангелов. А если перевешивают злые, то наша душа неуклонно спускается в ад бесами и демонами.

    Ниже я приведу те тексты, которые выделил жирным шрифтом и которые, собственно, нам и надо обсудить. Все же остальные тексты, легшие в основу учения о мытарствах мы даже и обсуждать не будем, ибо они совершенно небиблейские, надуманные и имеют форму мифов и преданий, но не учения ни пророков, ни Апостолов Христа.

    «Если злые дела перевешивают добрые и ангелам нечего предъявить для оправдания души, бесы уносят душу в ад. Когда же ангелы представят добрые дела к оправданию души и злые духи припомнят столько же грехов к её осуждению и будет равновесие, тогда побеждает человеколюбие Божие. Тем же милосердием Божиим восполняется иногда недостаток добрых дел против преобладающего количества злых. Душа человека, согрешившего, но раскаявшегося и исповедавшегося в данном грехе, на мытарстве в этом грехе не истязуется. На мытарствах в обвинение души предъявляются неотпущенные, забытые грехи, поступки, о греховности которых человек не знал.»

    Вот в этих то догматических словах веры и заложена вся антихристианская подмена истины Божьей, выраженной в Слове Божьем. Аналогично это относится и к учению о чистилище, но сейчас мы будем рассматривать их на этом конкретном примере о мытарствах. По первому пункту всё ясно – если ты не в вере Божьей, то не познал истину, не совершил свой правильный выбор, тебе не видать спасения. Тут надо заметить, что Библия приводит нам два вида веры – Божья или бесовская, она же человеческая. Вера Божья происходит от Слова Божьего, бесовская или человеческая основана на мифах, преданиях и выдумках.

    Мат.15:3 – «Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?»

    1Тим. 4:1-2;6-7 – «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,»; «Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал. Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,»

    Но вернёмся к выделенным текстам, которые ясно и недвусмысленно говорят, что наше спасение (а, кстати, от чего спасение? не от того ли суда Божьего, о котором нам толкуют ортодоксы?) лежит через наши земные дела и поступки, а также, от того, в каких грехах успел раскаяться упокоенный, а какие у него остались нераскаянные, а значит церковью не отпущенные и, соответственно, Богом не прощённые. Вот тут вот, в этой догме и лежит вся эта антихристанская и антибиблейская ересь, которую пытается навязать нам сатана – спасение не по вере, но по Закону Заповедей.

    Смотрим Слово Божье: Еф.2:5 – «и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены,». Благодать – это благое даяние, которое дарится незаслуженно. Смотрим далее: Еф.2:8-9 – «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.». И снова благодать – с текстовым пояснением Апостола – «не от дел, чтобы никто не хвалился». В этом послании чётко говорится, что спасение не от людей и их поступков, а от Бога.

    Посмотрим другие, более сложные тексты по поводу нашего спасения:

    Мат.9:29 – «Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.» – вот здесь наш Христос и Спаситель вводит понимание веры – как мы верим, так и будет нам.

    Мат.9:30 – «И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.» – и это касается не только телесно исцеляемого, но и исцеляемого духовно и душевно. Здесь конечно же слепота телесная является прообразом слепоты духовной.

    Поищем подтверждения силы не просто дел, но именно веры: Рим.9:30-33 – «Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры; а Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: «вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится».» – Вот он, тот самый камень преткновения, о который запнулись миллионы, стремящиеся попасть к Богу и получить прощение не по вере, но исполнением Закона Заповедей, то есть от результата своей жизнедеятельности, в том числе и религиозной. Кстати, это и есть существенное отличие Евангелия от религии, что Бог даёт нам спасение незаслуженным нами даром, через жертву и подвиг Христа на Голгофе, а религия предлагает нам спасение через наше самооправдание, через наши дела и поступки: Гал.2:21 – «Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.»; Рим.14:23 – «А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере — грех.». Итак, всё что не по вере – грех! Рим.4:13-16 – «Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры. Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления. Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам,».

    Не законом наследовано обетование, но по вере. Рим.5:15-17 – «Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.»

    Я специально, начал от простых текстов, переходить к более сложным, но и здесь – только дар и только незаслуженный, и только через веру этот дар, в смерть за нас Иисуса Господа и Спасителя нашего. А как верить, если не знаешь Благой вести, если не знаком с Писаниями?! Не хочешь сам познавать – будешь уловлен в сети дьявола, ибо он есть лжец и отец лжи, и не устоял в истине от начала (Ин.8:44.).

    Я могу долго ещё писать о спасении и праведности от веры, но боюсь, что тогда мне придётся цитировать тут почти все Писания от начала. Добавлю лишь ещё одну главу из Послания Колоссянам и пару текстов к Галатийской церкви без комментариев. Имеющий глаза, да увидит.

    Кол.2:1-23 – «Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти, дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения. Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами; ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа. Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением. Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим. Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» — что все истлевает от употребления, — по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти

    Гал.2:19-21; 3:1-7 – «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер; «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотию? Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы! Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере? Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.»

    Ну и последний вопрос «на десерт»: скажите, когда Адам получил Благую весть в Эдеме (Быт.3:15,21) и, соответственно, веру в Христа грядущего и спасение, то получил её от своих хороших и добрых дел? Разве доброе то, что он ослушался Творца, затем прятался от Него и лгал оправдывая себя? Или Он получил эту веру от любви Божьей даром и незаслуженно?

    Ин.3:16-18 – «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.»

    И нам осталось только слегка коснуться темы раскаяния или покаяния, за которую могут зацепится ортодоксы. Покаяние – это переход из греховного мира, через Слово Божье в Завет с Богом, через принятие жертвы Христа. Раскаяние же ни к чему не приводит. Раскаяться в своём проступке может каждый, но получить оправдание верой – только покаянный в Господе. На Небе наши проблемы греха уже решены и суд за наш грех уже состоялся на Голгофе. А дважды судить за одно и тоже преступление Бог не будет. Но если ты неправильно поступил против закона Божьего и юридического, против ближнего своего, то будут последствия на земле, ибо за каждое наше деяние, доброе или злое, мы имеем урожай по закону сеяния и жатвы, и смягчить наказание земное в силах Отца Небесного при нашем искреннем исповедании сердца. Подробнее о покаянии, исповедании и раскаянии в видеоуроке на YouTube

    Так что все эти мифы и сказки о демонах и бесах, которые ждут нас с длинными списками наших грехов в своих нечистых руках, идут на пользу только нечистому на руку духовенству и приносят огромные барыши от обманутого народа. Наши грехи уже взял на себя Христос. Они все им забраны от нас, а уж тем более от нечистого духа: Кол.2:13-14 – «и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту.  В этом тексте «о нас рукописание» и есть ничто иное, как список наших грехов, или говоря Библейски – долг нашего греха по списку. Нет больше долга для уверовавшего во Христа, список прибит к кресту в теле Христа. И нет больше возможности у сатаны обвинять нас пред Богом за эти грехи, ибо они   и с к у п л е н ы   и   п р о щ е н ы.  Но если вам нравится верить не в Слово Божье, но в сказки наживающихся на вас религиозных небиблейских догматиков – дело и выбор каждого. Не хочешь оправдания даром по благодати – плати, но суда Божьего тогда не избежишь, а Богу не скажешь потом, что не признал плату Христа, но заплатил золотом из своего кошеля священникам, за непонятные и небиблейские молитвы. И чтò пред Богом твои монеты, когда Он – «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим.8:32)

    Вообще же, более интересен весь контекстный ряд этой цены, о которой пишет Павел. Здесь, по сути, и есть итоговый ответ на наше изыскания истины: Рим.8:31-39 – «Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: «За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание». Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. Вот какую веру преподал нам Павел. Вот о чём и нам надо размышлять, а не стараться искупить свои или чьи-то грехи серебром, золотом, да молитвами языческими. Надо просто понять для себя значение смерти и страданий Христа за свои грехи и Его воскресение для нашего оправдания пред Богом Творцом, Отцом Небесным: Рим.4:25 – «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего

    Ну а о том, что придут волки, ряженные в овечьи шкуры, нас Слово Божье подстерегает многократно:

    Мат.7:15-23 – «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».»

    Деян.20:29-30 – «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.»

    Мат.24:24-25 – «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам.»

    2Пет.2:1-3 – «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.»

    2Ин.1:7-9 – «Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.»

    1Ин.4:2-3 – «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.»

    Можно ещё очень много набрать различных текстов из Нового и Ветхого Заветов о лжеучителях и лжепророках, которые сами идут в погибель и народ тащат за собой, скрывая своё невежество и сребролюбие за маской благочиния и попечения за души народа, но какой в этом смысл переписывать наново всю Библию?! Решать вам, пойти ли вам за Словом Божиим в жизнь вечную, либо так и остаться в слепой вере невежества и погибнуть с теми, кто так беззастенчиво обирает и обманывает народы с сатаной. Есть и всегда было только одно противоядие от липкого обмана религиозных деятелей – это постоянно пребывать в учении Христовом, постоянно насыщаться от Чистого Источника Воды Живой – Слова Божьего. Войти через это Слово в познание Господа и заключить в Нём свой собственный завет жизни и спасения от суда Божьего, от своего невежества, от власти смерти, ада и сатаны.

    Заключение.

    Бывает, разговаривая с верующими людьми, которые верят в силу различных предметов (мощи, христианские амулеты, иконы и в прочие псевдохристианские проявления вещей физического мира), они часто оперируют к Библии и указывают на подобные чудеса, якобы описанные в Слове Божьем. Например: Деян.19:11-12 – «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.». Ответ таким людям один – не Павел сам от себя творил чудеса, и не платки его были заряжены силой благодати Духа Святого, но Сам Бог творил это через руки Павла и творил сие по вере. Чтобы это до конца понять и уяснить схему проявления чудес, надо снова обратить свой взор к Ветхому Завету. В Ветхом Завете часто описываются проявления чудес через различные артефакты, но надо смотреть – сами ли артефакты производят те или иные чудеса, или их всегда производит Господь и непременно через веру. И вот вам доказательства – без веры никакие, даже самые проверенные артефакты, всего лишь вещи обихода. В 4 Книге Царств 4 главе описан случай, когда смертельно заболел ребёнок и умер. Елисей посылает своего слугу Гиезию с посохом: 4Цар.4:29 – «И сказал он Гиезию: опояшь чресла твои и возьми жезл мой в руку твою, и пойди; если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему; и положи посох мой на лице ребенка.». Но не было у Гиезия ни веры Елисея, ни силы Божьей: 4Цар.4:31 – «Гиезий пошел впереди их и положил жезл на лице ребенка. Но не было ни голоса, ни ответа. И вышел навстречу ему, и донес ему, и сказал: не пробуждается ребенок.». Тогда Елисей сам вошёл в дом: 4Цар.4:33-35 – «И вошел, и запер дверь за собою, и помолился Господу. И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка. И встал и прошел по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нем. И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои.». Вот так вот по вере и молитвенному ходатайству Елисея Бог оживляет ребёнка.

    В Ветхом Завете часто можно встретить священные вещи – земля у ног Господа, священные сосуды и утварь, священные жертвенники и жертвы, но нигде вы не найдёте проявления их чудесных сил вне контекста Бога и веры. И очень хорошие пояснения этим пониманиям мы находим у пророка Аггея:

    Агг.2:11-13 – «так говорит Господь Саваоф: спроси священников о законе и скажи: если бы кто нес освященное мясо в поле одежды своей и полою своею коснулся хлеба, или чего-либо вареного, или вина, или елея, или какой-нибудь пищи: сделается ли это священным? И отвечали священники и сказали: нет. Потом сказал Аггей: а если прикоснется ко всему этому кто-либо, осквернившийся от прикосновения к мертвецу: сделается ли это нечистым? И отвечали священники и сказали: будет нечистым.» – и здесь ясно проявлена схема взаимодействия чистого и нечистого. Если чистое прикоснётся к нечистому (мёртвому), то нечистое не станет чистым (живым). Но если мёртвое (нечистое) соприкасается с освящённым, то оскверняется святое. Мы уже говорили о том, что мёртвое само по себе противно природе Бога и что Бог не творил смерть, но смерть пришла в результате греха человека. Мы уже писали, что Господь есть жизнь и нет в нём смерти. И говорили, что для Господа смерть противоестественна. Так как же, а главное для чего вдруг, Богу понадобилось приводить к жизни одних, через почитание мощей других? Это же нонсенс для провозглашающих, что жив Господь! Да и сами священники и назареи, храм или жертвенник никогда не освящались мертвечиной, но наоборот осквернялись ей и были нечисты. Более того, чтобы осквернить чей-то труп, достаточно было достать его из могилы и выставить на всеобщее обозрение. А что делается сейчас с трупами и частями тела умерших, даже описывать и то мерзко. Да и вообще, нигде и никогда вы не найдёте такого понятия в священных текстах как мощи и почитания им. Это небиблейские истины, но языческие и оккультные. Почитайте ритуалы погребения мёртвых в Египте и увидите там как бальзамировались трупы, а части их собирались и складывались в особые сосуды (ничего не напоминает?), узнайте для чего в античности клались монеты на глаза умершему. Это же плата за переправу через реку забвения. А мы платим за что священникам, как не через ту же переправу через мытарства? Может уже пора нам всем проснуться и выйти духовно из этой реки забвения и невежества? Из реки сребро- и властолюбия? Из реки погибели выйти в чистый свет Божьей живой любви, общения и благоволения Господня! Но выбирать вам, и на всё воля Господня да пребудет во веки!Ин.8:31 – «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,»

    Аминь.


    © 2022 Your Company. All Rights Reserved.