V. Молитва. Пост.
В предыдущих наших статьях из цикла «Молитва» (I., II., III. и IV.) мы, через тексты Священного Писания и через понимания Евангельского учения Христа, попытались донести до сознания людей, что молитва не есть какое-то мистическое действие в отношениях человека с Творцом, но чётко регламентированный Богом акт веры и общения, общения с Богом в рамках Слова Божьего, и напомним, что это не только и не столько говорение, но более слышание и разумение воли Бога в отношении человека, группы лиц или даже целого народа. Также напомним, что всегда инициатором молитвы Божьей, как и Божьей веры, является Сам Господь Бог. В этой статье, мы попытаемся детально, на основании Слова Божьего, Завета, Христа, проанализировать и понять значение истинного поста в жизни каждого возрождённого Христианина. Давайте дадим определение христианского поста и в последующем, по мере разбирательства, докажем его истинность через понимание учения Христа, итак, «Пост – это время наибольшего сосредоточения на Боге и молитвенном познании воли Божьей».
И, как это часто бывает в наших статьях, для более полного и практичного понимания положений поста, за основу изысканий, как первопричину, мы возьмём различные суеверия и, зачастую, ложные толкования тех или иных пояснений, касающихся основ христианской веры, диктуемых нам различными религиозными толкователями. И на основании Библейских текстов посмотрим истинность или ложность того или иного утверждения. Все религиозные утверждения мы будем брать из открытых источников и официальных религиозных сайтов. Те положения, которые требуют особого внимания или пояснений через Библейские тексты, мы снабдим значком (∗) и ниже дадим пояснения по порядку.
«Пост — религиозно обусловленная традиция временного воздержания от принятия пищи и питья (полностью или определённого вида), сопряжённая с другими духовно-аскетическими практиками.
Значение поста:
В христианстве пост — добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с людьми, форма религиозного аскетизма, упражнение духа на пути к духовному возрастанию, наилучшее средство для подготовки к высшему соединению с Богом в таинстве Евхаристии. Телесный пост — ограничение в пище; душевный пост — ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост — борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.
Самое главное — нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост — не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.
Наиболее строгие посты в православии и в исламе, в католицизме и большинстве протестантских деноминаций они менее значимы и слабее. Наиболее древним и распространённым обычаем является пятничный пост, о котором упоминают уже Климент Александрийский и Тертуллиан.
Пост в христианской Церкви имеет различные, зачастую взаимодополняющие значения:
Покаяние. Практика покаяния с постом известна ещё с ветхозаветных времён. Так, царь Давид постился после того, как пророк Нафан обличил его в грехе (2Цар.12гл.) (∗1). Ниневитяне наложили на себя строгий пост после проповеди пророка Ионы (Ион.3гл.) (∗2).
Прошение. Существовала практика поста ради прошения Бога о чём-то. Так, книга Деяний сообщает (Деян.27гл.), что путешественники, попав в бурю, постились (как христиане, так и язычники), причём это описано как совершенно обыкновенная вещь, не требующая особых пояснений (∗3)
Пост крещаемых, и за них. В древней Церкви крещение новых членов Церкви было не частной требой, а делом всей общины (впрочем, такая же практика сейчас сохраняется в Католической Церкви применительно к крещению взрослых людей). Крещение совершалось обычно на великие праздники, в первую очередь — на Пасху. Какое-то время до крещения просвещаемые постились. Молились за них и постились и члены Церкви. Это считается одной из предпосылок возникновения Великого поста. (∗4)
Подражание Иисусу Христу. Ещё одним основанием для 40-дневного Великого поста явилось подражание Иисусу, Который постился в пустыне 40 дней. Церковь справедливо рассудила, что если безгрешный Христос счёл нужным поститься, тем более это нужно грешным членам Церкви. (∗5)
Пост в дни скорби. Этот тип поста также известен с давних времён. Уже в Дидахи, раннехристианском произведении I века, говорится о посте в среду и пятницу всего года, как в дни, связанные с крестными страданиями Спасителя. С течением времени восточная Церковь удержала оба этих постных дня; в Римско-католической практике остался один день — пятница. Особо строгим постом выделяется Великая Пятница, как день, в который Христос претерпел крестные муки. В Православной Церкви к числу дней поста относятся также Воздвижение Креста Господня (ещё одно воспоминание крестных мук Спасителя) и Усекновение главы Иоанна Крестителя.
Аскетический пост. Ещё одно из значений поста — аскетическое, то есть, пост ради очищения от страстей, умения сдерживать свои плотские желания и т. д. (∗6)
Пост перед праздниками. Существовал также обычай поститься накануне великих праздников, чтобы лучше подготовиться к встрече праздника.
Подвиги поста (аскезы):
Моисей во время получения Скрижалей и Заповедей Синайского Завета 40 дней «хлеба не ел и воды не пил» (судя по всему, этот пост сразу повторился после того, как Моисей, сойдя с Горы и увидев грех идолопоклонства Израиля, разбил Скрижали и снова вернулся на 40 дней на Гору, чтобы ходатайствовать за народ и получить новые Скрижали Завета). (см.∗5).
Иоанн Креститель всю жизнь провел как аскет-постник, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём, питался диким мёдом и акридами. (∗7)
Иисус Христос постился (ничего не ел) 40 дней во время его искушения в пустыне. (см.∗6).
Святой Иоанн Постник, патриарх Константинопольский «шесть дней не вкушал никакой пищи, в седьмой же — вкушал немного огородных плодов: или дыни, или винограда, или смоквы. Так питался он во всё время своего святительства».
Святой Северин «Сорокадневные посты соблюдал, подкрепляясь пищей только раз в неделю, и, тем не менее, лицо его всегда сияло тихой радостью».(∗8)» (Википедия)
∗1 Пост царя Давида после обличения его пророком Нафаном. Это пример «н е п р а в и л ь н о г о п о с т а», поста, на который Бог никогда не отвечал и не ответит, ибо цель данного поста противоречит воле Божьей и Слову Его. Для того, чтобы это понять и уяснить, надо хотя бы вкратце вспомнить о тех событиях. Эта история подробно описана нам во 2 книге Царств, с 11-ой главы.
Итак, Божий человек, Царь Давид, как видно, опьянённый победами над многочисленными врагами и своим воцарением во главе народа избранного, забывает о той колоссальной ответственности пред Богом и людьми и делает вещи, недостойные не только царя, но и просто рядового человека, вещи, которые ведут к побитию камнями и позорной смерти. Писание предельно честно сообщает нам, что с точки зрения Закона Заповедей нет, не было и не будет праведного ни одного, и наша греховная сущность, даже в возрождённых людях время от времени будет давать о себе знать греховными поступками. Адам и Ной, Авраам, Исаак и Иаков, Валаам, Самсон, Давид и Соломон, апостолы Пётр и Павел, все так или иначе грешили, даже будучи на службе у Христа. Рим.3:10 – «как написано: «нет праведного ни одного». Так вот, Давид полюбил замужнюю женщину Вирсавию, и она понесла от него ребёнка. Тогда, чтобы скрыть свой грех прелюбодеяния, Давид призывает к себе мужа той женщины, который в это самое время находился на театре военных действий при осаде Аммонитского города Раввы. Урия, муж Вирсавии, прибыл к царю, и царь, расспросив его о ходе осады, предложил ему побыть дома с женой, дабы скрыть её беременность от других. Но Урия оказался слишком благородным для того, чтобы развлекаться с женой, в то время, когда его боевые товарищи терпят тяготы и невзгоды войны. После этого Давид напоил Урию, чтобы тот, хотя бы пьяный, попал домой на супружеское ложе, но Урия уснул в казарме. Тогда царь прибегает к крайнему средству и устраивает дело так, что мужа Вирсавии убивают на войне. По сути, Давид приказал отправить Урию с его отрядом в заведомую ловушку Аммонитской западни. После его смерти, Давид берёт Вирсавию себе в жёны. Итак, прелюбодеяние, попытки обмана скрыть своё преступление и, достигший результата заговор, с целью убийства. Три из заповедей, за нарушение каждой из которых, приговор – смерть. И всё это совершает дитя и слуга Божий, Давид. Но Бог посылает пророка Нафана, который и обличает Давида в преступлениях против Бога и людей. И с этого момента, подойдя к самой сути вопроса, мы с вами внимательно посмотрим, что было дальше и поймём все несоответствия толкований этой истории так называемых учителей словесности, религий всех мастей, буквы и Духа Писаний. Привожу копии Библейских текстов как они есть:
2Цар.12:7-14 – «И сказал Нафан Давиду: ты — тот человек. Так говорит Господь Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула, и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого для тебя мало, прибавил бы тебе еще больше; зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян;” Это идёт обличение Божье царю Давиду через пророка. Ниже идёт перечень наказаний за его злодейство: итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою. Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем; ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем. И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын.»
Я шрифтом обозначил два важных для нас текста. Первое: «Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь» говорит нам о том, что Давид, даже согрешая, не теряет спасения в Иисусе Христе, в которого веровал всей душой, как в грядущего Мессию, который заплатит пред судом духовным за его грех, в следствии чего Давид уже теперь получает оправдание верой. Слова «не умрёшь» противоположны словам, сказанным в Эдемском саду Адаму: Быт.2:17 – «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.» В книгах Бытие и 2 Царств говорится о духовной смерти. Адам, согрешив, умер для Бога духовно, а Давид, согрешив, не умер для Бога духовно, ибо верил во Христа, что Он придёт в своё время и умрёт за него и за все его грехи. И хотя Адам был восстановлен (Быт 3:15,21), то есть духовно возрождён, как и Давид, верой в Христа грядущего, сути вопроса это не меняет. Из текстов Священных Писаний нам хорошо известно, что Давид с детства своего был глубоко верующим человеком и на псалтыре пел Богу, исповедуя свою веру. И свои псалмы, он часто посвящал именно грядущему Мессии Христу. Не буду сейчас перечислять их все (это большая тема отдельной статьи), но даже Сам Иисус Христос упоминает псалмы Давида о Себе:
Мар.12:35-37 – «Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? Ибо сам Давид сказал Духом Святым: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.»
Лук.20:40-44 – «И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: как говорят, что Христос есть Сын Давидов, а сам Давид говорит в книге псалмов: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»? Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?»
Сам Бог в Лице Христа свидетельствует о глубокой вере Давида в Христа грядущего и исполнившего за Давида закон духа смерти и даровавшего ему закон Духа Жизни. Так на каком основании тогда исповедание греха Давида названо покаянием? Наверное имеет смысл дать чёткое определение таким пониманиям как «Раскаяние», «Покаяние» и «Исповедание».
1. Р а с к а я н и е – сожаления человека в своих недобрых мыслях, словах и поступках под воздействием совести (человек мира, неспасённый). Пример – Иуда Искариот: Мат.27:3-5 – «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился.»
2. И с п о в е д а н и е – возрождённый человек исповедует Богу и людям свою веру, либо Господу свой совершённый греховный проступок. Иными словами это:
а) Понимание Слова Божьего, Завета Христа, выраженное спасённым человеком словами и делами веры. Это выражение понимания веры Божьей через собственное разумение.
б) Принесение Господу своих грехов, раскаяние в них и обещание своей доброй воли и старания жить по заповедям. Просьба о помощи в очищении совести и сердца, а также помощи вести праведную жизнь для нормальной жизни на земле и распространении Евангелия по всему лицу земли. Пример – царь Давид (это как раз и есть рассматриваемый нами случай).
3. П о к а я н и е – осознание религиозным, либо человеком из мира своей греховной сущности. Принятие прощения всех своих грехов через жертву и подвиг на кресте Господа нашего Иисуса Христа, примирение с Богом и жизнь в согласии со Словом Его, с Заветом Христа. Пример – Савл, гонитель церкви Христовой, а в последующем её ревностный служитель под именем Павел (Малейший): Деян 26:14-20 – «Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Я сказал: «кто Ты, Господи?» Он сказал: «Я — Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными». Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению, но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедывал, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния.»
И уже более развёрнуто Павел даёт эту формулу покаяние через принятие верой Завета Христа в Послании к Колоссянам: Кол.1:12-22 – «благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою».
Но вернёмся к посту Давида. Так почему же Давид встал на этот пост? Исповедание Богу своего греха, искренне раскаяние в нём (Пс.50) и страх за жизнь своего дитя. Давид хотел в посте вымолить своему ребёнку жизнь.
2Цар.12:14-16 – «но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын. И пошел Нафан в дом свой. И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело. И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле.» – так вот же с чем был связан пост Давидов – ребёнок от Вирсавии. Давид, вопреки воле и Слову Божьему хотел постом и молитвой сохранить жизнь своего ребёнка. А теперь вопрос: может ли то, что идёт вразрез, то, что противоречит Слову и воле Божьей, быть правильным? Вопрос этот риторический и даже не нуждается в ответе. Всем известно, что Слово Божье не возвратится к Творцу неисполненным (3Цар.8:56). Так чего же хотел добиться от Бога своими молитвами и постом Давид? А он хотел добиться отмены уже озвученного приговора наказания над собой. И это называется попыткой манипуляции над волей Божьей. Это то, чем поголовно страдает современное христианство. Мол, смотри, Господь, я не ем или ем только постную пищу, не хожу в клуб или на посиделки с друзьями и подругами, не включаю телевизор или компьютер и т.д. и т.п., а Ты мне за это дай то или это; отпусти грехи и введи в Царство Твоё. Похоже происходит в современном мире? Но так не работает пост и молитва. И возникает вопрос, раз пост Давида классифицируется как недейственный, то значит он был лишним в жизни Давида? Но здесь не всё так однозначно. Пост Давида не произвёл ожидаемого эффекта на Бога, но это совсем не значит, что этот же самый пост не произвёл никакого действия на самого Давида. Именно в этот пост был написан Давидом Псалом №50, который многие верующие, опять же, называют «покаянным», но как мы выяснили выше, Давид был давно покаянным чадом Божьим, и правильнее будет называть этот пост как пост Исповедания. Исповедания своего греха и веры. И чтобы нам проще было увидеть действие этого поста на самого Давида, давайте ещё раз напомним себе этот Псалом:
Пс.50:1-21 – «Начальнику хора. Псалом Давида, Когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.»
1. Безоговорочное признание Давидом своих греховных преступлений – «беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною».
2. Признание справедливости Божьего наказания за свои личные преступления – «Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем»
3. Признание Давидом своей греховной сущности, полученной им по наследству от первородного греха Адама – «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя».
4. Понимание того, что человек не может сам собою избавиться, очиститься или как то оправдаться перед Богом за свои грехи – «Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега».
5. Обещание доброй воли Евангельского служения Господу, схожее с тем, которое даёт человек Господу при своём разумном крещении – «Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся».
6. И последнее, по порядку изложения, но не по смыслу это сокрушённое сердце – «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже».
Что значит сокрушить сердце и дух свой? Это не просто раскаяние в своих делах и поступках, но гораздо и гораздо глубже и больше. Это значит наново переосмыслить свою жизнь. Избавиться от своих видимых и невидимых душевных пороков – гордыня, гневливость, скорость на расправу, жадность обладания тем, что тебе не принадлежит. Именно таким мы видим Давида до 12 главы 2 Книги Царств. Как мы уже выяснили, Давид был с детства своего глубоко верующим, но также он был и довольно безрассудным и бесшабашным. Храбрым до безумия, но где-то и нетерпеливым. Короче говоря, царь этот, до своего преступления пред Богом и людьми, был, как это говорят, «без царя в голове». И уже совсем другого Давида мы видим после поста и потери ребёнка.
2Цар.12:16-23 – «И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле. И вошли к нему старейшины дома его, чтобы поднять его с земли; но он не хотел, и не ел с ними хлеба. На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо, говорили они, когда дитя было еще живо, и мы уговаривали его, и он не слушал голоса нашего, как же мы скажем ему: «умерло дитя»? Он сделает что-нибудь худое. И увидел Давид, что слуги его перешептываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И сказали: умерло. Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел. И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб?И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне.»
Здесь остановимся, чтобы поглубже вникнуть и рассмотреть эту историю с точки зрения Бога и человеческих правил.
Первое: Давид понял, что манипулировать Богом, есть безумие и принял наказание как справедливое возмездие своим поступкам. И если мы продолжим дальше читать эту занимательную историю Давида, то увидим, что все пророчества Нафана на семью Давида исполнились, но! Но теперь Давид принимает все удары последствий своих поступков стойко, мужественно и, главное, без единого слова ропота или богохулия. Давиду многое было дано от Бога, но многое и спросилось. Что посеял Давид на земле, то с земли и пожал – урожай бед и проблем (всем известный закон «сеяния и жатвы») – сперва была изнасилована, а затем брошена и опозорена его дочь; его сыновья – один брат, в отместку за это изнасилование, убивает другого. Был такой примечательный случай, когда царь Давид мужественно переносил плевки оскорблений Семея из дома бывшего царя Саула, считая их заслуженными и допущенными Богом: 2Цар.16:10-13 – «И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь? И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие. И шел Давид и люди его своим путем, а Семей шел по окраине горы, со стороны его, шел и злословил, и бросал камнями на сторону его и пылью.» Разве это не истинный пример христианского смирения, когда сильный воин и талантливый полководец, мудрый правитель, человек поставленный Господом превыше всех в народе Божьем, смиряет себя до положения раба отверженного? И даже когда родной сын Давида Авессалом поднял на отца мятежную руку и вверг страну в гражданскую междоусобицу, захватил царских жён и наложниц и спал с ними (помните слова Господа, изречённые через Нафана?), Давид терпел это наказание без ропота. И более того, когда этот отступник и хулитель отца Авессалом был загнан в ловушку и убит Иоавом, приближённым Давида, невзирая на царский приказ не трогать Авессалома. Так вот и тогда, когда предатель-сын был умерщвлён, Давид тяжко горевал и убивался за сына, понимая, что это грехи его молодости принесли столь тяжкие последствия. Да, пост Давида не умолил Бога, но сам Давид стал мудрее, терпимее к ошибкам своим и других людей. Он изменился и стал настоящим заботливым правителем и сохранил верность Богу до последнего своего вздоха. И здесь мы можем с уверенностью сказать, что этот пост достиг своей цели и воспитал достойного царя, пророка и чада Божьего.
И второе: царь Давид, как и неоднократно в будущем, этим постом, а вернее сказать выходом из него, нарушает все каноны Еврейских правил обряда и похорон (обратимся к официальному иудейскому порталу https://toldot.ru/traur.html). Эти правила объёмны и многогранны, но озвучу лишь те, что нарушил Давид.
Итак, «Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел»
«Встал с земли и умылся» – нельзя мыть всё тело полностью даже в прохладной воде, однако можно сполоснуть ею руки, ноги и лицо. Мытьё горячей водой запрещено вообще, но в медицинских целях или для отмывания грязи оно позволено; скорбящий не бреется и не стрижётся, не отрезает ногти. Оторвать мешающий ноготь рукой или зубами можно;
«помазался» – запрещено пользоваться косметическими мазями, жирами, маслами, мылом, кроме тех случаев, когда это требуется для медицинских целей или для удаления грязи;
«переменил одежды свои» – запрещено во время шива стирать и гладить, даже постороннему человеку нельзя это делать в доме скорбящего. Пребывающий в трауре не носит вообще свежевыстиранных одежд и, тем более, ничего нового. Не меняют в это время ни простыни, ни полотенца. Если же одежда испачкалась или пропиталась потом, можно переменить её;
Также во время траура надлежало надорвать на себе одежды.
Родственники умершего надрывают одежды. Обычно работники Хевра Кадиша указывают, как и когда это делается. До похорон можно переменить одежду, чтобы не порвать дорогое платье. Перед тем, как надорвать – совершить קריעה – произносят благословение: Барух Ата А-Шем Элокейну Даян а-Эмет. Эту заповедь исполняют стоя. Рвут руками, от горловины по направлению вниз, но не в бок. Если умерли родители, то дети надрывают все носимые одежды, кроме зимнего пальто и нательного белья. Надрывают в таком случае с левой стороны до уровня сердца. Остальные родственники (отец, мать, брат, сестра, муж или жена) надрывают только на один тэфах – 9,6 см. и только одну из носимых одежд, с правой стороны. Принято, что работники Хевра Кадиша начинают надрывать ножом, а родственник продолжает сам руками. Женщине, пребывающей в трауре, вначале помогает другая женщина и совершает крия (надрыв) так, чтобы не обнажать тело. Если умер отец или мать, то дети должны надорвать и те одежды, которые они переменят во время семи дней траура, за исключением субботних. О починке разорванной одежды по окончании траура надо спросить раввина.
«и пошел в дом Господень, и молился» – (он не выходит из дома в течение всех дней траура, кроме субботы) на молитвы собирают миньян в его доме.
«Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел» – Первая трапеза после похорон
Соседи и друзья должны позаботиться о родственниках умершего, пребывающих в трауре, и принести им из своего дома пищу для первой трапезы после похорон. Принято готовить хлеб или круглые булки и крутые очищенные яйца: как они по форме замкнуты в себе, так и человек в скорби замкнут в себе; их круглая форма напоминает о том, что скорбь вращается в мире и переходит от одного человека к другому.
Как мы уже говорили выше, царь Давид неоднократно нарушал народные традиции и установления. И если рассмотренный нами случай, можно вполне отнести к личному или частному, то случай со Скинией собрания, названной как «Скиния Давидова падшая», то его можно смело назвать случаем нарушения Богослужебных постановлений.
Но вот, что интересно – все эти нарушения в глазах окружающих, часто выглядели обескураживающе, но на деле потом оказывались пророческими. И как падшая Скиния, впоследствии стала прообразом новозаветного христианства, так и частный случай нарушения религиозно-ритуального обряда похорон, был своего рода пророческим протестом против регламентированных и строго расписанных скорбей всего народа, против бездуховности и бездушности религии. Иоил 2:12-14 – «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему» И Давид в этом посте разрывал своё сердце, а не одежды. Однако же, в главном, то есть в мотивах своего поста, Давид был не прав перед Богом, ибо его прошение шло вразрез со Словом Божьим.
∗2 Действительно такая история имела место быть, но только акцент в ней ставится не на посте, а на проповеди Ионы (Рим.10:17 – «Итак, вера — от слышания, а слышание — от слова Божия»). Ниневитяне услышали от Ионы слово о Христе грядущем для своего оправдания и спасения. А далее они взяли пост дабы оставить суетные дела свои и подумать о вечном. Это пост размышления, ведущий к покаянию. Но главное здесь не пост, а проповедь Ионы, то есть Слово Божье. Пост был просто необходим как средство остановиться, взять паузу от суеты и понять волю Божью, а воля Божья есть спасение всех людей: 1Тим.2:4 – «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.»
∗3 Автор текста утверждает, что пост язычников, как и верующих, привёл экипаж и спутников к спасению от пучины морской. Здесь либо намеренная подтасовка фактов путём выборки этого утверждения из общего контекста, либо высказана мысль невежества и поверхностного отношения к Слову Божьему.
Итак, история эта начинается гораздо раньше. В главе 23 Иудеи-законники сговариваются убить Павла, который находится под стражей, но об этом узнаёт тысяченачальник Клавдий Лисий, симпатизирующий Павлу. Клавдий сообщает письмом правителю Кесарии Феликсу, что не нашёл в Павле никакой вины, ибо это местная религиозная разборка иудейских законников с богословом Павлом. А самого Павла Клавдий под надёжной охраной переправляет в Кесарию, дабы спасти тому жизнь (Деян.23:23-24 – «И, призвав двух сотников, сказал: приготовьте мне воинов пеших двести, конных семьдесят и стрелков двести, чтобы с третьего часа ночи шли в Кесарию. Приготовьте также ослов, чтобы, посадив Павла, препроводить его к правителю Феликсу»). Около двух лет Феликс держал подле себя Павла, надеясь, что тот даст выкуп за себя, попутно слушая учение Павлово (Христово) о воскресении из мёртвых и о грядущем суде Божьем. Далее Апостола судит уже Порций Фест, прокуратор и преемник Феликса. На этом суде, дабы было возвещено слово о Христе правителям тогдашнего мира, Павел идёт дальше и требует суда кесаря. Спор богословский, а значит и суд будет богословский, где волей-неволей, будет возвещено слово о Христе распятом и на третий день воскресшем, будет раскрыта тайна древнего иудейского пророчества о пришествии Господа и Спасителя в подобии плоти греховной, чтобы взять на Себя грехи всего мира и искупить их Своей жертвой. Следом за этим Фест предлагает царю Ироду Агриппе II, внуку Ирода Великого, избившего младенцев в год рождения Иисуса Христа в Вифлееме, рассмотреть дело Павлово, но и Агриппа не находит в Павле никакой вины и готов был бы отпустить его, если бы ни одно «но». А именно: Деян.26:32 – «И сказал Агриппа Фесту: можно было бы освободить этого человека, если бы он не потребовал суда у кесаря. Посему и решился правитель послать его к кесарю.» Дух нечистый всеми правдами и неправдами пытается не допустить Павла в Рим – аресты, угрозы физической расправы, и всё тщетно, тогда он уже просто как бы предлагает Павлу свободу – иди мол, мил человек, до поры до времени, на все четыре стороны. В Рим только пока не ходи. Но Павел, ведомый Духом Святым для всемирной Евангелизации, непреклонен в своих действиях. Ну а далее разыгралась настоящая трагедия. Павла и некоторых его спутников, тоже узников, погрузили на небольшую шхуну, перевозившую товары и Средиземным морем отправили в Италию. И так как по времени уже близилась зима, Павел рекомендовал перезимовать близ города Ласея на Крите, но там была плохая пристань для зимовки, и было решено обогнуть остров и зимовать у города Финика. И тут разыгралась большая буря, которая много дней и ночей, как скорлупку, кидала корабль, да так, что пассажиры и команда выбросили за борт не только перевозимый груз, но даже свои личные вещи. Люди в отчаянии то ли постились, то ли, по причине большой качки, просто не могли прикоснуться к пище. Но то, что эта драма разыгрывалась вокруг Павла и его стремления попасть в Рим для богословского суда и диспута, так это однозначно. Все остальные персонажи этой драмы выступают лишь как свидетели и статисты в той духовной войне, что Павел бросил нечистому духу и противостал удерживающим его обстоятельствам. И не случайно именно Павел ободрял и всячески поддерживал своих спутников: Деян.27:21-26 – «И как долго не ели, то Павел, став посреди них, сказал: мужи! надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда. Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: «не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою». Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано: Нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров.». Заметьте, насколько ясно, чётко и однозначно слова Ангела обращены к Павлу и только к Павлу. Насколько ясен смысл – «Павел! тебе должно предстать пред кесаря». Именно там, уже не просто вокруг Иудеи и близ её провинций и окрестных земель, надлежало услышать Благую весть о Христе распятом и воскресшем, но и в самом Риме – центре тогдашнего цивилизованного мира.
Далее в четырнадцатую ночь, когда была большая вероятность попасть на рифы и затонуть, команда шхуны хотела бросить свой корабль, на котором, кстати, находилось 276 человек, и спастись на лодке добравшись до берега. Но Павел, через сотника Юлия и его воинов пресёк эту позорную трусливую попытку экипажа и уже второй раз обращается к людям, умоляя их принять пищу: Деян.27:33-37 – «Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего. Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы. Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть. Тогда все ободрились и также приняли пищу. Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ.» Только Павел один понимал, что или, вернее говоря, кто стоит за этой бурей, кто именно строит препятствия ему, Павлу, на его дороге в центр Римской империи для благовествования. Я намеренно потратил своё и ваше время на то, чтобы ещё раз взглянуть подробно на события тех дней, дабы прекратить наконец всякие спекуляции насчёт этого «поста неверующих». И как бы теперь не высасывали свои ложные выводы из несуществующих фактов религиозные дельцы, чтобы смирять свою паству пред собой, делать народ не Богу, но себе послушными, вырывая одно-два слова из смысловых контекстов Писаний и придавая подходящий только им самим смысл. Повторю ещё раз – Павел и только Павел один тогда противостал против духов злобы поднебесной в своём стремлении прославить, то есть сделать известным Христа. Он выстоял в своей вере и победил. И совсем уже краем – ел кто-то рядом в это время или голодным страдал; молился ли кто о сохранении своей драгоценной жизни или же пребывал в оцепенении приближения неминуемой смерти – всё это дела человеческие. А война, меж тем, шла в духовном плане бытия.
∗4 Неизвестно о каких временах и о какой именно церкви говорит автор. В Священных Писаниях практика поста крещаемого и всех членов церкви перед крещением отсутствует, то есть не существовала.
∗5 Сорокадневный пост в подражание Иисусу Христу. А в чём тут смысл? Просто подражание ради подражания? Следуя этой логике слепых «подражателей», получается что Христос постился просто так? А может кто-то полагает что Христос нам просто дал пример аскезы? Но зачем? Разве Христос учил аскезе?! Тогда как эти так называемые учителя веры прокомментируют это эпизод с Иисусом Христом в контексте нашего вопроса?
Мат.9:14-15 – «Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.»
Однозначно, Иисус не учил аскезе ради достижения каких-то целей или чтобы казаться праведным, и Нагорная проповедь Христа тому прямое подтверждение: Мат 6:16-18 – «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Значит, пост не для благочестия и не для спасения. Но тогда для чего? Чтобы ответить на этот и другие вопросы, вернёмся к сорокадневному посту Христа и попытаемся понять его смысл и значение, но для этого давайте ещё раз взглянем на похожий всем известный сорокадневный пост Моисея на горе Синай и сравним два этих случая.
В самой первой статье нашего цикла мы говорили как о невидимых (словесных), так и видимых (вещественных) прообразах Христа. Например: жертвенник, Скиния и культовые богослужебные предметы в ней, и, кстати, среди них категорически нет икон, изваяний и даже просто изображений Бога (подробнее: «Иконы»)Также в той статье мы упомянули, что в Библии приводятся человеческие прообразы Христа. Но это совершенно не значит, что какие-то люди при этом стали Христоподобны по своей сути. Нет и не может быть из людей праведного ни одного (Рим.3:10 – «как написано: «нет праведного ни одного;»). Но были такие люди, через которых Бог учил своих людей пониманию Христа и Своего завета через Христа. Это не были боги сами в себе, но были лишь тенью будущего или проще говоря «учебным пособием» для нас. Одним из таких людей, как раз, и был Моисей. Именно через служение Моисея, Господь совершает Пасху (Христос, закланный за нас) и выводит свой народ из плена Египта (религиозное и мирское мировоззрение). Это через Моисея, Господь освобождает свой народ от власти фараона (прообраз сатаны), ада, смерти и проклятий. И, в конце концов, это именно Моисей привёл народ к границам «земли обетованной» и заложил прочный фундамент понимания Завета и понимания Христа. В итоге именно через Моисея Бог заключает Завет Христа (Ветхий Завет) с народом. Подробнее в предыдущей статье.
Итак, Исх.34:1-2,28 – «И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и будь готов к утру, и взойди утром на гору Синай, и предстань предо Мною там на вершине горы; … И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие.»
Мат.4:1-2 – «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.»
И вот здесь, при внешней видимой схожести, мы уже видим два коренных отличия. Если Моисей в своём посте встречается с Господом для получения мудрых законов, ведущих нас к встрече с Богом (закон – зеркало нашей греховной сущности, скиния – видимый предметный прообраз Христа, постановления о праздниках – Божий план спасения), то во втором случае Христос в своей человеческой ипостаси – Сын Человеческий, отправляется в пустые безлюдные места для разговора и искушения от сатаны. И очень странно, что многие, зная эти события, как бы не замечают очевидный факт, что в посте можно получить не только откровения от Бога, но и искушения от сатаны. Что ещё общего в этих постах? Моисей – получает откровения для задела Старого Завета, Христос – подготавливается для исполнения Нового. И то, и другое есть познание и исполнение воли Божьей или, как говорил Иисус, воли Отца: Ин.5:30 – «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.». И если с Моисеем более или менее всё понятно – он получает постановления для правильной жизни на земле обетованной, а также богослужебные протоколы – жертвоприношения и очищения; священническое и левитское служения; понимания праздников, то у Иисуса из Назарета несколько иная задача – подготовить Себя к смертной жертве за род людской, весь род от Адама и до последнего человека, рождённого женщиной на земле.
И даже то, как проходил этот пост у Моисея, сильно отличается от поста Иисуса.
Исх.34:29-35 – «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему. И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними. После сего приблизились все сыны Израилевы, и он заповедал им все, что говорил ему Господь на горе Синае. И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое покрывало. Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил; а выйдя пересказывал сынам Израилевым все, что заповедано было. И видели сыны Израилевы, что сияет лице Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице свое, доколе не входил говорить с Ним.»
Мат.4:2-3 – «и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал:...»
Моисей, общаясь с Богом, пребывая в Божьей славе и благодати, вряд ли вообще вспоминал о еде и питие, но вот Иисус, общаясь с дьяволом, написано, что взалкал. Алкать, как говорит словарь – это «страстно желать чего-либо», «испытывать непреодолимое стремление к чему-либо». То есть Иисус испытывал уже не просто голод, но голод, как бы на грани помешательства. Это изнурение плоти и было использовано сатаной для смущения Христа, но немощь плоти не сломила дух Иисуса к исполнению Своего предназначения. Да оно и понятно – нет у сатаны силы благословлять, ибо как может благословлять тот, кто сам от начала и бесповоротно проклят. И уже только потом, пройдя все искусы дьявольские, Иисус насытился: Мат.4:11 – «Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.»
И примечательно ещё то, что Иисус ломал все искусительные козни сатаны Словом Божьим. Именно тем самым Божьим словом Ветхого Завета, начало которому было положено от поста Моисея.
Мат.4:3-10 – «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. (Втор8:3 – «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек;») Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Пс.90:11-12 – «ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею»). Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего». (Втор.6:16 – «Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе.») Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». (Исх.20:3-5 – «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,» (Втор 6:13; 10:20).)».
К великому сожалению, что в прежние времена, что сегодня развелось много лжесловесников и так называемых проповедников, вещающих с высоких трибун, о каких-то там Божьих пророчествах, которые на поверку не выдерживают никакой критики, потому как либо они отсутствуют в Божьем Слове, либо даже прямо противоречат Ему. И тогда эти «горе-проповедники» выхватывают из Писаний Священных фразы и лепят их на своё усмотрение кому как заблагорассудится. Это и есть здания, построенные на песке, о которых часто говорил, предостерегая, Иисус Христос в своих проповедях. Это пески слов, насыпанные как и кому вздумается, в свою же личную угоду. Именно так рождались, рождаются и будут ещё появляться различные губительные ереси и внутрицерковные распри.
Отсюда возникает золотое правило – если Бог вчера, сегодня и всегда верен, и неизменен, то и слово Его вчера, сегодня и всегда верно и неизменно. А раз слово Его неизменно, то оно обязательно имеет прямое и косвенное отражение в текстах Священных Писаний, то есть в Библии. А то, чего нет в Библии, значит на это просто нет воли Божьей. И то, что искажено, является преступлением пред Богом и людьми: Откр.22:18-19 – «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.»
∗6 Пост как одна из форм религиозной аскезы ради достижения спасения или каких-то непонятных откровений якобы от Бога, граничащих с голодными обморочными галлюцинациями, никогда и нигде в Ветхом и Новом Заветах не рассматривался. Для примера возьмём послание Павла, как основного разработчика учения Нового завета, которые под действием Святого Духа были оформлены в качестве Посланий к тем или иным церквам. И писались они не абы как, но имея на то определённую проблемную причину в понимании самих основ христианской веры. Итак, приходят трудности в понимании – Апостол пишет послание, утверждая верующих во Христе и в истинности Его учения, тем самым устраняя их. Для нашего примера, мы возьмём аналогичную проблему аскезы ради достижения Бога, в нашем новозаветном случае – достижения Христа. Итак, в церковь в Колоссах пришли последователи гностического учения и стали проповедовать аскетический образ жизни, дабы быть угодными Богу. Узнав об этом, Павел тут же садится за письмо, в коем разъясняет всю тщетность и даже духовный вред такого образа мышления и действий ради спасения души. И вообще, во всех его Посланиях всегда красной нитью и помногу раз звучит одна и та же истина, что благодатью мы спасены, не от дел, чтобы кто не хвалился. По вере спасение, а не от закона, а если кто думает, что от закона, то Христос напрасно для того умер. Тогда смерть и воскресение Христа для такого человека не несёт ни спасения к жизни вечной, ни оправдания по вере, и не даёт встречу, уже при земной жизни, с Отцом Небесным. Аскеза же, как образ жизни, есть ничто иное, как дело ради достижения своих духовных, душевных или плотских целей. Но всегда ли наши желания и цели совпадают с волей Божьей?! Далее приведу места из второй главы этого Послания, выделяя те слова, на которые стоит обратить особое внимание. И, как говорится, «кто имеет глаза…»
Кол.2:1-23 – «Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти, дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения. Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами; ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа. Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением. Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим. Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» — что все истлевает от употребления, — по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.»
И уже в третьей главе Павел раскрывает истинное значение поста, как христианской жизни – отречься от злых дел и жить по правде и по любви Христовой:
Кол.3:5-17 – «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.» – Вот, пожалуйста, понимание истинного смыла поста как христианской жизни, и здесь нет ничего нового, ибо то же самое понимание поста описывал нам ветхозаветный пророк Исайя в своей знаменитой 58 главе посвящённой посту. Но к ней мы вернёмся чуть позже.
∗7 Жизнь и служение Иоанна Предтечи или Крестителя, никак не может рассматриваться в контексте того поста, который пытаются внушить всем людям религиозники. Дело всё в том, что Иоанн, был последним из плеяды назореев и его жизнь подчинялась уставу назорейства. (Числа 6).
«Назорей (ивр. נָזִיר [назир] «посвящённый Богу») — в иудаизме человек, принявший обет (на определённое время или навсегда) воздерживаться от употребления винограда и произведённых из него продуктов (в первую очередь, вина), не стричь волос и не прикасаться к умершим (Чис.6:1-21). Степень святости назорея приближается к святости коэна и даже первосвященника. В случае нарушения обета назорей должен остричь голову, принести искупительную жертву в Храме и начать свой обет сначала.» (Википедия)
Иногда Бог назореев определял ещё до зачатия, это как раз и есть случай Иоанна Крестителя: Лук.1:11-17 – «тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.»
И поскольку «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лук.1:37), то всё, что сказал Архангел Гавриил Захарии отцу Иоанна, так и произошло. Можно ли назвать Иоанна великим постником? Ну если следовать букве то да. Только я очень сомневаюсь, что сам Иоанн догадывался об этом, ибо пока он жил по духу закона, то у него всё было хорошо и всё получалось, как и было задумано Богом, а когда он, уже после прихода Мессии Христа, обратился к букве закона, то сразу же лишился головы. Но об этом подробнее мы поговорим в будущем. Сегодня не та тема, чтобы много и подробно говорить о назореях, но пожалуй самую важную мысль мы озвучим. Все назореи были движимы Богом, но они были лишь слабыми людскими подобиями истинного Назорея – Христа. Сейчас, я полагаю, будет излишне показывать и доказывать, что такое посвящение Отцу Небесному, какое имел Иисус Христос, никто и никогда не имел и иметь не может по причине Божественной святости Христа с одной стороны и человеческого греховного несовершенства с другой. И если последний назорей Ветхого Завета, Предтеча, во всём олицетворял собой закон Моисеев, то истинный Назорей, Христос, олицетворял Собою уже целиком и полностью Новый. Интересно как Сам Спаситель проводит эту грань различий между назорейством прошлого и настоящего: Мат.11:16-19 – «Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: «мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали». Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: «в нем бес». Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». И оправдана премудрость чадами ее.» – здесь мы видим как Господь снимает ограничения аскезы по закону прошлого завета (начало упразднений богослужебных, социальных законов и законов кашрута) и постепенно переводит 10 заповедей Декалога в две общие заповеди любви – «возлюби Господа и возлюби ближнего», которые Он вскоре и не единожды озвучит.
∗8 Святой Иоанн Постник, Святой Северин и многие-многие другие у разных народов и поколений – здесь мы ничего не можем утверждать или говорить с уверенностью и вот почему: а были ли это реальные люди и на основании чего кто-то признал их святость? Хотя апостолы Христовы признают святыми всех, кто верит в святость и Божественность Христа и его жертвы. То есть святость не от дел, но от веры. Вопрос следующий – с какой целью эти люди постоянно постились и что утверждали в своих постах – свою волю или волю Отца Небесного? Ниже мы дадим все посты, которые описаны в Писаниях и увидим, что они делятся всего на две категории – правильные и неправильные посты, то есть утверждающие либо Божью волю, либо человеческую. Ну и последнее, это не Библейский пример, вследствие чего мы не имеем возможности понимать их веру и знать их мотивы. Можно быть глубоко религиозным человеком, выполнять какие-то предписания, частью Евангельские, частью человеческие, много молиться, поститься и выполнять сотни других религиозных таинств и установлений, прожить правильную жизнь с точки зрения людей, но при этом не познать истины, не стать духовным чадом Божьим, не встретиться ещё при жизни со Христом. В конце концов у каждого человека свои жизненные обстоятельства, своя жизнь и свои стремления и чаяния. Но каждый свой акт веры, верные Богу люди, соотносят с определёнными обстоятельствами и давать примеры ради примеров, при этом не обучая кого бы то ни было духовно, есть попытка загнать свою паству в казарму общепринятых норм поведения и морали. Это прямая попытка сделать человека не думающего, но слепо исполняющего. Человека, не общающегося с Богом, но приходящего только в определённое место и к определённому пастырю людскому. Такая «казарменная система» научения веры призвана сделать из человека слепого подчинителя чужой, я бы даже сказал, чуждой воли. Не воли Божьей. Нет! Но воли того, кто возомнил себя наместником Бога и крутит Словом Божьим, безжалостно вырывая контексты и прибавляя к ним свои «басни». Это система «Египетского» рабства и слепого подчинения, основанные на страхе перед грехом, проклятием Божьим и «церковным», на анафеме и отлучении: 2Тим.4:3-4 – «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням.»; Тит.1:14-16; 2:1 – «не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины. Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога; а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу. Ты же говори то, что́ сообразно с здравым учением…».
Цель любой религии – не принести истинное спасение людям, и не дать им встречу с Господом, но подчинить людей обманом, страхом и посулами себе, обрести власть. А как этого добиться? Да очень просто – подменить истину стереотипами. Человек, когда он уже находится в плену стереотипов, только думает, что он думает. На самом деле вместо собственного размышления в нём заложены чужие прообразы как примеры правильной и единственно верной жизни. Например и допустим, что я являюсь родителем кучи детишек и мне их надо правильно воспитать. Желал бы я, чтобы мои дети приходили ко мне только в строго определённый мною день и час, и в определённых похожих одеждах? Желал бы я, как отец, чтобы они говорили со мной какими-то определёнными, мало понимаемыми ими самими текстами (расписанные, исполненные на бумажке и заученные молитвы). Желал бы я, чтобы все мои, но такие разные дети, слепо, бездумно, а подчас и бездушно выполняли какие-то нормы и правила? Нет! Я бы хотел иметь с каждым ребёнком личное общение, и на том языке, который он безусловно понимает. Я бы хотел иметь к нему доступ не в определённый день, но в каждый день и каждую ночь его жизни. И пусть кто-то возразит мне, что Бог Сам дал нам Седьмой день для того, чтобы мы приходили к Нему. Но Христос Сам сказал, что Он и есть Седьмой день, то есть день покоя. И Христос учит нас всегда быть в Нём, в Покое и в Седьмом дне. Для истинного христианина каждый день – «седьмой день», это если смотреть духовно. А глядя глазами плотскими, седьмой день – это, безусловно, день познания Слова Божьего, Завета Христа, день обучения, но не мирской суеты. Хотя избранные Его, даже в мирской суете постоянно размышляют над Словом Божьим и познанием воли Его. Это и есть постоянное молитвенное состояние души человеческой, для таких людей всякий день – суббота. Далее: я бы хотел видеть его, дитя своё, свободным от предрассудков и радостно-счастливым от своего личного выбора. А для этого, я просто очень старался бы научить его пониманию – чтò есть правда, а чтò ложь. И научить тому, что правда всегда животворит, а ложь всегда в итоге убивает. Я бы рассказал ему о правде, то есть о Христе от самого начала, от сотворения, и объяснил бы ему, чтò будет в конце. Ибо Христос и есть Слово Божье, начало и конец. Он есть и путь, и истина, и жизнь Сам в Себе. Я бы хотел, чтобы мои дети были по-настоящему свободны: Ин.8:31-32 – «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными.»; Ин.5:39 – «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.»
А как это можно сделать? Только через обучение Божьим истинам, через слово Его! Только через познание воли Божьей, которая выражена в том, чтобы «все спаслись и достигли познания истины» (1Тим2:4)! Только через Завет Бога с человеком это возможно! Только через Завет Христа! Вот это всё я желал бы своим детям. Но почему кто-то думает, что Бог, Будучи нашим истинным Отцом Небесным хочет чего-то иного?! Разве хочет Он сделать нас слепыми марионетками?! Познавая истину и вдумываясь в тексты Священного Писания, я вижу чётко и однозначно, что нет. Он всегда желает дать нам свободу как из рабства сатаны, так и из рабства слепой религии. Бог в Слове Своём по-настоящему рушит стереотипы и делает людей зрячими. Он не палач, за всё и всех наказующий, ибо грех Он уже наказал на Сыне Своём Единородном, Иисусе Христе. Да не наказывает Он Своих детей за каждый грешок, согрешок или проступок, но Он учит. Всегда учит. И даже наказания Его даны нам не ради возмездия, но ради понимания, к чему могут привести неправильные наши поступки и наша нелюбовь друг к другу, в частности, и к Отцу в целом. Бог Отец есть и любовь, и доброта, и милость, и водительство. Он всегда с детьми Своими в горе и радости, в беде и печали. Он, Господь, всегда в общении с детьми. И каждый, чистый сердцем, принявший Христа, слышит Его голос, понимает Его, идёт за ним. И совсем не важно сколько тебе лет, хоть ты старец седобородый, для Бога ты – дитя, и Он, это написано, всегда будет носить тебя на руках своих: Ин.10:4-5 – «И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.» Ин.10:15-18 – «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.». Всякий, предузнанный Божий, слышит голос Отца и идёт за ним. Всякий, кто от Бога, испытал этот зов. И всякий, кто рождён от Духа, продолжает слышать и разуметь Бога. А как иначе, ведь это и есть близкие семейные отношения.
Ниже мы приведём примеры и, дабы не загромождать текст, дадим адреса, описываемых Библейских постов, и кто хочет самостоятельно убедиться и разобраться в этом вопросе, тому Библия в помощь. Напомним ещё раз определение поста: «Пост – это особенное сосредоточение на Боге и поиск воли Божьей».
Правильный пост (духовный):
- Исх.34:28 – Моисей. Установление Ветхого завета – десять заповедей, Скиния, Праздники. Пост поиска и исполнения воли Божьей.
- 1 Цар.7:1-6 – Пост покаяния и исполнения воли Божьей (удаления из своей среды ложных богов и сосредоточения на Истинном Боге).
- 2 Цар.1:12 (1 Цар.31:12-13) – Пост поиска и исполнения Воли Божьей. Выбор угодного Богу царя.
- Ион.3:5-10 – Пост поиска и исполнения воли Божьей. Покаяние.
- Ис.58:6-10 – Пост поиска и исполнения воли Божьей. Смыслы поста.
- Дан.9:1-3 – Пост поиска и исполнения воли Божьей. Даниил – освобождения из рабства Ассирии, восстановление храма.
- Езд.8:8-21-23 – Пост поиска и исполнения воли Божьей. Возвращение в Иерусалим в безопасности.
- Неем.1:1-11 – Пост поиска и исполнения воли Божьей. Возвращение в Иерусалим из рабства. Восстановление Иерусалима и стен.
- Есф.4:13-17 – Пост поиска и исполнения воли Божьей. Сохранение народа Божьего от геноцида и тотального уничтожения в Мидо-Персидском рассеянии.
- Мат.4:2 – Пост поиска и исполнения воли Божьей. Иисус Христос. Начало служения Господа. Подготовка к Новому Завету.
- Деян.10:30 – Пост поиска и исполнения воли Божьей. Корнилий, язычник ищущий Бога и покаяния. Покаяние от слов Петра.
- Деян.13:1-4 – Пост поиска и исполнения воли Божьей. Церковь в тупике. Решение вопроса через пост и молитвы. Всемирная Евангелизация.
Неправильный пост (плотский):
- 2Цар.12:16 – Пост утверждения своей человеческой воли пред Богом. Давид. Попытка через пост вымолить или смягчить приговор Слова Божьего. Не сработал. (2Цар.12:14 – «но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын.»)
- Мат.6:16 – Пост утверждения своей человеческой воли пред Богом. Слова Христа о лицемерии постящихся фарисеев для видимого благочестия пред народом или надмение постящихся: 1Кор.8:8 – «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.».
Мы рассмотрели значения поста, как его понимает религия, и дали свои комментарии на основании анализа Библейских текстов. А сейчас мы рассмотрим смыслы и значения поста, данные нам от Господа через Пророка Исаию. Перед тем как привести эти места из Писания, я позволю себе напомнить, что Библия, прежде всего и важнее всего, духовные тексты, а уж потом душа и плоть; что духовное трудно облечь в слова, определения и понимания, ибо у нас нет опыта жизни в духе, но мы живём во плоти и воспринимаем окружающий мир, прежде всего, душою, а не духом. И для того, чтобы нам научиться видеть духовное, нам даны душевные, плотские, прообразы. Ниже приведённые строки Исаии, работают так же – из зримого в духовное. Но так как душевное и так понятно, то комментировать его мы не будем, а сразу же будем смотреть в духовном плане.
Ис.58:1-5 – «Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву — на грехи его. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?»
На первый взгляд, внешне всё правильно – люди веруют, ищут Бога и даже, казалось бы, ищут волю Его (пути), но при этом утверждают не волю Господа, но свою и, к тому же, для собственного возвышения над другими. Однозначно, Бог такой пост не принимает и даже не рассматривает. И нет воли Божьей, чтобы мы жили, угнетая других людей и насаждая только свои интересы, чтобы обогащались за счёт других и жили в беззаконии.
Ис.58:6-10 –«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень»
- «Разреши оковы неправды» – решение проблемы греха через передачу Евангелия другим людям.
- «Развяжи узы ярма», и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо – помоги человеку освободиться от власти смерти, ада и сатаны (расскажи о Христе, который уже всё победил на кресте).
- «Раздели с голодным хлеб твой» – дай человеку хлеб истинной жизни, то есть Христа без которого человек вечно алчет.
- «Скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» – введи человека в дом Божий, облеки его одеждами праведности, то есть Христом и помогай так всегда и, давая всем людям благую весть.
Когда мы будем и физически, и духовно поступать так, то такой пост будет весьма приятен Богу, и Господь всегда и всюду будет с тобой. Он тебя благословит и прославит. Пс.90:10-16 – «не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».»
Заканчивая наше разбирательство темы поста и молитвы, хочу подытожить всё вышесказанное. Пост и молитва как обрядовый акт не работают и духовно бесплодны. Пост и молитва как утверждение своей воли, а не воли Божьей – тоже сухи, бесплодны и бесполезны, ибо не отвечает на эти молитвы Господь. А чтобы понимать и исполнять волю Божью, надо пребыть в Слове Божьем, искать её и познавать Христа. Для этого необходимо признать проблему греха, принять в своё сердце Завет, Христа и пойти за Ним, стать Его учеником. Вот в Книге Исаия именно о такой жизни говорит нам Бог, о жизни Христианской, и тогда заря правды будет всегда освещать все пути твои.
Аминь.
Видеоурок «Молитва.Пост.» на канале YouTube